ТЫ И ТВОЕ ИМЯ

http://supercook.ru/name-imenoslov.html
http://supercook.ru/name-imenoslov.html


КАЛЕНДАРЬ  ИМЕНИ

«Что в имени тебе моем» А.С. Пушкин

Календарь именин.- М., 1991.- 16с.

В «Календаре именин» предлагаются наиболее распространенные имена и даются их значения.

ТЫ И ТВОЕ ИМЯ

Нет меж живущих людей , да и не может
и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый ,
убогий и знатный ,
Имя, как сладостный дар, от родимых
своих получает...
(Гомер)               



               

  Как же выбирают старшие младшим новорожденным их имена ?   
  До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами . а простыми словами , причем , на наш сегодняшний взгляд , они выглядят довольно нелепо. Ну как,
например, сегодня можно отнестись к такому имени , как Кислоквас, Огурец, Износок,
Кисель и т.д. ?  Но в те далекие времена эти языческие имена были привычными и естественными.
  Христианство проникло на Русь в конце Х века из Иудеи через Византию (Греции).
Жрецы этой новой веры  - священники и монахи  - вступили в яростную борьбу с верой старой , язычеством. Был придуман хитроумный ход : отныне все дети могли получать имена только при посредстве христианской  церкви , во время обряда крещения , и , конечно же , только христианские имена  , уже принятые в Византии. Именно с этих пор слова «назвать» и « окрестить» стали у нас значить одно и то же.
  В то же время в Греции и Риме носили вовсе не христианские имена , а самые обычные
языческие , греческие и римские (латинские). Но потом выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь человека, прославленного христианской церковью, «святого», как говорили тогда. В этом был известный смысл : христиане
верили, что после смерти кого такие угодные Богу люди вознеслись на небо для новой жизни и продолжали заниматься делами грешной земли. Оттуда святые могли оказывать помощь своим «тезкам».Так считали тогда люди . Имена «святых» вносились в святицы.
  Святцами называлась у православных христиан церковная книга , содержащая месяцеслов (календарь); составленный в порядке месяцев и дней года, к которому приручено церковью религиозное чествование каждого святого. Это нужно потому , что принято было «нарекать»  младенцев  именем того из святых , память которого приходилась на день рождения этого ребенка. А так как святых с одинаковыми именами было довольно много , в святцах эти имена повторяются весьма часто.
  Но все же на Руси народ еще явно предпочитал свои имена чужим, Перебрав все древние документы до ХIII века , ученные насчитали в них не более десятка людей ,
обозначенных только крестными именами. Это всегда знатейшие из знатных, князья-рюриковичи: Василько, Давид, Андрей, Юрий. Куда чаще , даже среди высшей знати,
встречаются люди с двумя именами. Их упоминают под официальным , крестным и под домашним, мирским именем. Сейчас уже мало кто знает , что с точки зрения церкви не
было ,например, Владимира Мономаха , прославленного полководца и мудреца.
Мономах “во святом крещении” был наречен Феодором; Феодором его и числит церковь.
В первые века христианства на Руси даже знатейшие люди предпочитали не забывать своих мирских имен.
  Большинство самых обычных наших имен являются не русскими. Среди них множество древнегреческих,  древнееврейских, римских (латинских). Есть имена , взятые от других народов Востока. Правда , за долгие и долгие столетия постоянного их употребления эти привозные , заграничные имена примелькались нашему слуху , стали привычными.
  К тому же большинство из них сильно обрусело и изменилось по форме.
  В «Календаре именин » предлагаются наиболее распространенные имена и даются их значения.

  Составление. Предисловие ЦРПО «Золотое кольцо».
                ВРО «Все звезды». 1991 г.


Рецензии