Читая воспоминания Матильды Кшесинской

      

Думаю, что у каждого бывает в жизни периоды бессонницы. В один из таких периодов, чтобы скоротать ночь, взяла в руки книгу в светлом переплёте, на которой помещено ретро-фото молодой красивой женщины в шляпе. Это знаменитая балерина, блиставшая в конце 19-го и первой половине 20-го века, прима императорской сцены, неповторимая и загадочная Матильда Кшесинская.

Свои воспоминания она начала писать в возрасте 80-ти лет после того, как ей приснился сон: она находится в театральном училище в Санкт-Петербурге и туда под звуки хора «Христос воскрес из мёртвых…» в открытые двери должны войти души Царской семьи. Но буря и дождь помешали им это сделать.

«Воспоминания» заканчиваются в возрасте 87-ми лет. Но в книге не указано, сколько всего лет она прожила, а родилась она первого сентября в 1872 году (почти ровесница В. Ленина). Я обратила внимание на то, что все танцоры, как правило, долгожители. Знаменитый танцор Игорь Моисеев не так давно отметил своё столетие, дедушка М. Кшесинской, тоже танцор, умер в 106 лет, и то от гриппа. Сама Кшесинская прожила довольно долгую жизнь. Ещё раз подтверждается: движение – это жизнь!

Период моей бессонницы совпал с унылой порой. Смотрю из окна во двор, и охватывает тоска: сыро, пасмурно, мокрый тяжёлый снег лежит островками на чёрной земле, деревья с голыми чёрными сучьями, тротуары мокрые и чёрные. Что-то много чёрной краски выхватывает моё зрение. Мне кажется, что и в моей жизни наступил такой же унылый период, как и в природе.

Борюсь с бессонницей – продолжаю читать «Воспоминания» М. Кшесинской. Мне интересно читать её воспоминания, как современницы русского царя Николая Второго, и как женщины из великосветского общества, да ещё талантливой балерины. Она прожила долгую жизнь, богатую, красивую, творческую. Она любила и была любима многими мужчинами, которые дарили ей не только редкие золотые украшения и бриллианты, но дома, и даже дворцы. Поклонники забрасывали цветами, носили на руках, обожали.

Значит, можно и так прожить жизнь, и не нужны болезни, нищета, непреодолимые преграды, чтобы готовить душу в мир иной. Похоже, что Матильда прожила свою прекрасную долгую жизнь без сомнений и терзаний. Читая «Воспоминания», я этого не ощущала. А может, она заслужила такую жизнь своими прошлыми жизнями?

Дошла до описания событий 1917 и  1918 годов. Мне интересно об этом читать глазами Кшесинской. И всё равно, у меня сложилось впечатление, что даже печальные события, которые происходили в это время в России, хотя и затронули её, но как-то мимолётно. Судьба, или какое-то проведение свыше, оберегали Матильду от более плачевных событий в её судьбе.

Кшесинская представляется мне женщиной лёгкой, кокетливой, и одновременно женщиной очень сдержанной и хорошо воспитанной. А так же женщиной не очень высокого интеллекта, то есть достаточного, чтобы чувствовать себя свободно в высшем обществе.
 
Особое внимание в своих воспоминаниях она уделяла тому, как устраивала званые обеды, приобретала драгоценности и обустраивала дворцы. Уж очень много энергии Матильда тратила на обустройство этих домов.  О каких-либо проблемах, возникающих в её судьбе, она писала минимально, как будто ей об этом даже не хотелось вспоминать и даже писать.

Но, может быть, женщина и должна быть такой?
 
За окном медленно кружатся снежинки. Я засыпаю… Спасибо, Матильда! 


Рецензии
Здравствуйте, Светлана. Очень хорошо написано и захотелось прочитать эти воспоминания. Я свои мемуары тоже начал писать в 80 лет. Если найдёте время, то, пожалуйста, пробегите своим умным взглядом. С уважением.

Николай Таратухин   08.03.2019 16:41     Заявить о нарушении
СПАСИБО ЗА ОТЗЫВ!

Михай   10.03.2019 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.