Звуковое кино Киры Муратовой

Выбирая фильм для написания данной работы, хотелось остановиться на чем –то необычном и действительно интересном, пересматривая каталоги фильмов, наталкиваюсь на сборник фильмов Киры Георгиевны Муратовой, решаю, конечно, посмотреть, тем более что только что прочитала книгу Литвиновой, в которой она много рассказывает о работе с этим режиссером и из праздного любопытства покупаю диск.
Удалось посмотреть только семь фильмов, но каждый фильм еще долго звучит своей полифонией и в сердце и в голове. Фильмы именно звучат, картинки не видны, Муратова мастер звукового кино, звуковое черно-белое кино, хотя, конечно, цвет присутствует, но едва различимый. Кино Муратовой, кино, которое надо слушать. Кира Георгиевна как будто специально минимизирует количество героев, чтобы не занимать сознание образами зрительными, а только звуковыми, поэтому столько звуков: человеческой речи, животных, различных физиологичных звуков, звуков природы, музыкальных произведений и еще массам других звуков.  Вот именно с этой звуковой позиции я и хочу посмотреть на кино Киры Георгиевны Муратовой, поэтому данная работа называется «Звуковое кино Киры Муратовой».
Выделю несколько звуковых позиций, по которым буду анализировать фильмы:
1. женские голоса;
2. странная манера говорить всех героев;
3. многократные повторы реплик;
4. нарочито громкая речь;
5. музыкальное и песенное сопровождение;
6. детские голоса;
7. мужские голоса;
8. голос Ренаты Литвиновой;
Женские голоса.
На что в первую очередь хочется обратить внимание, так это на то, что в фильмах Киры Георгиевны разговаривают по большей части женщины и все особенности говорения связаны исключительно с женщинами. Роль мужчин в разговоре минимизирована, так в фильме «Короткие встречи» очень много говорит героиня и очень интересный ход в связи с этой концепцией, что героиня простраивает свой диалог с мужчиной, выполняя сразу две роли и мужскую, и женскую (она говорит с ним в его отсутствии). В фильме «Долгие проводы» речь главного героя сводится к набору реплик «да, нет, не знаю», главная героиня говорит и за себя, и за него. Так, согласно Заре Абдуллаевой, в фильме "Долгие проводы" "Муратова поставила на индивидуальность актрисы с обыденной внешностью, но незаурядным голосом. Этот одинокий голос человека - капризный, набухший скандалом или отчаянием - одной лишь интонационной пластикой создавал образ женщины на грани нервного срыва. В этой роли Шарко можно только слушать".
В работе «Настройщик» голос Аллы Демидовой –это голос уходящей интеллигенции, в противовес ей Русланова со своей быстрой громкой речью создает колорит Одессы, потом в работе «Второстепенные люди» этот колорит создадут две ругающиеся на балконе женщины.
Странная манера говорить всех героев.
Что я понимаю, под странностью говорить? Это, в первую очередь, конечно нарочито растягивание звуков, четкое проговаривание звуков, настолько четкое, что зритель может наблюдать за работой артикуляционного аппарата. Почему я говорю, что манера странная? Потому что российский зритель привык к другим звукам с экрана, к звукам, к которым не надо прислушиваться, к звукам, которые в кино не раздражают, звуки, которые не привлекают к себе внимание,  то есть «странность» отличается от традиционной манеры говорить в кино.
Итак, фильм «Короткие встречи», главную роль исполняет сама Муратова, она говорит нараспев, тихо, в ее речи, так называемая педагогами, суггестия, но в то же время какое –то равнодушие человека, который слишком погружен в себя, в свою работу, отстраненная речь. В фильме всего три образа, два из которых женских, мужчины у Муратовой получаются лишь дополнением, хотя, с другой стороны, для своего кино режиссер отбирает таких мужчин, которые имеют безошибочно узнаваемые интонации (опять звук), в фильме «Короткие встречи» это Высоцкий, конечно, узнаваем в своей небритости, но в первую очередь этот голос с хрипотцой и с протяжными сонорными, если в «Месте встречи изменить нельзя» Высоцкий громогласен, то в паре с Муратовой он тих, спокоен в своей речи, это тонкое противопоставление мужского и женского начала на уровне голоса.
В работе «Второстепенные люди» доктор в исполнении Четверткова не меняет своей мимики, ни при убийстве, ни при осмотре больных, ни при слушании песен Веры, а только тембр, только интонации сожаления, упрека, радости.
Многократные повторы реплик
Один из наиболее сильных в звуком плане фильмов, конечно, «Чеховские мотивы», вот, где показана эта особенность текстов Чехова, когда люди не слышат друг друга, в этом фильме каждая фраза повторяется минимум три раза, никому абсолютно неинтересно, что и кто говорит, если включать колонки на полную мощность, то в голове начинает что-то щелкать, потому что вот она эта сила звуков, человеческих интонаций, от которых можно с ума сойти, именно поэтому вся семья кажется сумасшедшей. И опять нарочитая странность говорить, специально протяжно, специально громко, специально с акцентом. В этом фильме особенно странная речь у матери и у сына – студента, при чем у студента настолько высокий голос, что он легко путается с женским. Как мне это нравилось в фильме, когда мать, произнося фразу: «Ему нужно купить свитер» каждый раз говорила это на тон выше, вроде бы без крика, но частотой повторяемости этой фразы и сменой тона довела – таки своего мужа до истерики. Почему члены этой семьи друг друга не слышат? Потому что все члены этой семьи говорят странно и, кажется, что они говорят на разных языках, это хороший прием показать, отсутствие взаимопонимания в семье.
В «Чеховских мотивах» молчит только «нечто» в покрывалах, которое присутствует в церкви на венчание, это приведение бывшей жены жениха, его никто не видит, но слышит стоны. А потом приведение заговорит и закричит и завизжит голосом абсолютно телесной женщины, которая к тому же дочь священника, вот оно опять непонимание в семье: отец с голосом священника (я не знаю, как описать этот голос, в общем, голос священника) и дочь с бесовским визгом.
Фильм «Второстепенные люди» здесь конечно мастером повтора оказался актер Жан Даниэль, когда он с упорством больного человека произносил: «Урок, окно; урок, окно; урок, окно; урок, окно; урок, окно» и его многократное объяснение телохранителю, почему он хочет убить Буля, кстати, противостояние Буля и Жана в этом фильме хорошо обыграно, Буль – учитель физкультуры, Жан – учитель русского языка и литературы, получается, что смерть Буля доказывает превосходства литературы и языка над силой физической, почему –то мне кажется, что в школах никто не может друг друга ненавидеть больше, чем учителя русского языка и учителя физкультуры.
Нарочито громкая речь
Это и в фильме «Чеховские мотивы» и во «Второстепенных людях», и «Среди серых камней», те фильмы, где появляется большое скопление людей и эта громкая речь, как попытка, чтобы тебя все услышали.
Музыкальное и песенное сопровождение
Фильм «Настройщик» -это в большей мере, чем другие работы Муратовой фильм музыки, да и само название к этому подталкивает, очень много классических композиций, репетиции оркестра пенсионеров, наладка музыкального инструмента, как бы в противоположность пенсионерам девушка в трамвае с гитарой и что-то такое поет, что играет молодежь, собираясь на лавочках у подъезда. Но это одна из последних работ Киры Муратовой, а вот в первых двух фильмах ("Короткие встречи", "Долгие проводы") - оригинальная музыка прекрасного композитора Олега Каравайчука, в дальнейшем - музыка из произведений Шуберта, Чайковского, Бетховена.
В «Коротких встречах», конечно, не могло обойтись без песен Высоцкого, этот фильм сам по себе хорош, потому что гениальность Муратовой и состоит в том, что из сюжета, на который можно было бы снять пошлую мелодраму она снимает тонкое кино, в котором не соперничество двух женщин из-за мужчины, здесь сложнее здесь одиночество, здесь невозможность принять другого таким, какой есть, нежелание меняться самим и отсюда и равнодушный тон, и суггестия, и размеренность, и рассудительность, но и еще этому фильму особое звучание, конечно, придают и голос и песни Высоцкого.
В работе «Среди серых камней» рефреном звучит романс «Белеет парус одинокий».
В работе «Три истории» в новелле «Офелия» неплохое исполнение песни: «Напрасные слова», что интересно так этот то, что для песни в этом фильме нет никакой мотивации, ну звучит и звучит сначала в мужском исполнении, а потом в исполнении Бузько.

