Горе-злосчастье якутское 2010

Авторитет ученых среди народонаселения планеты весьма низок. Речь идет не об аборигенах Австралии, но, пожалуй, как раз о наиболее развитых народах. Фразами «ученые доказали», «метеорологи предсказывают» удивить никого нельзя, но заставить чьи-то глазные яблоки налиться кровью и расширить сосуды в мгновение ока — это запросто можно устроить.

В Якутии случилось катастрофическое наводнение. Причина — аномальные погодные условия. Раньше были ледовые заторы, и реке Лене оставался единственный выход — из русла, а теперь, вследствие колебания температуры, лёд оказался слишком тонким, снег еще не весь растаял, и из-за этого колоссальная по площади территория оказалась под водой.

Утром я видел репортаж из затопленных местностей, площадь которых можно мерить Франциями и Германиями. Под водой оказалось всё — не то что огороды-дороги, но и дома по самые скворечники крыш. Населения там очень мало, хотя территория, как я уже отметил, гигантская. Репортеры взялись поговорить с одним из якутов. Видно было, что человек это хороший и добрый. Выглядит он лет на 50, но подсознательно понимаешь, что больше 30 ему не может быть. Такое чувство, что он не только вчера не выспался, но и вообще по жизни мало спал; пил не только вчера, но уже в третьем поколении является рабом зеленого змия; лицо — из тех, что Гоголь назвал бы «плохо пропеченным блином». Представитель коренного народа игнорирует камеру и смотрит на репортера. Подумав немного, он сказал: «Нам бы соляры…» Молчание. «Картошку же надо сажать…» И снова молчание. «Техника-то у нас есть, да вот соляры и нету. Соляяяры бы…»

Удивительное восприятие у этого человека. Его нисколько не беспокоит, что всё, что было нажито долгими годами, пропало навсегда. «Ингосстрах» здесь не поможет. Вспоминается один из библейских сюжетов, где Иисус рекомендовал богачу избавиться от своих вещей, которыми тот так сильно дорожил, обещая, что, возможно, тогда будет и богачу царство небесное. Но дело даже не в тои, что мы стали свидетелями того, как якут стоически выдержал испытание, а в том, что попросил этот якут. Именно попросил. Не потребовал, не начал говорить про свои права и то, что государство должно помочь ему восстановить хозяйство. А ведь мог бы! Сколь щедр этот человек. Он мог бы сказать, что вы, воры и эксплуататоры, планомерно уменьшали количество представителей коренного сибирского народа, вы, неискоренимые лентяи, выкачиваете нефть из нашей земли, в которой собрана вся таблица Менделеева, вы, которые уничтожаете нашу среду обитания. Но ведь не сказал …

Якуты — уникальный народ. Чем же они так согрешили перед Всевышним, за что так несправедлива судьба?! Вот повезло арабам — раз, и в голой пустыне забили нефтяные фонтаны. И жители Эмиратов, Кувейтов и саудиты все превратились в богатых людей и живут в процветании и благополучии только потому, что из их земли выкачивается черное золото. Я специально привожу в пример малочисленные народы с тяжелой средой обитания (пустыня, однако) и анамнезом бедности, доставшимся от отцов. Есть еще один такой небольшой народ — тоже бедняки, тоже тяжелая судьбинушка, и тоже климат не ах — норвежцы. Тоже нашли у себя нефть. Почему они — и арабы, и норвежцы — так блестяще использовали птицу-счастье?

Почему наш якут покорно и обреченно просит «соляры» для посадки картошки в Якутии? Почему на деньги, вырученные от продажи его, якутской, не русской, не немецкой, не еврейской, а его собственной, родной, домашней нефти ему не построен дворец с садом и бассейном с цветущими апельсиновыми деревьями, к каждому из которых подведено центральное отопление (как-то ведь исхитрились подвести к каждому деревцу в пустыне по крану с водой для орошения!)? Почему он тракторист, который в Якутии — вдумайтесь, господа! — сажает картошку? Почему они не отделились от нас, великих и могучих? На что мы им сдались? Сто сорок миллионов — туча народу, из них меньшая часть кормит себя сама, и то потому, что практически перестала размножаться.

Те же норвежцы — не скажу, что положили на Евросоюз. Незачем им в колхоз вступать со своей нефтью. Там, в этом Евросоюзе — много всякого народу, и не их это норвежское дело объяснять всем и каждому, что по одежке надо протягивать ножки: если казна пуста, то неча выплачивать 13-ю зарплату, да и выходных надо бы поменьше сделать, а вставать надобно пораньше, а после обеда отдыхать — дело, может, и хорошее, но только если за собственный счет, а не за счет соседа.

P.S. В Америке, кстати, политкорректность находится на качественно ином уровне. Мы наслышаны о том, что назвать темнокожего «negro» — значит обречь себя на долгие судебные тяжбы, поэтому темнокожие граждане по умолчанию зовутся «African Americans» (или «Afro-Americans»). Индейцев нельзя называть индейцами (и уж тем более краснокожими!), потому что европейцы пришли на их землю, значит индейцы — не кто иные как «Native Americans», то есть коренные американцы.

Конечно, нельзя закрывать глаза на тот факт, что популяция индейцев в Северной Америке была истреблена в течение очень короткого времени. Белые охотились не только за благородными металлами, но и за частями тел индейцев, которым приписывались магические свойства — за них щедро платили. Краснокожих, по сути, и за людей-то не считали. Так, из спортивного интереса убивали. Спаивали алкоголем, причем буквально вчера: Вождь Швабра, центральный персонаж литературного произведения Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», рассказывает о подобных злодеяниях со стороны белых «цивилизованных» людей в «цивилизованном» 20 веке.

05.31.2010 «Горе-злосчастье якутское» (2010), Александр Новиков-Джолборди ©


Рецензии