Юнец и Солдат - Баллада

Послушайте, люди, такую балладу,
И, пусть она станет для сердца усладой...

Когда-то давно, в королевии дальней,
Жил юноша милый, но очень печальный.

Любить не умел, а страдать не желал,
И истину жизни все время искал.

Но в поиске этом, все время плутал,
От боли душевной, в молчанье страдал.

- Скажите мне, кто я? - Людей он просил,
В ответ же - смеялись: - Вот это спросил!..

Ведь ты - человек, и обычный мальчишка!
Но для него это стало излишком.

Котомку собрав, и одевшись теплее -
Тот парень ушел, ни о чем не жалея.

И в дальней дороге, что выбрал случайно -
Найти себе друга пожелал он отчаянно.

Шли месяцы, дни, слившись в долгие годы,
Менялись дома, люди, мир, и природа...

А юноша шел, исходив все дороги,
Не слышал он гласа ни черта, ни бога...

Однажды, когда подустал он немного -
Когда отказались идти дальше ноги -

Он к лесу свернул, и присел у опушки,
Послушать, как звонко кукуют кукушки.

А в это же время, с другой стороны -
Шел Странник, который вернулся с войны.

Увидев мальчишку, присел недалёко,
Смотря, как светило уходит к востоку.

Когда горизонта коснулись лучи -
Малец шевельнулся... «Сейчас закричит...»

Вдруг Странник подумал, котомку снимая.
«Я должен спросить - но о чем - я не знаю...»

- Пути тебе доброго, млад человек!
И боли не знать и не видеть вовек.

- И я тебе доброй дороги желаю... -
Парнишка присел, на солдата взирая. -

- Откуда ты, с запада?.. Я на восток...
И путь мой, я чувствую, будет далек...

- Давай поедим, пред дорогою дальней. -
Сказал паренек, вздохнувши печально.

- Давай. - И солдат, развязавши котомку -
Достал сухари, кусок сала, солонку.

Мальчишка свой выложил скудный паек,
И, разговора потек ручеек...

- Откуда?.. - Не помню. - Зачем? - Для себя.
- Что ищешь? - Хочу, чтобы были друзья...

- А ты не нашел?.. - Не нашел, хоть искал,
Теперь я на запад, на тот перевал...

И, Странник, прищурившись, буркнул, чуть грубо.
- Не надо туда. Давай я стану другом.

- Но дружба слепа, как любовь или боль...
Ее не познает вот так вот... Любой.

- Я знаю, что дружба! Тебе ли учить? -
Солдат возмутился. - И память - горчит...

Друзей я терял и в бою, и на плахе,
С друзьями делился последней рубахой.

Друзья - Это... Соль. Ниспослание свыше.
С друзьями... Ты, в унисон, словно, дышишь...

И, парень, поверив, в руке руку сжал,
И улыбнулся - нашел, что искал.

Со Странником, резко, свернули он на север,
Осевши в каком-то забытом пределе.

Душа в душу жили юнец и солдат,
И каждый, по-своему, дружбе был рад.

Но к ним, по законам, придуманным свыше,
Злой гений пришел, познакомиться ближе.

Одетый в лохмотья, не стар и не млад...
«Не нищий он. Воин...» - подумал солдат.

Но путника, все же, впустил, накормил,
В сенях ему ложе, попоной, накрыл...

А утром застал с пареньком, за беседой...
... - А я этим миром давно уже бредил!..

- О чем ты? - Встревожился, было, солдат,
Увидев, что путник, не так уж и рад,

Тому, что так резко прервали слова,
А юноша лишь, улыбнулся, слегка.

- Сказали мне - мир существует такой,
Где ты... и не ты. И, мир, словно живой!..

Где скалы - поют, а ручьи подпевают,
Где горя и боли никто не узнает!..

И я посмотреть этот мир захотел!
«А что ты, приятель, иначе, хотел?»

Солдат, помолчав, развернулся и вышел.
У парня - Дорога... Куда ему слышать?..

- Постой! Погоди!.. Почему ты не рад?..
Ведь ты же, мне друг, ты - почти, старший брат!..

- Почти. - И солдат отвернулся к окошку. -
Иди. Ты, ведь, просто... гулящая кошка...

Ищи, мир бездонный, где небо сияет,
Где каждый живет - как себе представляет!..

И парень - ушел, что б уже не вернуться,
Добиться мечты, и, наверно - проснуться.

А гений злой, медленно, потихоньку,
Ломал парню душу, и тихо, негромко,

Величие, мудрость ему обещал,
Пока, наконец, не склонил, не сломал...

И, парень, решив, что дано ему свыше -
Однажды решился, и в свет белый вышел...

