Такой простой и сложный чизкейк

Разговор пойдёт о фильме «Чизкейк», показанном по первому каналу в эту субботу. Я не профессиональный критик, так что не ждите от меня заумных слов: передний план, задний план, фабула, или того пуще – экстрасенсорные нити повествования в дуплицирующих менатипах.

На пятой минуте я понял, чем кончится фильм: очаровательный мальчишка Алёша, снявшийся волею судьбы в рекламе сырного кекса с прелестной актрисой, сыгравшей роль его мамы, и великолепным совершенно посторонним мужчиной, сыгравшим его папу, сделает всё, чтобы воплотить эту сказку в жизнь. Повторяю, я это понял на пятой минуте…

Но!

Я ни как не предполагал, что для этого ему понадобиться убить мужа актрисы и подругу своего «папочки» – хирурга Михаила. !!!

Я подумал, если бы ещё существовали лит.отделы и худ.комиссии, то они бы не пропустили такой фильм на экран на массовую аудиторию. Старые партийные работники возопили бы:
– Вы что же из ребёнка сделали монстра? Ведь он ненормальный!

Да. Убийца. Хладнокровный. Расчётливый. Всё чётко спланировал, как доктор Марриарти, и исполнил… И при этом режиссёр показал его заботливым, варящего гречневую кашу и моющего пол и окна; умным, обнаруживающего моментально ошибки при одном взгляде на случайную тетрадку с примером в автобусе у девчонки; честным, вернувшим деньги за разбитую вазу… Страдающим! Ведь вырвало же его, после первого убийства… Оно далось ему не легко.

Если и существуют такие герои, то это уникальные люди. Ребёнок без сомнения урод. Моральный урод. И его настоящая грубая пьяная мать, как раз и сделала из него такого урода. Только вот не верится, что он остался внешне такой «белый и пушистый». Что он способен пырнуть стамеской в живот незнакомого человека, что у него есть деньги на взрывчатку, знакомый Кузьма, через которого её можно достать, а говорит он правильно и выглядит совершенно домашним благополучным ребёнком, и лицо его не отражает тот ужас, который твориться в его душе.

Мне показалось, что режиссёр загнал сюжет в угол. Запутался. Перемудрил. Закрутил. Завязал узлом. А развязать не смог. Так и бросил. Именно по этому фильм кончается в момент, когда хирург Михаил узнаёт, что у актрисы месяц назад погиб муж; у него самого только что погибла подруга; он сопоставляет два этих факта с появлением в его жизни Алёши и тут же прозревает. И на этом действие обрывается: сколько верёвочки не виться, а кончику быть.

Фильм можно было бы назвать откровенно слабым, схематичным, надуманным… Если бы не присутствие в кадре постоянной счастливой рекламы, где идеальная семья поедает безмятежным солнечным днём чизкейк, даря двухметровые улыбки всем обалдуям по эту сторону экрана. И в этот момент понимаешь основную мысль автора кино: дети ведь не понимают, что взрослые претворяются постоянно. Они всё принимают за чистую монету. А значит понять, что та жизнь, которая их окружает, неправильна, они не могут. Потому что, чтобы понять это – нужно иметь эталон правильности. А его у них нет. Взрослые забыли про своих детей. Они решили, что все ценности нравственные – они само собой разумеются и о них не надо говорить, они предполагаются по умолчанию. Но молчат о том, что имеют они. А дети? Они же не знают об этом. Что всё проецируемое с экрана является лишь малой долей реальности. А реклама вообще выходит далеко за пределы и научной фантастики, и романтического фэнтази, и даже классических жанров триллера и ужасов, поскольку скрывает иллюзию в приятной упаковке, не внушающей опасения. А потому проникает в мозг без всякого сопротивления. Действует неуклонно в качестве облучения невидимого полуденного светила, от которого сгорает кожа и слазит лоскутами.

И тут мы подходим к противоречию: режиссёр выразил то, что хотел. Но отсутствие финала приводит к необходимости принятия решения на уровне внутреннего мира зрителя. Те, кто придерживаются нравственных принципов, те осудят мальчишку Алёшу и скажут своим детям, что так поступать нельзя. А те кто промолчат? А те, кто восхитятся смелостью и изощрённостью его действий? Они запрограммируют своих чад на вседозволенность, на убийство, ради достижения цели любой ценой? А те, кто будут смотреть этот фильм в одиночку – ведь есть дети, которые проживают возле телевизоров свою жизнь, которым он заменяет воспитание!

Я боюсь, что этот фильм не только не создаст, но и разрушит понимания у детей, что убивать нельзя… А сам режиссёр, на мой взгляд, пошедший по пути кровавого сюжета, показал свою собственную несостоятельность и слабость. Ведь можно было сделать добрую семейную комедию. Придумать тысячу и одну смешную ситуацию в стиле Тома Сойера и Гекельбери Финна, когда умный и такой прелестный мальчик Алёша сводит двух разных людей, строя себе самому семью по внутреннему идеалу, воплощая свою мечту в реальность. И как эта мечта воплощается! И никаких убийств и крови! А просто наши герои подошли друг другу идеально. И всё.

Слабо?

Оказывается слабо.

14:27:15 30.05.2010


Рецензии