Мирный взрыв

                Статья напечатана в газете
                «Вальцовка» № 5 / 7663
                от  19.01.2001 г. Издатель  ОАО «ТАГМЕТ».

       При ремонтах металлургических печей в мартеновском цехе применяется технология взрывных работ. Несколько протяжных гудков сирены и  взрыв. Это взрывники произвели дробление шлака.
Однако не все знают, что взрывчатые вещества (ВВ), известные как средство разрушения, используются в больших масштабах и в мирном строительстве.
Мы идем по улицам родного города и не задумываемся, что к дорожному покрытию, стенам и крышам домов, стеклам в окнах и т.д. причастны эти самые ВВ. Каким образом? Все очень просто. Щебень, используемый для автодорожного строительства и изготовления железобетонных плит, добывается на карьерах строительных материалов с помощью взрывных работ. Металл, используемый для  изготовления кровельного железа, выплавляется из железной руды, которая добывается на горнорудных месторождениях также при помощи взрывных работ. При выпекании цемента, плавке металла в печах, приготовлении извести используется известняк, который без взрывных работ никак не вычерпать из недр земли. Даже стекло, которое мы иногда и не замечаем в силу его прозрачности, получают, перерабатывая доломит и кварцевый песок. А эти минералы невозможно добыть землеройной техникой без предварительного разрыхления взрывом. Мы все пьем чай из фарфоровых чашек и возможно не подозреваем, что каолиновая глина, пройдя всевозможную обработку (обогащение, сортировку, очистку, обжиг и т.д.), вначале дробится взрывом. Таким образом, взрывное дело, а по большому счету  горное дело – это начало всех начал. 

Наш завод  вплотную связан с горнорудной промышленностью, т.к. всё, что вложено в его основную продукцию – трубу,  добыто из недр земли, а значит, имеет отношение к горному делу, которое невозможно без взрывных работ.
Но вернемся к разрушающему действию взрыва. Любой фундамент, любое строение даже 40-х – 50-х годов, когда использовали настоящий цемент, можно разрушить без особых усилий при помощи взрывной технологии. Можно также уложить в заданном направлении любую заводскую трубу, если она от  старости грозит разрушиться и упасть сама. Взрывная технология за последние годы  так далеко ушла вперед, что в принципе взрывом можно управлять как запрограммированной химической цепной реакцией.

 Мы иногда любуемся мрамором, которым отделаны стены и полы в зданиях. А ведь мрамор тоже добывается в виде блоков в основном с помощью взрывания очень малых зарядов специальных ВВ, а затем распиливается на камнерезных машинах, шлифуется и полируется. 
В тайге Сибири и Урала работают заготовители древесины. Лес пилят и увозят в леспромхозы. Перед тем, как начать мероприятия по восстановлению леса, т.е. высадке молодняка, необходимо убрать пни, оставшиеся на делянках. И вот самым быстрым методом их уборки является метод подрыва взрывчаткой. Небольшой подкоп или пробуренное отверстие, называемое шпуром, затем закладка патрона ВВ и пень выкорчеван. С помощью энергии взрыва борются с пожарами. Что может еще взрыв? До недавнего времени аммиачная селитра считалась лишь качественным минеральным удобрением. В 30-х годах в Германии на складе минеральных удобрений аммиачная селитра так сильно слежалась, что для ее разрыхления пришлось пригласить взрывников. Ничего в то время не подозревавшие специалисты забурили шпуры, заложили патроны ВВ и отойдя, как им казалось на безопасное расстояние, произвели взрыв. Сдетонировавшие 500 тонн селитры не оставили ничего живого в радиусе 2-х км. С тех пор аммиачная селитра стала присутствовать в составе почти всех промышленных ВВ в качестве основного (по весу) компонента.

