3. Замысел ещё не точка...

3. «Замысел ещё не точка...»

«Не нравится – разводись!» - ещё не так давно эти слова вызывали священный ужас: «Как же так? Ну почему? Ну, ведь не к разводу же я стремлюсь, в самом деле. Я же хочу исправить, спасти, сохранить…» Это теперь я понимаю, что была жертвой обыкновенного бытового шантажа, что в этой фразе крылось обычное «да куда ты от меня денешься!» и воспринимать её надо было однозначно: «Если терпишь, значит, всё нравится, всё устраивает». Даже если внутренний голос и начинал робко нашёптывать что-нибудь на тему необходимости  выйти из замкнутого круга, то находился аргумент безотказный: «А что изменится? Разъехаться у нас нет возможности. Если сейчас  я хоть как-то могу на него влиять, то после развода у меня не будет права голоса. И вот тогда он…» И дальше услужливое воображение рисовало, что же он тогда начнёт делать на нашей общей территории.  И как-то не думалось о том, что право голоса – это величина номинальная. Формально оно как бы есть.  Но фактически его давно уже нет. Когда, уже имея на руках свидетельство о расторжении брака, я услышала почти дословное озвучивание собственных мыслей (коллега по работе сетовала на свою невозможную жизнь, резюмируя рассказ этим самым «А что изменится»), я искренне рассмеялась, испытывая при этом необыкновенное облегчение. «Ты не сердись, это я над собой», - успокоила ошеломлённую женщину и коротко поведала о том, как мы все, оказывается, похожи в своих страхах.

Страхи, опасения, сомнения - от них, тем не менее, никуда не деться. Воплощение некоторых идей даётся нам с кровью. И очень важно не передумать, не уступить, не поддаться минутной слабости, не купиться на очередное обещание, что теперь, с этой минуты всё будет иначе. Не будет. После небольшой паузы, когда  вторая сторона сочтёт, что вы достаточно успокоились, ад вернётся. Только пытки станут более изощрёнными. Вам никогда не простят того, что вы пытались диктовать условия. Именно поэтому, однажды решив, надо идти до конца.  Или всё оставить, как есть. Потому что развод – это не воспитательная мера, не способ наказать, не попытка выкроить из партнёра более удобную модель для дальнейших супружеских отношений.  Надо отдавать себе отчёт в том, что это не понарошку, что зал судебных заседаний не игровая детского сада и даже не кабинет психотерапевта. Несомненно, до финального удара молоточком вы ещё можете отозвать иск, но это будет уже другая история, в которой такая привычная и родная преисподняя с хитрым прищуром распахнёт вам свои объятия: «Добро пожаловать домой, дорогая».

Не секрет, что между рождением идеи и достижением цели иногда проходит  довольно продолжительный срок. Порой мы просто не знаем, с чего начать. Я начала с исследования вопроса и разговора с детьми (благо уже большие). Нет, я не погрузилась в изучение монографий о социологии брака или просматривание статистики, я просто проконсультировалась с юристом. Только кажется,  что процедура эта дорогостоящая и требующая большого количества времени. Для получения простейшей консультации на предмет, к чему быть готовой, довольно и виртуального общения. Тут, как говорится, google вам в помощь.  Вооружившись перечнем необходимых документов и реквизитами для уплаты госпошлины, которая оказалась не так уж и велика, я меньше чем за неделю прошла путь от написания заявления до записи на предварительное слушание. Вот ведь и силы нашлись, и время позволило, и окна в рабочем графике образовались как по заказу. Только после того, как девушка-секретарь зарегистрировала иск по делу о расторжении брака, я позвонила маме. Конечно, она плакала. Не такой судьбы она хотела для дочки. Но ей оставалось лишь принять этот факт.  Я оповестила о предстоящем событии всех реальных и виртуальных  друзей и знакомых. Для чего? Если хотите, брала себя «на слабо»: привыкла выполнять то, что пообещала, или не обещать. Работая в женском коллективе и понимая, какой сладкий кусочек кладу на языки местным кумушкам, официально объявила о начатом бракоразводном процессе. Да, официально. Прямо на административном совещании при директоре (только ленивый не посплетничает о делах пусть маленького, но начальства). И подтвердила информацию в нескольких приватных беседах (тут важно знать, кто у нас «могила», чтобы точно по назначению и в срок). И ведь не судачили. А смысл? Никакого, если в ответ  на «а вы слышали…» звучит: «Да, так это не тайна: она сама сказала».

А дальше потекли будни. И ожидание развязки.  Если скажу, что супруг сразу всё осознал и начал лихорадочно искать пути для  сохранения  семьи, слукавлю. Напротив, издавая крики Тарзана и стуча кулаками в грудь: «Я против. Я не дам тебе развода!», «униженный и оскорблённый» придумывал всё новые и новые способы превращения моей жизни в лохмотья. Но я приняла решение. Мучительное. Важное. И приступила к его выполнению. Помогало понимание: сейчас чем хуже, тем лучше. Так легче не шагнуть назад. Иногда, увы, нужен развод, чтобы заставить себя уважать.


Рецензии