Четыре века поэзии

    В индуизме существует понятие некоего периода существования Вселенной (или «один поворот колеса времени»Вселенной). Он делится на четыре «века», с каждым из них падает духовность и   общий потенциал человечества. «Золотой век» – наибольшая полнота бытия,серебряный – небольшие червоточины, бронзовый – хуже, но еще ничего, и, наконец– «Железный век».Хуже некуда. Наша  литература переживает свой «Железный век». Одна надежда – период кончится иснова наступит обещанный «Золотой век»…. Когда – нибудь?

«… Двести лет назад неподалеку от квартиры Новикова собиралась компания приятелей. Они пили французскоешипучее вино, играли в карты, влюблялись друг в другадевушек, иногда писали стихи.
      Когда они писали свои стихи – непонятно. Они до обеда валялись в  постелях. Потом несколько часов подряд  занимались гардеробом: натягивали дорогие рубашки, шнуровали ботинки  экстравагантных моделей. Но самое интересное начиналось с закатом и  продолжалось до утра, а потом они до обеда валялись в постелях, и все начиналось  по новой.
    Времени писать стихи у них почти не оставалось. Но кое-что записать  удалось. Теперь их книги встречают вас у входа в любую библиотеку: Жуковский,Пушкин, Баратынский, Батюшков. Cо временем вся эта компания была названа ЗОЛОТЫМ веком.
А в 1912 –м в двадцати минутах  ходьбы от квартиры Новикова открылся найт-клуб «Бродячая собака». Каждый вечер  здесь собирались молодые  люди, пили  французское шипучее вино, играли в карты, влюблялись друг в друга  и  девушек, иногда писали стихи.
Непонятно, когда они  успевали делать все то, что делали. За бокалом вина в «Собаке» было изобретено   три новых поэтические школы, две революционные театральные доктрины, и весь  художественный авангард20 века. Но главным  было не это, а то, что именно здесь можно было занять денег, хорошенько  разглядеть родинку на ягодице у знаменитой балерины, курнуть гашиша и с   рассветом поехать допивать в Царское Село.
В «Собаку» ходили Ахматова, Михаил Кузмин, Мейерхольд и Маяковский. На   алкоголь в баре им полагалась скидка. Пили они намного больше, чем пушкинские  приятели. Поэтому вся эта компания и была названа всего лишь СЕРЕБРЯНЫМвеком».
(Илья Стогов, из «Романа в стиле техно»)

От себя хочу добавить, что в  шестидесятые годы прошлого столетия, как мне кажется, был БРОНЗОВЫЙ век нашей поэзии. Евтушенко, Асадов, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава … Тогда поэты выступали на стадионахсо стихами. Их сборники метлой сметались с прилавков книжных магазинов, хотя и   были изданны немыслимыми ныне тиражами в сотни тысяч экземпляров.  Их читали – на самом деле читали все. Как  отмечал Сергей Довлатов – быть писателем в самой читающей мире стране было ивыгодно, не только почетно. «Инженеры человеческих душ» - даже так их называли.
Сейчас видимо наступил ЖЕЛЕЗНЫЙ век- век наибольшего упадка литературы. Даже знаменитые писатели, такие как процитированный выше Стогов, Лимонов,Прилепин зарабатывают литературным трудом нетак уж много по их собственным признаниям – по несколько тысяч долларов в  год.(Есть конечно, широкотиражируемая  Дарья Донцова, которая после жуткой автокатастрофы строчит по 20 страниц вдень, но, я думаю, и она сама прекрасно  понимает – в Вечности ее творчество не останется))))
Единственные авторы, которые нормально зарабатывают –сочинители попсовых текстов. Ремесленники за каждую песню получают по 300-400 долл. Или что-то в этом  роде. Например, самый продаваемый поэт-песенник  России Лариса Рубальская  (наряду с  Андреем Дементьевым).
Случай из жизни: мой хороший  знакомый, поэт Паша Широглазов (на самом деле хороший поэт!) случайно  сел в машину, разговорился с водителем. Неожиданно тот оказался продюсером  группы тогда покойного уже Михаила Круга «Попутчик». Подарил Павел ему сборник  своих стихов. Одно из них стало текстом песни. Автор по почте честно получил гонорарв 200 долл. Многие поэты таких денег и не зарабатывали своим творчеством…Большинство сочинителей в первую очередь тратит реальные деньги на публикации виздательствах своих сборников, которые, как правило, не продаются, а  в итоге  раздаются  даром. Пишут стихи либо юные, либо пенсионеры. То есть ныне возрастное это явление –  поэзия. У одних страсти бушуют, у других появилось, наконец, свободное время.Мне самому сейчас «не пишется». Увы, зрелый возраст – лирика «не канает», тянет на прозу (тексты песен не в счет!).


Рецензии