       В свое время  автору этого рассказа приходилось взрывать за один прием более 300 тонн аммиачно-селитренных ВВ в траншейных зарядах при строительстве оросительных каналов и дренажных коллекторов в Средней Азии. Так называемый траншейный удлиненный заряд «на выброс». Это незабываемое зрелище, которое по воздействию его на человеческое сознание, окружающую среду  трудно с чем-либо сравнить. Находясь на почтительном расстоянии от заряда ВВ (до 1500 м), тем не менее чувствуешь себя как бы в эпицентре  взрыва. Практически  одновременно с нажатием на кнопку взрывной машинки происходит сильное колебание почвы под ногами. Настоящее землетрясение. Затем по всей длине заряженной и засыпанной грунтом траншеи, а это иногда более 1000 метров, поднимается пыль. Одновременно в лицо бьет сильная ударная волна. Теперь доносится, точнее, бьет по ушам  раскатистый грохот, который разносится на десятки километров. И вот, наконец, поднимается грунт, т.е. взрывчатка начинает работать в полную силу. Если в районе взрыва есть облака, то их сжимает и отодвигает взрывная волна, словно неведомая сила. Даже при отсутствии облаков можно заметить, как сжимаются и приобретают  цвет бесцветные воздушные массы. А грунт уже поднялся на десятки метров. Наконец завершающий этап. Гул взрыва, отзываясь многократным эхом, пропал в пустыне, а грунт с высоты птичьего полета начинает шлепаться на землю. Синие клубы дыма от продуктов взрыва и пыль долго еще висят в воздухе. Птицы, оглушенные рокотом взрыва, разлетаются в разные стороны, теряя ориентацию. Иногда появляются очумелые звери: дикие кабаны и др. Долго потом пыль садится на землю с легким шумом.

        Когда после взрыва встанешь в створе готовой выемки и  сравнишь траншею до взрыва с полученным результатом, а это 60 – 70 квадратных метров в поперечном сечении, то невольно задумываешься о чудовищной энергии взрыва.
С помощью взрывных работ ликвидируют ледяные заторы на реках, производят дноуглубительные работы. Уникальным взрывом заряда ВВ «на сброс» была подготовлена строительная площадка под стадион «Медео» в казахстанском городе Алма-Ата.
Без взрыва не обходится строительство автодорог в горных условиях, устройство выемок под опоры линий электропередач в скальном грунте, строительство газопроводов, где крепкие породы не позволяют работать землеройной технике.

       В строительной отрасли имеется  большой  опыт применения взрывной технологии при ликвидации просадочных свойств грунтов в основании проектируемых зданий и сооружений. Дело в том, что существуют районы, где почва состоит из осадочных пород и под воздействием нагрузок способна уплотняться  и давать просадку. В результате построенные клуб, школа, больница или жилой дом через год-два  дают сначала маленькую «волосяную» трещину. Затем  эта трещина становится такая, что в нее можно просунуть ладонь и наконец, здание разрушается. Оказалось, что самый прогрессивный способ уплотнения таких грунтов - это способ взрывания зарядов ВВ минимальной массы в скважинах, траншеях или котлованах, в зависимости от характерных особенностей проектируемого сооружения.
Например, под строительство мукомольного комбината в туркменском городе Бахарден был образован котлован глубиной 3 метра.  Грунт в основании котлована замочили водой  с помощью пробуренных дренажных скважин. Затем весь котлован был обнесен земляным валом и на всю глубину залит водой. Под водой на определенной глубине были смонтированы миниатюрные заряды ВВ. Наконец произведен взрыв. После выпуска воды уже визуально было заметно проседание грунта на дне котлована. После просушки  взяли пробы грунта на исследование в лабораторию и, оказалось, что плотность его удовлетворяет нормам. Работа кропотливая и долгая, однако, себя оправдала, т.к. без использования этой технологии строительная фирма  была бы вынуждена устроить под будущим сооружением котлован глубиной 10 метров, затем послойно укладывать и трамбовать грунт до необходимой плотности. А это намного дороже и дольше по времени. Таких примеров использования энергии взрыва в мирном плане сотни. Неплохо было бы расширить область применения взрывных работ и на нашем заводе. Идет реконструкция. Сносятся старые постройки. Остаются прочные фундаменты и другие сооружения, которые зачастую не представляется возможным ликвидировать без применения взрывной технологии. Можно также оказывать услуги другим предприятиям города. Ну а использование энергии взрыва на ремонтных работах металлургических печей – это вопрос, который тоже можно долго обсуждать.
                В. Дущенко, взрывник цеха РМП, горный инженер. 2001 г. 


Рецензии