Детские голоса.
Когда смотрела фильм «Среди серых камней» первое, что пришло в голову, надо же какие талантливые дети, как они играют, говорят. Это маленькие пророки. Фраза мальчика: «Ты нищий», сказанная человеку, который рассуждал о том, что он бывший дворецкий, наверное, подействовала на него сильнее, чем действовали до этого его лохмотья и окружающий нищенский мир. Детская речь в этом фильме очень быстрая, как и сами дети, но рассудительная и вот этот фильм надо действительно смотреть очень внимательно, следить за игрой глаз, говоря «Ты нищий» мальчик и показывает в своем взгляде вызов нищете.
Девочка в «Трех историях» говорит деду: «Ты гнилой», и опять это в точку, дед уже не двигается и не ходит и единственное на что способен, так это из кресла воспитывать девочку, а потом ребенок произносит то, что многие взрослые хотят сказать своим старикам и о чем постоянно думают, но не говорят потому что неприлично: «Когда ты умрешь, мы твою квартиру заберем и приватизируем», а, чтобы до деда эти слова дошли лучше, девочка естественно их повторяет.
В работе «Три истории» девочка вербализирует ту причину, по которой каждый герой фильмов Муратовой повторяет свои реплики многократно: «Не слышу и не слушаю» и как это свойственно детям, девочка закрывает уши руками, у всех героев Муратовой уши закрыты, только детям из-за их непосредственности позволительно уши закрывать руками, когда они что –то не хотят слышать. То же самое делает и в фильме «Среди серых камней» мальчик, он тоже закрывает уши, когда его мать называют покойницей и, когда о Марусе говорят, что она умерла.

