Комета

 Старая Радка сидела в пиале, наполненной жёлтой осенью. Август всё никак не хотел сдавать свои позиции. Всё медлил. Держал оборону своих последних дней сколько мог. Однако сколько верёвочке не виться... В последний день лета Радка испекла сладкое печенье, добавив при этом в тесто три щепотки ванильного сахара. Печенье вышло на славу: старая женщина съела десяток фигурок из теста. Обычно старая Радка запивала свои печёные "штучки"  квасом, но в этот раз она изменила своим привычкам и выпила целый бокал красного вина, которое ей приносил Божа Дарич. Она любила общение. Она писала стихотворения и читала их своим молодым гостям. Иногда она брала мобильный телефон, набирала мой номер и говорила сиплым голосом:

   - Антошечка, милок мой! Приходи к старой Радке. Увидишь, как время спотыкается о дверные косяки, и как моя кошка будет подпрыгивать от радости, что ты посетишь меня. Приходи.

   Я всегда находил время для старой Радки. Она была такая искренняя, её старость совсем не мешала ей оставаться молодой. Я брал липовый чай в синем мешочке и отправлялся в гости к Радке. Она, когда открывала мне дверь, говорила, что пришёл её названый внук. Мне нравилось, когда она так говорила. История повернулась так, что мне не довелось долго видеться со своими родными бабушками. Мы много путешествовали по миру, и я всё время оставался с родителями. Так уж вышло. Я входил и слышал аромат свежеиспечённого печенья в фигурках. Печенье-шахматы. Мы беседовали и кушали шахматы. Играть мы в них никогда не играли. Почему Радка выбрала формочки в виде шахмат? Не знаю. Но догадка есть: так пожилая женщина хотела, чтобы я подольше у неё задержался. Иногда старая Радка устраивала вечеринки! О! Что это было! Блеск! Фурор! Тогда она доставала из своего платяного шкафа своё самое нарядное платье, делала себе потрясающий make-up и наносила несколько капель ароматных духов Сhanel. Все мы, приглашённые, радовались, что наша Радислава больше не сидит в пиале, наполненной жёлтой осенью. Она переставала грустить, писала огромное количество новых стихотворений, пекла дюжину печенья и клеила на свои уста улыбки своей молодости. Да, касательно её молодости. Ни один человек не знал подробностей Радкиного детства, юности. Ходили слухи, что в годы Второй мировой войны она жила в России, в Москве. Там она якобы работала медсестрой: спасала раненых. Радка лечила их пением. Неведомо, как у неё это получалось, однако при её пении раны залечивались так, что и рубцов не оставалось. Поди знай, как у старой Радки это получалось, но... Получалось! Она говорила, что её голос обладает такими терапевтическими свойствами, что только благодаря ему она и дожила до таких преклонных лет. Странная она была, наша Радка... Когда приходили две близняшки, я и Божа Дарич и ещё двое её друзей, так она с улыбкой заявляла:

   - Ну, что, мои дорогие ангелы! Пришли ко мне по мою душу? А она как раз сегодня не готова отправиться с Вами! Так что пьём вино, чай и веселимся!

   Так мы начинали читать стихотворения нашей пожилой подруги. Её произведения были наполнены каким-то таким оптимизмом, светом и мудростью, что все мы слушали их, затаив дыхание. вот фрагмент:

                Мои журавлики клекочут

                И сердце радуют весной

                Мне день седьмой уж напророчит

                Уснут печали и росой

                Омоет небо мои сны...

   Старая Радка всегда встречала меня и моих друзей с радостью. Она никогда нам не жаловалась на своё здоровье. Свои получёрствые недомогания пожилая женщина лечила своим пением. Голос, конечно же, выветрился, но ещё звучал так, что вылечить женские и мужские недуги не составляло труда. Когда старая Радка пела, я знал, что что-то у неё болит. Спешил к её двери, звонил в звонок и спрашивал, может сходить купить лекарства, или продукты какие. Она мне улыбалась и гладила меня по щеке своей шершавой рукой. Тогда она приговаривала:

   - Ну что ты, Антошенька! Ничего не нужно. Лекарства все какие необходимы    - у меня в достатке: не немая я, не глухая ещё. А так ничего не нужно.

   Я уже не спрашивал её о здоровье. Старая Радка страшно не любила, когда ей задают вопросы о здоровье. Она говорила в таких случаях:

   - Зачем спрашивать о том, чего не было? В моей жизни осталась одна лишь вещь: посудина, в которой полощится жёлтая осень.

   Последний раз, когда старая Радка приглашала меня и своих друзей,  вид у неё был уставший. После "поэтического променада", хозяйка сказала всем нам:

   - Дорогие мои! Вы - моё последнее воспоминание о моей молодости! Спасибо вам, что вы продлеваете мою радость своим присутствием! Накануне ночью мне приснился сон, в котором мне явился один из тех бойцов, которого не успели довезти до моего голоса: он умер. Так вот он мне сообщил, что в моём теле растёт комета. Да! именно комета. Я хорошо слышала его слова: "В твоём теле растёт комета! Когда она вырастет, то твоего тела не станет. Ты улетишь вместе с выросшей кометой. Далеко-далеко..."

   Я и мои друзья удивились такой новости. Но виду не подали. Старая Радка слыла в нашем квартале слегка странной. Поэтому мы все её слова воспринимали как очередную игру. Нам же она платила любовью настоящей бабушки, искренностью и лёгкостью, с которой она всегда находила общий язык с любым человеком. С того времени мы не переставали интересоваться кометой старой Радки. Насколько та выросла, что чувствует внутри себя Радка, не больно ли ей, хорошо ли она спит ночью и радостно ли ей просыпаться в своей постели. Пожилая женщина отводила в сторону глаза и отвечала нам:

   - Когда человеку нерадостно просыпаться в своей собственной постели, тогда к нему приходит старость! Со мной такого ещё не случалось!

   Старая Радка начала собирать свои вещи, паковать чемоданы, писать письма своим друзьям в Германию, рисовать новые открытки детскими красками и прислушиваться... Она пислушивалась к тому, когда её тело должно дать знак и раствориться! Она говорила мне и моим друзьям, что после того, как вырастет внутри неё комета, мы обязательно увидим эту самую комету своими глазами. Всему своё время. В последний раз, когда я видел старую Радку, она подарила мне свою открытку, нарисованную детскими красками. Тогда Радислава пригласила меня к себе. Когда я пришёл, она обняла меня, поцеловала в обе щеки и проговорила:

   - Антошенька, время не оставляет мне больше шанса... Даже песни мне мои не помогают... Вот, возьми подарок от меня. Распечатай и прочти тогда, когда не услышишь моего пения.

    Старая Радка протянула мне конверт и мы простились. Навсегда.

    На следующий день позвонили моей маме и сообщили, что Радислава Вестумица умерла. При вскрытии обнаружилась огромная злокачественная  опухоль внутри старой Радки. Комета выросла. Только треснуло не тело, а душа...


Рецензии