Наблюдатель или как покупают сувениры дети 8

То место где она должна  работать, находилось в самом центре города, на берегу красивой и свободной реки. Исторические события,  когда-то происходившие на этом месте,  приводили сюда многочисленную армию туристов из всех стран мира. Детские группы, словно стая воробьёв, с шумом пролетала мимо  палаток.  Детские уши не желали, слушать скучные  рассказы  о далёком и былом. И они бежали к палаткам, обгоняя друг друга, протягивая в  маленьких ручонках деньги,  взамен, приобретали всевозможную ерунду, которая если сразу не сломается, то быстро надоест.  Это их жизнь,  полная энергии и  подражаний взрослым.
Какие они все разные. Приходили группы детей, где были действительно воспитанные ребята. Которые упоминали такие слова как спасибо,  пожалуйста.  Крепко сжимая в ручках не большие суммы денег, они с жалостью смотрели на сувениры, которые не могут купить. Но продавщица  не могла спокойно наблюдать, как эти мелкие деньги уходили на брелки и  другие безделушки.  С чувством ответственности за их деньги, она предлагала им товар не только по деньгам, но   который,  попав к ним, в дом, мог долго напоминать им о поездке. Например, маленькие пейзажи с янтарём. Дети спрашивали, а это ваш город нарисован? Приходилось  им объяснять, что пейзажи в каждом Русском городе похожи.  Но этот  пейзаж вы купите именно в этом городе.  Когда вы повесите его у себя дома в коридоре на стенку, то он всем будет радовать глаз, и  вы вспомните, где именно его купили. А что-то другое, просто сломаете по пути домой, и  деньги ваши пропадут. Они слушали её и  покупали эти дешёвые картинки, выручая её своими деньгами. Были среди них и ребята, которые имели на руках  большие денежные средства .Чувствуя себя королями. Гордо выкатив грудь колесом, приценивались к дорогим сувенирам, доставали из кошельков крупные денежные знаки.  Интересно было за ними наблюдать. Ребёнок всегда остаётся ребёнком, даже когда у него много денег.  И этот факт доверчивости, превращает его в доступную жертву, для не порядочных продавцов.
Но были и такие детские группы, которые можно сравнить с вороньём. В основном это старшеклассники.  Для них украсть, это подвиг, который  превозносит их над всеми остальными. Признак смелости и находчивости.  Их уловки, она уже знала.
 Действовали иногда вдвоем,  или  втроём,  создавая небольшую группировку. 
Действия  заранее обговариваются, после чего один встаёт в начало стола, другой по середине, третий  в другом конце стола.  Тот ребёнок, который в начале начинает брать в руки предметы и задавать кучу вопросов, сразу настораживает продавцов. Возможность того, что он может украсть, заставляет обращать на этого ребёнка особое внимание, отвлекаясь от других  подростков. Но как только одному из этих сообщников стоявших в другом конце стола удаётся, что-то спрятать в карман, они все отходят подальше в разные стороны. 
Другой вариант, одиночки. Обычно этим занимаются девочки. Они долго стоят у стола, держа в руке вещь, например дешёвый браслетик. И всё что они делают, смотрят тебе в глаза. Делая вид, что раздумывают, купить его или нет.  Изредка меняя его на что-то другое. И как только твои глаза переключились с неё на следующего покупателя, она быстро засовывает его в карман. И не спешит отходить. После чего она делает вид, что положила браслет на место,  показывает тебе, глазами и мимикой, сравнимо с профессиональной актрисой, что раздумала.
Есть группа ребят, которые не сильно задумываются об  осторожности. Они просто берут в руки несколько мелких предметов. А на место кладут половину. Так назовём это, ловкость рук и никакой тактичности.
Конечно не смотря на все сложные условия торговли, зная их хитрости, продавщице приходилось доставать из карманов  не оплаченные предметы.   Так же среди торговцев существует договорённость, следить за группами, которые подходят к соседним палаткам. И реагировать на такие проявления. Но были  случаи, когда  после детской группы, обнаруживались пропажи, и довольно на солидные суммы. И тогда, продавщица, подходила к руководителю группы, и объявляла, о том, что среди детей есть воры. И конечно педагоги, проводили разъяснительную беседу,  которая не приводила к возвращению предметов, но являлась предостережением для самих детей. Нельзя оставлять незамеченными такие факты,   они могут привести к плачевным последствиям, прежде всего для самого ребёнка. Но был  такой случай, когда очередная группа подростков,  своровала  со стола несколько предметов.  Гордые и счастливые, группа подростков стояла в стороне и ждала, когда руководитель поведёт их дальше, рассказывая о подвигах и сражениях.  Продавщица  подошла к педагогу, как потом оказалось в кавычках,  и попросила  провести воспитательную беседу. По поводу воровства с её стола этими детьми. Руководитель этой группы,  посмотрела  из под оправы очков, и заявила.  ---Торговцы сами виноваты, что у них дети  украли, так как неправильно организован сам процесс продаж.
