Армейские зарисовки

               
            Нет, ребята, я не гордый.
            Не загадывая вдаль,
            Так скажу: зачем мне орден?
            Я согласен на медаль.

           __А. Т. Твардовский, «Василий Теркин: о награде»_____


         В известном фильме «Офицеры», один из героев – командир погранотряда, борющегося с басмачами, произносит фразу, ставшую легендарной: «Есть такая профессия – защищать Родину». И в самом деле, ведь солдат – это не просто человек с автоматом, а офицер – не просто человек, которому подчинены солдаты. Чтобы стать солдатом, тем более офицером, нужно учиться, овладевать знаниями. Но чтобы овладеть знаниями, нужно желание.

          Учебка позади.
На новом месте у меня появились новые друзья. Сергей Рыбко, Рыба, Рыбкин  … как его только не называли, и Валера Иванченко из Москвы, Сергей Жбанков из Дятьково - Жбан, Артур Акопян из Армении, Саша Хуснутдинов – татарин из Казани. Вот такие мы разные подружились в армейской среде. Армейская дружба очень сильная, она проверяется временем, выносливостью, терпимостью, взаимопониманием, умением прийти на помощь, поделиться хлебом и водой, поделиться радостью. Вот такой компанией мы и держались. По вечерам пили чай: я организовую безопасное место в штабе батальона, кто-то договорится за хлеб и сахар в хлеборезке, кто – то что-то из еды, хорошие сигареты, Серёга с гитарой. Всегда тихонько пели песни или Серёга пел что-то классическое из Beatles, он до армии играл в одной из московских групп, ко всему классно знал английский язык. Да и как ему не знать его, если его мама преподавала английский в МГУ.  А вот Серёга Жбанков был просто уникален в юморе, впрочем, мы все не подарок. Так вот, он был курсантом военного училища один год, насмотрелся всего бреда армейского и решил, что нужно дослужить в войсках и на гражданку. Ему так понравился Дальний Восток, что после армии он женился и остался там жить. Всё у него хорошо сложилось. 

       Артур наш – добрейшей души человек. Обращались к нему – Ара. И если, бывало вместо чая организуем бутылочку водки, то он любитель говорить. Какие замечательные тосты знал. Говорил так, что заслушаешься. Вот она культура пития. Просто молодчина.  Вот такие мы. Да и по службе мы всегда поддерживали друг-друга. На компанию мы купили фотик «Смена» и всегда фотались, а когда уходили на дембель, в память о нас, подарили ребятам фотик и всё оборудование к нему (фотки ведь ночами сами делали).      
На этих страницах я попробую поставить несколько фотографий, на которых я и мои друзья. Фотки, как я уже говорил, сделаны нами, от этого качество желает быть лучшим. Мне кажется, что память о службе это здорово. Многие фотки не уставные, поэтому и приходилось альбом пересылать домой из почтового отделения в посёлке, дабы избежать цензуры.

        На самом деле и хочется об армейской службе рассказать по типу армейского альбома. Это, я считаю, одна из форм фиксации памяти является создание домашнего архива. Дембельский альбом, фиксируя важный эпизод жизни, выражая взгляды общества на то время, быт, воспитание, культуру, зачастую воплощается в художественную форму. Сначала я не думал делать альбом. А потом решился, решился всё делать сам, фото, рисунки, апликации, оформление тущью и прочее. Меня привлекло ещё то, что это по сути особая книга, история, только в одном экзкмляре, дембельский альбом не является стандартным образцом памяти. Здесь зафиксированы портреты, общие фотографии, фото боевой техники, рисунки, открытки, есть чеканка, коллажи, разместил даже оригинал моей увольнительной записки, автографы и пожелания друзей – однополчан.
 
         Видел альбомы ребят, которые служили после школы. Этот альбом является документом превращения юноши в мужчину, мужским аттестатом зрелости. Думаю, что он будет интересен людям, прошедшим воинскую службу, так и не носившим армейских сапог!

         Конечно же иногда наступала мрачная тоска по дому, скучал за женой, дочкой, надоедала каждодневная никому ненужная работа. Часто задумывался, такая огромная армия приносит одни убытки государству. Почему так? В армии служат парни с разным образованием, разными специальностями. Вот мой товариш Валера Иванченко был высоклассным токарем. Мог на станке выточить кубик Рубика, тросто на «ты» со станком с цифровым управлением и это в 80 – годы. Так вот  Валера немного работал на японском заваде, а японцы за это давали для полка краску. Японцы говорили, что Валерка очень высокой квалификации токарь, а он в армии, то полы моет, то БМП красит, то картошку чистит. Так нужно Родине?   
 
         Я уже говорил, что отпуск у нас могли получить только тем, кто жил на Дальнем Востоке.  Я как-то заикнулся, что дома супруга и дочь, что не вилел их год, так мне замполит потом такую лекцию читал, что для Родины очень  дорого меня отпускать в отпуск, и что я совесть потерял, что не патриот, что имея высшее образования задал ему идиотский вопрос. После этого я и не заикался – бесполезно.  А вот в увольнение пускали, в Спасск –Дальний. Но что там увидишь? Небольшой городишко, преимущественно живут военные. Ходили в кинотеатр, ну мороженое купишь, журнал в парке почитаешь. Пока читаешь журнал 10 раз подойдёт партуль и 10 раз проверит увольнительную. Дурдом да и только.  Но иногда хотелось поехать, отвлечься, купить фотоплёнку, просто пошататься среди гражданских.
               
      Я считаю, что служба в армии - это незабываемая часть жизни каждого солдата, так как армия наполнена своими традициями и своеобразным юмором. Юмор всегда был связан и с прапорщиками. Мне кажется, что в каждом полку был прапорщик Шматко, и что удивительно с дибиловидным лицом. Они были, конечно, разные, но по сути, наверное, все на одно лицо.
 
       Служил у нас один парень из Саратова, прослужил год и служба солдатская ему не понравилась. Написал рапорт  на курсы прапорщиков.  Два месяца учили, переодели, поселили в общагу.  И вот радость – назначили нашого прапорщика вместо меня старшиной батальна.  Никто не мог понять зачем.  На второй день без десяти шесть подходит он ко мне и тихонько спрашивает, можно ли будить батальйон. Я ответиел тоже шёпотом: «Нет».
Все спят, благодать, тишина …   на построение, на зарядку не пошли. Сопит батальйон.  И тут гром!  Влетает Митрофаныч, командир наш.
- Безобразие!  Подъём! Кому спим?!  Прапорщик, ко  мне! Почему все спали?
- Так мне старшина сказал не будить.
- А я и не старшина, - ответил я комбату.
- Прапорщик, после обеда на склад!  Здесь у тебя не склеится.

А я тем временем построил пацанов и мы пошли на зарядку.
Зарядка в -40;С это мрачно, а вот кросс – здорово.

     - За мной, дышим глубоко - скомандовал я, и все побежали.

 А комбат тем временем поучал  молодого прапорщика ...

 

 Спасск Дальний.   КДВО.    1984 г.


Рецензии
Да! мы не забудем эту часть,
Что в жизни нас на службу занесла :о)

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   22.12.2023 21:48     Заявить о нарушении
это точно
спасибо
жму руку

Олег Устинов   23.12.2023 04:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.