И, стал он могучим, и злым королем,
Кнуты и остроги - все было при нем.

Но он не забыл пожилого солдата,
Который его просто понял когда-то...

- Его привести, и склонить! На колени!
Я вам!.. Дармоеды! Признать его пленным!

И стража, пошла, и вернулась с солдатом.
- Ну, что, еще помнишь?.. Верзила патлатый?

- Ну, помню. - От пола глаз не отрывая -
Промолвил солдат, брата не узнавая. -

- Другим ты был, помнишь?.. Другим!.. Не таким!..
- А мне все одно - я несу боль живым!

А ты, тот, что рядом когда-то пригрел,
Как древний старик, что сейчас не у дел -

Нести мое слово вперед меня будешь!
Надеюсь, что было у нас - не забудешь?..

Ты - Герольдом станешь! Ну, ясен приказ?!
- Конечно, мой брат... Не обнимешь, хоть раз?..

- Тебя?!! Ты, наверное, ополоумел!
Теперь я - король! Ты, наверно - безумен!

Ты - только голос моих изречений!
Я не позволю ни капли сомнений!

Иди, и неси мое слово царям!
Что б эти... безумцы, припали к ногам!

Того, кто желает всем миром владеть!
Ну, понял?! Иди в белый свет, человек!..

И, Странник - пошел. Он нес Слово и боль.
Он знал, что ушла, растворилась любовь –

Меж ними - солдатом и братом названным.
Увы... что ж, бывает, хотя, как-то странно.

Он нес Повеление, Слово Владыки,
Но помнил улыбки, любовь, нежность лика.

Всю страстность ночей, всё безумие дня...
- Зачем же, ты друга отнял у меня?!!

Воскликнул солдат, увидев мерцание,
И прям на тропу, легко вышло создание...

Без крыльев, без нимба, без злата волос...
Но Странник, вдруг понял - пришедший не прост.

- Чего ты желаешь, о, путник усталый?..
Небес, бесконечности светлого рая?..

- Вернуть любовь друга!.. - Почти прорычал
Солдат, и к стопам обнаженным упал. -

Прошу, помоги! Мы, ведь, раньше, любили!
Ни он и ни я - ничего не забыли!..

Верни, то, что было, прошу и молю!..
Не уж, не исполнишь ты просьбу мою?!

- Исполню. - Посланец качнул головою. -
Ты добр, и поэтому истин не скрою.

Ты должен вернуться туда, во дворец,
И сердце свое предложить, как венец,

Единому счастью. Что, ты согласен?..
Но ангел не знал, как совет тот опасен...

И странник вернулся... Вошел во дворец,
Что был изумителен, словно ларец.

И, к трону прошел, снова встав на колени,
Но только сейчас - чтобы вырвать из плена

Пылающий сгусток безумной любви.
- Прости мне король. Я безумен. Увы...

И нож, так легко, грудь солдата прошел,
И сердце воителя сразу нашел.

Кровь хлынула болью, на ворс ковра...
- Эй, стража!.. Скорее идите сюда!..

Король подобрал своей мантии подОл,
И улыбнулся - как мерзок и подл,

Поступок солдата. Какая утрата!
И он усмехнулся. По суду и расплата.

Любовь в этом мире дана нам не свыше,
Ведь, плотских утех, пожелание ближе.

А там, за портьерой, не плача, не каясь,
Стоял темный гений, на сцену взирая...

- Увы, милый мальчик... Ты больше не мой.
Ты из моих рук ушел. Этот герой,

Что сердце тебе, подарил, не жалея -
Тебя отобрал. Что же, люди умеют

Любить до конца. Ну - прощай, малолетка.
Из плена, из гнева - вдруг, лопнула клетка…

- Любимый!.. - И парень, сорвавши венец,
К солдату метнулся, но близок конец. -

Прости... Я не думал… прости... Но живи...
- Ты сердце свое, так же мне, подари... –

Солдат прохрипел... Но в руке уже нож...

И, больше их жизнь, я прошу, не тревожь.

Солдат и юнец, что прошли этим миром,
Который юнцу был обещан кумиром...

Где скалы поют, а ручьи - подпевают,
Где горя и боли никто не узнает...

А мир?.. Что же Мир - пережил и живет,
И песнь свою, дальше, уныло, поет.

И так продолжают юнцы уходить,
И так же, бессмертную душу дарить...

Не каждому в мире Солдат выпадает.
Не с каждым юнцом, Игру гений играет...

Все так же, все тоже, но только заводы,
И так же людей ищет счастье, невзгоды...

Да только та Доблесть и даже Любовь -
Оставили мир. Хотя, правда, порой...

Они появляются, чтобы напомнить
О древней легенде. И - болью наполнить.


Рецензии