 Эти слова она говорила в присутствии  подростков,  которые ловили каждое  слово. Дальше педагог заявила, что организация  труда настолько располагает к воровству, что  разговаривать с ребятами  не будет. Все продавцы, которые слышали этот диалог, были просто поражены.
И конечно женщинам, которые торговали сувенирами, захотели узнать, из какого пионерского лагеря  такие дети и сам педагог. Учитель не стала скрывать название учреждения, и гордо его произнесла, как потом оказалось  неправдой.
Конечно, можно вызвать милицию,  неприятность в общении с правоохранительными органами,  охладили бы их пыл. Но  была чёткая уверенность, что пока  милиция приедет, ребята далеко выкинут украденные вещи, после чего масса бумажной волокиты, свалится на  голову продавщицы. 
Они уходили, а она наблюдала, как взрослая женщина, заискивающим тоном вела рассказ об истории города. Да, она их боялась, и не хотела портить отношения,  им  ещё несколько недель быть вместе. Дай ей бог силы, чтоб  быть мудрой, стойкой и терпеливой.
Однажды, на пятачок  пришли школьники пятого класса. Сразу все присутствующие, услыхали зычный голос педагога. Она как полководец  распоряжалась действиями детей. Её повелительный тон  довлел над группой.  Повелительница и госпожа детских душ. Были среди детей, такие, которые удачно приспособились к её натуре, и  с помощью наигранной любезностью, добивались от неё благосклонности.
Тут к  столу подошла девочка. Чудное существо. Чистое светлое лицо, большие красивые глаза. Одежда на ней подобрана, доброй и заботливой мамой.  Скромная  милая девочка стояла и выбирала сувенир. Ту к ней подлетела  повелительница детских душ.
Ты что-то хочешь, купить? Грубо спросила она её.
Головка гладко причесана, опустилась в плечи, и она тихо ответила, - Да.
Запрещаю тебе  здесь покупать,  убери деньги и храни на Мак Доналдс.  Крик этой женщины, напугал девочку. Всё говорило о том, что этот ребёнок, являлась некой мишенью для  самодурства, этой дето владелицы. Беззащитность и страх девочки, как  эликсир пропитывал  душу учителя.  Малышка ещё ниже отпустила голову, глазки наполнились слезами, нижняя губка подалась вперёд. Девочка отошла  в сторону  и  встала, всматриваясь в даль, и изо всех сил пыталась не заплакать.
Продавщица  подозвала её к себе.
Ты что-то хотела купить, но у тебя не хватит денег на кафе? Спросила она.
Нет, у меня хватит денег, дрожащим голосом ответила она.
А что ты хотела купить, продолжала разговор с ней.
Браслетик, тихо ответила она.
Возьми его, предложила она ей, я тебе его дарю.
Девочка смотрела на неё, не смея взять в руки украшение.
Тогда она громко обратилась к детям, стараясь, что бы  услышала и учительница.
Ребята, подтвердите  вашему педагогу, что я подарила этой девочке браслет.
Они дружно закричали, - да, хорошо.
Девочка взяла безделушку, и продавщица увидела, как её лицо озарилось радостью. Ребята подходили к ней и проявляли интерес.
Ты это купила?
Нет, мне подарили.
Ну, тебе везёт, восхищались они.
 Она стояла, еле сдерживая улыбку. Но уголки губ расплывались по щёчкам. Она улыбалась. Её улыбка озаряла  душу продавщице. Ей улыбался ангел.
.  Эти  учителя, которые ублажают своё самолюбие, за счёт беззащитности детей. Сами себе готовят забвение. Через много лет, они будут идти по улице, больные и немощные, а мимо будут проходить их ученики и делать вид, что  не знают их.  И это самое страшное проклятье такому педагогу.
На смену одним группам, приходили другие, которые тоже приносили с собой  свои необычные отношения.
Занимаясь торговлей, стараясь не отвлекаться, вдруг  услышала пение. Тонкие девчачьи голоса вытягивали гимн России.  Посмотрела на палатки, встретилась глазами  с другими продавцами, и они  дали понять, что тоже заинтересованы, этими звуками. 
Около палатки, где торговали два молодых паренька.  Стояли три девочки, очень скромно одетые. Повернувшись лицом к юношам, девчонки громко выводили куплеты. Что это  могло значить, все узнали позже.
