Мистика и Ангелы Санкт-Петербурга

МИСТИЧЕСКИЕ РИТМЫ ИСТОРИИ РОССИИ

 Недавно вышла из печати моя новая книга "Мистические ритмы истории России" (изд-во «БХВ-Петербург», 2011), в которой, в частности, доработаны и дополнены некоторые мои статьи, опубликованные и на Прозе.Ру. Но не только они. В 24-х главах книги представлена история нашей страны в ритмах времени и пространства.   

 1150 лет истории Руси-России вобрали в себя и собственные символы, ритмы времени, мистику и веру, и, конечно, православие, но также  влияние мощных древних цивилизаций – в том числе, как показано в книге, и цивилизации древнего Египта. С 1703 года «ключи истории» России держал Санкт-Петербург.  Не случайно ведь наш город называли и «Новыми Фивами», и «Северной Пальмирой», а над городом, на шпилях и куполах храмов парят крестоносные ангелы...
 Что такое «ключи истории» России и где они? Что скрывают пирамиды древнего Египта и какое отношение их тайны имеют к России? Что такое «вектор Сфинкса» и какие силы и ритмы истории он пробудил в Санкт-Петербурге и России – и до сих пор пробуждает?
 В какое время мы живем, с точки зрения ритмов истории? Что означает наш русский символ Всадника и Змеи?  И как он связан с Откровением (Апокалипсисом) Иоанна Богослова? – на самом деле примерно с 2008 года мы (и весь мир) вошел в период Апокалипсиса. Я попытался в этой книге ответить на на все эти вопросы, связывая их в единую цепь истории России и  других цивилизаций.   
 
 Ниже публикую выдержки из книги «Мистические ритмы истории России».


КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА МИРА и ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
Известное определение “Петербург - культурная столица России” на самом деле глубоко содержательно исторически и может быть в историческом смысле расширено до формулы “Санкт-Петербург - культурная столица мира”! Ведь в нашем городе удивительным, порой загадочным и мистическим образом, но всегда в высшей степени гармонично и прекрасно представлена и сплавлена общим архитектурным ансамблем вся мировая история культуры, философии, религии: от древнего Египта, Эллады, Рима, древнерусского язычества (образы Всадника и Змеи), до христианства.
Общепризнано, что наш город всегда, - за исключением периода 1917-1991гг, 74-х лет (“срока Нострадамуса”) - был и остается самым веротерпимым городом России. Но веротерпимость имеет и свою изнанку: Петербург - это также город взлетов и падений ересей христианства, - гностицизма и масонов. Напомним, что именно со времен Петра I масонство расцвело пышным цветом “Ордена Шотландского чертополоха”.
История начала и строительства Санкт-Петербурга полна мистических совпадений как сама по себе, так и в ряду истории мировой культуры, и столиц мировой культуры: от Фив и Александрии, через Константинополь и Киев, - с роковыми зигзагами в Москву. Если говорить о мистике истории самого Петербурга, то, подобно тому, как апостол Петр, по предсказанию Спасителя, трижды отрекся от Него, так и Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград, и с 1991 года вновь Санкт-Петербург, город трех революций, трижды менял свое имя!

СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА
Сам Петр называл основанный им город “Парадизом” и “Северной Пальмирой”. В широком смысле в нашем современном понимании это соответственно “рай на земле” и “прекраснейший город мира”. Больше вряд ли скажет об этом нынешний “средний петербуржец”. Однако, Петр Великий был образованнее многих из нас. Загляните в энциклопедии, и вы узнаете, что “Парадиз” - авестийское (древнеиранское) место блаженства и успокоения духа (“паиридаэза”), а в самом изначальном смысле - царские охотничьи угодья в квадратной ограде. Такая ограда называлась еще “вара” - магическая защита от посягательств злых сил. Не случайно, наверное, и первые планы города расчерчивались по линейке: до сих пор у нас в городе почти нет “кривых” улиц!
Через греческое влияние слово “Парадиз” проникло в Европу сначала как образ архитектурного воплощения рая на земле - древние греки в IV-V в. до н.э. называли “Парадизами” поражавшие воображение дворцы древнеиранских царей. Пальмира - реальное существовавшее небольшое царство и город на границе Римской империи и Персии второго века до н.э. Оно процветало благодаря мудрому правлению царицы Зиновии, между прочим, покровительнице гермевтических, оккультных наук. Она окружила себя как римскими и греческими, так и персидскими мудрецами, приглашала в свое царство лучших архитекторов. Пальмира славилась в древнем мире своей ни с чем не сравнимой красотой и ученостью своих правителей.
Наконец, в первой половине XIX века, когда Николай I начал возводить в нашем городе Исаакиевский собор, воздвиг Александровскую колонну и привез гранитных сфинксов из древнеегипетских Фив, Петербург стали называть “Новыми Фивами”. Таким образом, названный во имя святого апостола Петра, наш город с самого начала впитал в себя и дух древнейшей религии монотеизма (единобожия) Авесты, и символа смешения всех культур и религий Европы и Азии, и тайных знаний, - Пальмиры, - и самого древнего истока “послепотопного” человечества, древнего Египта.

ПРОРОЧЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО СТАРЦА
Петр Великий начал возводить новую столицу по пророчеству и благословению причисленного затем к лику святых архиерея, воронежского старца Митрофания (1623-1703). Это благословение было получено Петром еще в молодые годы, при строительстве в Воронеже адмиралтейства и флота, перед вторым Азовским походом 1696 года: “Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра. Бог благославляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не вступит вражья нога”. Таковы были слова благословения епископа Митрофана.
Казанская иконе Божией Матери в 1710 году была торжественно перенесена из Москвы в Петербург, а в 1904 выкрадена из Казанского собора. Через 13 лет вражья сила захватила не только Петроград, но вскоре и всю страну. Дальнейшая судьба той иконы загадочна. По некоторым данным, она попала в конце концов в португальскую Фатиму и только недавно (пару лет назад)была возвращена по соглашению Папы Римского и РПЦ.
Возвращаясь к епископу Митрофану, в 1696 год, - в Воронеже старец отказывался войти в построенный Петром дом до тех пор, пока тот не убрал с него все любимые им статуи языческих богов, - несмотря на все угрозы молодого царя. Перед смертью он принял схиму с именем Макария. Петр участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: “Не осталось у меня другого такого святого старца”. Пророческие слова святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством (В.Н.Авсеенко. История города С.-Петербурга. 1703-1903., репринт 1993). В 1832 году мощи старца Макария были обнаружены нетленными.
Однако, роковым образом все царственные правители города нарушали завет святого Митрофания-Макария не окружать себя и дворцы “языческими” статуями и символами. Да и можно ли себе представить Санкт-Петербург без десятков скульптур и сотен барельефов Посейдонов, Гермесов-Меркуриев, Афродит, наконец - без гранитных сфинксов? В этом смысле самым точным названием остается Северная Пальмира.

