Спор

Однажды поспорили ангел и черт,
Что человека по жизни ведет.
- Я все поступки его одобряю. –
Ангел промолвил, в рассвете растаяв.
- Я же все время его соблазняю. –
Черт добродетель людскую охаял. –
Люди, что скот, подчиняются тупо,
Это приятно, но скучно и глупо.
Лучше поспорим, давай, мы о том,
Что будет выше – добро или зло.

Ангел, подумав, ответил лихому.
- Это грешно, поступи по-другому,
Просто явись человеку в печали,
Выбор ему предложи нескончаемый,
Пусть из соблазнов и сладких утех
Он совершит хоть единственный грех.
Ты накажи, а потом и посмотрим,
Чье отношенье к себе он одобрит.

Вот ты хитрюга!.. – Черт расхохотался. -
Я как болезнь, ну а ты, как лекарство?!
Нет, мы поступим не так, а иначе.
Ты подтолкнешь, и увидишь, что значит –
Речи твоей сладкий мед на устах –
Боль, раскаянье, отчаянье, страх.
Я же явлюсь ему как избавленье
В этом аду, в этих адских сомненьях.

- Делай, как знаешь, мешать не желаю. –
Ангел, со скукой на небо взирая –
Счет облакам, пролетающим снизу
Медленно вел, потакая капризу.
И, получив разрешение свыше,
Черт усмехнулся, спустившись по крыше
И человеку, что был ни при чем –
Встал за спиной он, за левым плечом...

Первое, что он скорее добился –
Чтоб человек тот в долгах очутился.
Чтобы ушли и друзья и родные,
Чтоб даже стены вдруг стали чужие,
Чтобы болезни и хвори пристали,
Чтобы любимый ушел человек
Рану в душе оставив на век...

Ангел же мягко его утешал,
Сладкие сны и стихи посылал,
И, не смотря на мученье чертей,
Сквозь завалы проблем вновь пробился ручей.
Вновь улыбка счастливая часто сияла,
И любовью великой людей озаряла,
Снова сердце, от счастья, забилось как птица,
И друзья пожелали к нему возвратиться.

Черт, разгневанный этим, выщипал хвост,
Молнией взвился, и понял – не прост,
Ангел печальный, что вход охраняет
В душу того, кого он соблазняет.
Хитрости строя, лукавя, юля,
Черт, в виде жертвы, представил себя.
Мягко, обманом, окутывал душу.
Ласково лгал: – Я покой не нарушу...
Чтобы потом обмануть и подставить,
Чтобы в безумие ввергнуть, оставить...

Ангел, же, мягко, присел у подушки,
Тихо расправил у перьев опушку,
Тихо, с надеждою, песнь пропел,
Боль уничтожил, и прочь улетел.
Слезы ручьем бесконечным пролились,
Грусть и страдание вмиг излечились,
Слабой улыбка была в этот час,
Но и она черта вывела враз...

- Ты исполняешь веления бога!
Это нечестно!.. Ты должен быть гордым!..
- Гордость – удел всех сварливых чертей. –
Ангел смеялся, узрев апогей
Злости чертячьей. – Ангелы служат...
- Просто с башкою своею не дружат!
Можно же просто велеть от себя,
Можно любовь подарить, не любя,
Можно... А можно... – Взахлеб черт желал...
Ангел же, просто, скорбно молчал.

А человек, что игрушкою стал –
Медленно рос, и душою крепчал.
И, одинокий, по воле небес –
Веру изгнал, и сломал в душе крест.
Черт, торжествуя, от радости прыгал,
Козни обдумывал, хвостиком дрыгал,
И, словно гордый, задумчивый сфинкс,
Долго вынашивал идею «фикс».

- Знаю!.. Я знаю, чем волю сломаю!.. –
Громко кричал он. – Я знаю!.. Я знаю!..
Я задавлю ядом мелких проблем,
Я уничтожу его!.. Просто съем!
Черт извращался в своих изысканьях,
Болью терзал, причиняя страданья,
Выход подсказывал – прямо в тупик...
И человек потихонечку сник...

Проблески перьев от ангельских крыльев
Реже и реже мелькали, а вера –
Жестче, грубее рвалась на куски,
Ну а душа зажималась в тиски.
Ангел, вздыхая, задумчиво ждал,
И с облаками, и с солнцем играл,
Без интереса смотря на забаву,
Что предложил ему сделать лукавый.

- Эй!.. Ты смотри, вот, что я сотворил!..
Это творение я совратил!..
Ангел со скорбью взирал на аффект,
Вызванный чертом: - Пропал человек...
- Точно!.. Пропал!.. Я был прав!.. Победил!..-
Черт беспрерывно и гордо твердил. –
Он теперь мой!.. Я творю – что хочу!
Разумом этим – вот как ворочу!..

А человек – словно загнанный зверь,
Смерти искал, уходя от потерь,
Рвался к безумству и бился в бессилье,
В кровь разбиваясь, мечтая о силе...
И, уничтожив отчаянный страх –
К краю шагнул, чтоб разбить себя в прах.
Черт верещал, о победе мечтая –
Ангел, же, ждал, в небо очи вздымая: -

- Боже, прости окаянную душу,
Боже, спаси и избавь. Я нарушил
Клятву свою – невмешательства свыше.
Боже, прости же его... Ну, прости же...

...Разум вернулся вновь в бренное тело,
И человек, отойдя от предела,
Духом воспрянул, и вновь засмеялся...
Ангел, же, скорбный, без крыльев остался...

Так год за годом, за часом час –
Ангелы, бесы, спорят про нас.
Мы поддаемся, безвольно, игре,
Ангелы крылья теряют во мгле.
А тот, кто правит тот бал – ты ведь знаешь,
Вечно смеется, победы считая,
Что над людьми, что над высшею силой,
Крылья, иль жизнь забирая, как милость...


Рецензии