Оказывается, подойдя к этим молодым людям, они начали просить их, подарить   сувенир, так как у них нет денег. Тогда  искра задора  возникла у мальчишек в голове.  И хитро поглядывая на них, предложили исполнить им громко гимн, надеясь, что они растеряются, смутятся и на этом всё кончится. Но девчонки дружно, во весь голос,  не смущаясь и стесняясь, пропели его с начало и до конца. 
Одноклассники, стояли вдалеке, сбившись в кучку, и с презрением смотрели на них.  Через  действия этих девочек, они чувствовали себя  унижено. Но в отличие от своих товарищей, у этих девчонок не было  никаких подобных ощущений. Когда они пропели, то получили вознаграждения в виде разорванных цепочек с дешёвым украшением.  Опьянев от такого простого добывания желаемого, они стали подходить к каждой палатке, и предлагать себя в качестве, поющих и пляшущих, за любое вознаграждение.
Когда они нагло обратились в её палатку, заглядывая в глаза, в которых светилась наглость и смелость.  В голове продавщицы не нашлось  слов. Она просто сказала им, мне нечего вам дать. Видя, что их деятельность никому не нужна, они присоединились к своему классу, важно поблёскивая на шее цепочками, растворились в толпе.
Особенно хочется отметить,  необыкновенное  воздействие на детскую психику имеют сувениры из перьев птиц. Китайцы, заметив эту особенность,  используют перья куриц, покрасив их разные цвета, и в завершении, вставив, в само перо маленький пишущий стержень. Да и никто не собирался  проверять перо на письменность. Как зачарованные, дети смотрели на эти цветные перья, и редкий ребёнок, отказывался приобрести  себе это чудо.  От ежедневного  складирования  их в коробку,  они начинали приобретать очень обтрепанный вид, ломаясь и обрываясь, теряя видимую красоту. Но дети,  не хотели видеть этих изъянов,  протягивая продавцу свои сбережения.   Она не могла продавать то, что только стоило выкинуть, и тогда она брала на себя ответственность, и  те перья, которые теряли товарный вид, просто дарила детям.   Сломанные и разорванные,  являлись для ребят самым прекрасным  подарком.
Артёму, после рабочего дня, она отчитывалась за каждый подарок, на что он улыбался и соглашался с её действиями.
Впоследствии,  дарить подарки, стало легче. Среди товара, были такие, что отличались только в цене, но по виду и качеству абсолютно одинаковые.  Этот товар был с того года, и по этой причине  стоили дешевле.  Когда на столе одинаковый товар по разным ценам, то это создаёт путаницу, и продавщица  сама поправляла цены, по своему усмотрению. Надежда была  довольна, так как  только выигрывала.
Посетил это историческое место, один отряд из очередного пионерского лагеря, по возрасту  примерно лет десять. Конечно, им всё нравиться, и много  хочется купить. Но приходиться  реально, смотреть на вещи.  Они ходят вокруг палаток, облизывая глазами каждую безделушку. Но среди них иногда встречаются мальчики, которые, отказывая себе,  начинают покупать подарки девочкам, которые им симпатичны. Они экспериментируют, учатся жизни,  и по детски вручают покупки  своей подружке, после чего отходят и гордые стоять в стороне, в окружении других мальчишек. В отличии от него, другие мальчики, все свои деньги потратили на себя.
 Внимательно наблюдала за  их  взаимоотношениями, видела много интересного.  Интересно наблюдать  поведение девочек. Были такие, которые, смущаясь, принимали сувениры от мальчиков, не понимая,   как им себя вести после этого. Но одна девочка, обратила на себя внимание своим поведением. Она ничем не отличалась от  других детей, ни дорогой одеждой, ни красивой внешностью.  Всё в ней было обыкновенное.
 Но один мальчик, купил для неё довольно дорогую вещь, для детского кошелька. Тут же, не отходя далеко, от торговой палатки, протягивает ей, со словами.
Это тебе, подарок от меня. 
Она неохотно взяла предмет. У неё был  такой вид, который говорил этому мальчику, я намного дороже этого подарка вместе с тобой взятым. И то, что я его взяла,  лишь сделала тебе одолжение.
 Это было поведение не девочки, а женщины, которая прожила жизнь, и прошла через огонь воды и медные трубы. Многие женщины пытаются этому научиться в течении жизни, а она уже  умеет. 
 Милые, хорошие маленькие взрослые. Пусть у вас будет всё хорошо. Именно  по вашим законам   придется жить, и именно вы будете хозяевами завтра, которое обязательно наступит.


Рецензии
Замечательно! Очень интересные и тонкие наблюдения из иного, деского мира. Успехов Вам,Елена.

Лариса Шумко   05.12.2011 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо Лариса, очень рада хоть одному отклику, на мои ( эти рукоположения) Очень и очень.

Елена Бочкарева 07   06.12.2011 11:58   Заявить о нарушении