Связки меховых денег, монет и идея круглого числа

frg 123.1 Связки меховых денег, мелких монет и идея круглого числа.
 
 Доминантой мелких денег была их множественность, точнее целокупность. Очевидно, именно поэтому мелкие еденицы ценности во многих традициях фигурировали в обмене в виде связок. Вот примеры. В связках ходили так называемые меховые деньги Руси (здесь связка составлялась из головок и прилегающей части шкурки мелких пушных зверьков), раковины каури, мелкие медные монеты Китая (как правило, имеющие отверстие посередине для удобства связывания) и т.п.
  Поскольку одной из организующих ситуаций, в которых формировалась такая категория как деньги, была процедура ежегодной праздничной дани, пожертвования сакральному эпицентру логоценоза, то такая связка могла быть выявлением:
-  либо единства составного социума логоценоза (каждая составляющая часть ценоза жертвовала одну мелкую еденицу ценности, а вся связка символизировала коллективную, общую жертву);
-  либо единства годичного цикла, составленного из определенного числа интервалов (тут каждая мелкая еденица ценности соответствовала одному интервалу, а вся связка - целому году).
 
  Впрочем, можно сказать, что связка мелких едениц ценности так или иначе являла собою реализацию "круглого числа", основополагающего понятия системы счисления. Как правило, количественное значение этого круглого числа являлось одной из сакрализованных символов логоценоза.  Часто это значение становилось основой этнонима, - пятиродцы-пентагурины, семиродцы-гептагурины и т.п.

 Заметим, что существование связок мелких едениц ценности в той или ной традиции можно трактовать как указание на то, что в данной традиции денежное обращение в обыденной жизни основной массы населения, простонародья практически отстутствовало. Деньги фигурировали как составляющая ритуалов - праздников замыкания хроноцикла, прежде всего  - годичного, ритуала инициационного, брачного, погребального и т.п. Причем в этих ритуалах эти мелкие деньги использовались, как правило, связками или сгрупированными по-иному совокупностями, каждая из которых содержала сакрализованное число этих мелких едениц.

  Вот пример такого "целокупного" использования едениц ценности в киргизской традиции.

 t_о_g_u_z__(кирг.) -  1) девять ; 2) дар или взыскание девяткой ценных предметов, чаще всего -  девяткой голов скота; k_a_n   t_a_r_t_u_u_s_u   -  t_о_g_u_z   - "подношение хану - девятка"; так же, девятками (голов скота) выплачивали выкуп за жену  - калым, платили штрафы -  *Дж18.2, 740, 741.* Коммент. А.С. сравн. с  t_o_k_u_sz : a_l_y_sz_-_v_e_r_i_sz , d_e_g_i_sz_-_t_o_k_u_sz__(тур.) - обмен  - *Дж18.8, 304.*

t_о_g_u_z_a_k__(кирг.) - 1) девятка; 2) обычай, по которому родители в целях предохранения своего ребенка от порчи "выкупали" его , внося за него плату из девяти предметов. Такой ребенок, как правило, получал имя Тогузак (девятка) или Сатыбалды (Купил) - *Дж18.2, 741*. Коммент.А.С. Поскольку девятка являлась у киргизов сакрализованным "круглым" числом, то обряд жертвенного дара за ребенка в виде девятки ценных предметов можно соотнести с обрядом крещения, т.е. установления связи ребенка с сакральным эпицентром логоценоза, т.е. считать одним из вариантов ритуала инициации.


Рецензии