НИЗВЕРЖЕНИЕ СИМОНА ВОЛХВА
В христианской традиции все самые опасные ереси “язычества” против христианства связаны с именем Симона волхва. Его единственное изображение в нашем городе находится в Петропавловской крепости. Появился этот барельеф в первоначальном виде в 1707 году и был исполнен архитектором Доминико Трезини.
На аттике и фронтоне Петровских ворот при входе в крепость находится рельефное изображение библейского сюжета “Низвержение Симона волхва апостолом Петром”.
В 8-й главе “Деяний святых апостолов” повествуется о самарийском маге (волхве) Симоне, который сначала хотел стать учеником и воспреемником апостолов Христа, но при этом просил у них за все свои деньги купить дар благодати и способность самому подавать благодать Святого Духа, внешне выражавшейся в огненных светящихся явлениях и говорением на многих языках. После того, как апостол Петр отказал ему в этом и предложил покаяться в грехе помышления о получении дара Божьего за деньги, Симон покинул апостолов и затем (уже по апокрифическим преданиям), через много лет покорил Рим своими способностями творить чудеса, в том числе летать по воздуху “аки птица”. Апостол Петр в конце концов тоже оказался в Риме и там, по преданию, силою молитвы лишил Симона поддержки демонов, которые держали его в воздухе - Симон с великим шумом, на глазах изумленной толпы (и императора) был низвержен с высоты и рухнул на землю. Таков библейский сюжет.
Симон волхв считается родоначальником ереси гностицизма, - до сих пор главной антихристианской ереси; в Средние века возник термин “симония”, часто употребляемый для обозначения торговли церковными должностями, но также включающий в себя смысл получения благодати за деньги. Таковы, в самом кратком виде, необходимые нам сведения о Симоне волхве. Вот что рассказал об истории этого барельефа известный петербургский историк В.Никитин.
Цитата:
<<На барельефе Петровских ворот изображена крепость, стоящая на скале, слева и справа от нее - две толпы. Впереди левой группы несколько выделяется фигура коленопреклоненного человека с бородой, в простой одежде, творящего молитву. Симон волхв изображен как бородатый мужик в армяке, подпоясанном веревкой, летящий с высоты вниз головой в окружении демонов. В правой группе людей можно разглядеть фигуру безбородого древнеримского военачальника, взирающего на происходящее.
Так вот, в целом ряде публикаций, выступлений разных авторов по радио и ТВ об этой картине (барельефе) создается такая путаница, что не поймешь даже, кто где стоит и что делает? То в лице римского полководца видят черты Петра I, да еще нарекают его апостолом Петром, то в образе падающего волхва видят Карла XII (в армяке, перепоясанном веревкой!), то придумают еще что-то подобное. Но все комментарии сводятся к одному: барельеф якобы является аллегорией поражения Швеции в Северной войне, триумфом Петра I.
Тут ряд явных несоответствий. Прежде всего, христианский апостол не может быть одетым в доспехи римского воина и, с другой стороны, лицо этого воина на барельефе очень мало напоминает лицо русского царя. Но если даже кто-то считает, что напоминает, то возникает вопрос: почему тогда Трезини не придал внешнего сходства с королем Карлом фигуре Симона волхва? Почему не “побрил” его и не “одел” подобающим королю образом? Почему общий для всех христиан апостол (Петр) низвергает христианского короля? Карл XII не язычник и не демон, не кумир и не безбожник - тем более, не бородатый мужик в одежде простолюдина! Наконец, если уж Трезини хотел бы символизировать своим барельефом выход России к морю, то можно было использовать другой сюжет, например, из главы 12 тех же “Деяний”, где Ангел с мечом освобождает апостола Петра из темницы. Или сюжет из Ветхого завета о Самсоне, раздирающем пасть льву (Лев - герб королевства Швеция), - этот символ много лет спустя был использован в Петергофе.
Итак, что же означает этот сюжет на барельефе Петровских ворот? Конечно, апостол Петр изображен в виде молящегося коленопреклоненного человека впереди группы людей слева. А вот римский безбородый воин в толпе справа, это, скорее всего, символическая фигура стороннего наблюдателя: не иудея и не христианина, и, именно поэтому, она выделена из остальных. Ему, этому прагматичному европейцу, еще предстоит сделать выбор.
Ну а сюжет барельефа в целом, что он означает? Наверное, в него вложен более широкий смысл, чем еще только чаемая в 1707 году победа над Швецией, а именно - уверенность в том, что небесный покровитель города, апостол Петр низвергнет всех врагов России, в какие бы одежды они ни рядились. Врагов было много и тогда, и внешних, и внутренних. Наверное, чаяние победы над Карлом XII тоже руководило замыслом, но не ограничивалось только этим. Сейчас, в XXI веке, фигура низвергнутого Симона волхва и весь сюжет барельефа вызывают ассоциации скорее с историей России 1917-1991 года, и по настоящее время>>.

ТРИ АНГЕЛА НАД ГОРОДОМ
Подчеркнем, однако, что само название города и крестоносные ангелы на его шпилях вроде бы не оставляют сомнения в истинном христианском духе Санкт-Петербурга. Дух безупречен, но вот Душа города загадочна, порой становится темна и тяжело дышит наводнениями языческого бога Нептуна...
Золотой Ангел венчает шпиль Петропавловского собора.
Серебряный (посеребренный) установлен на куполе православной церкви Св.Екатерины на Васильевском острове. В годы Блокады был утрачен крест, и горожане называли его "ангел - пустые руки". В 2004 году годы он был снят для реставрации, и еще не восстановлен.
Ну и на вершине Александровской колонны (на Дворцовой площади) стоит, попирая змею, бронзовый Ангел.
****

В 2011 г. опубликовано в одной из глав моей книги "Мистические ритмы истории России".


Рецензии