Мужские голоса
Как я уже говорила,  мужскую тему Муратова в своих фильмах сводит до минимуму, но каждый мужчина узнаваем, это и голос Высоцкого, и голос Говорухина, и Маковецкого, а на голосе Табакова вообще мы выросли, в очередной раз пересматривая серии с Матроскиным.
И в фильме «Три истории» очень забавно смотрится кот с украденной курицей на фоне голоса Табакова. Голос не такой чистый и он в контрасте со звонким голосом маленькой девочки. Это противопоставление увядания и расцвета на голосовом уровне: герой Табакова хрипит, сопит, голос же девочки кристально чистый.
Голос Маковецкого от спокойных интонаций переходит в надрывный крик, это нарастание происходит постепенно от самого начала новеллы и до конца, а в самом конце завершение и какой-то непонятный шепот, а еще страх произнести: «Я убил свою соседку» и поэтому герой Маковецкого дважды пишет эту фраза, как будто, если ты не произнес этой фразы, значит, ты ее и не убил. Все монологи Маковецкого сопровождаются раздражающим стучанием пишущей машинки и песнями Жана Даниэля, но эти звуки не касаются героя Маковецкого, они живут своей отдельной жизнью, единственный звук, который жил его жизнью, это звук соседки, но он уже уничтожен.
Голос Высоцкого звучит в варианте живого общение и в варианте записанной фонограммы, которую он прислал в подарок на день рождения, такое ощущение, что второй вариант голоса был сделан с целью, чтобы героиня Муратовой не перебила его и дала высказаться до конца, конечно, ярким украшением фильма стали песни Высоцкого.
Голос Ренаты Литвиновой
«Три истории».
Голос Ренаты узнаваем и опознаваем она всегда говорит с одной интонацией, но играет всегда по – разному, хотя ее многие и упрекают в том, что она как актриса не перевоплощается, но она же сценарист по образованию. Ее героини такие же невозможные для века нынешнего как сама Рената, но мы о голосе.
В чем заслуга Литвиновой? Так это в том, что она в российском кино открыла новую манеру говорить, это полуголос, практически птичий щебет, она заставляет вслушиваться в себя и не пропускать ничего, так у нас в кино, пожалуй, говорила только Доронина, помню ее по фильму «Три тополя на Плющихе».
Итак, «Три истории» Рената говорит медленно, настойчиво, ее цель заставить молодую мать забрать новорожденного, отсюда повторы; «Таня, Таня, Танечка»,  голос бархатистый, рождающийся в груди, вот есть голос нутряной, я так понимаю, он рождается где – то в животе, а есть грудной голос и он смягчен бархатом, вот такой оборот. Офа заставляет, чтобы ее слушала героиня Бузько: «Слушай мой голос», обращаем внимание не меня слушай, а мой голос, который является медитативным, отсюда, наверное, и эти странные героини у Литвиновой, которые находятся постоянно где – то на грани жизни и смерти, такова и Фаина из «Богини» та же медитация в голосе. И на фоне этого голоса хруст яблока, напоминающий о первородном грехе и храп, напоминающий о естественности. Звуки реальны и яблоко сочно хрустит и храп раздражающе хрипит.
А потом появляется доктор и говорит: «Я влюблен в ваш голос» и снова повторы «Сюда идут, идут сюда», «Радуйтесь, радуйтесь», произнесенные с равнодушным тоном новоявленному папаше, ну а какой тон она еще может иметь, ведь ее цель не поздравлять отцов с детьми ее цель убивать матерей, в которых так и не проснулся материнский инстинкт.
Таким образом, можно сказать, что звуки в работах Киры Муратовой имеют цель более четко обозначить героя, выявив черты его характера, его пристрастия, голос как средство, раскрытия личности, раскрытия истины. Муратова смело обращается со звуком, экспериментирует и доводит все до полного совершенства.


Рецензии
Уважаемая Юлия! Здравствуйте! Очень интересный анализ! я часто просто слушаю фильмы...


Елена Ительсон   01.06.2010 12:51     Заявить о нарушении
Да, а Киру Муратову нужно слушать особенно

Юлия Ярославцева   01.06.2010 17:51   Заявить о нарушении
Совершенно согласна!

Елена Ительсон   01.06.2010 22:16   Заявить о нарушении
Юлия, если Вы так или иначе используете название и идею статьи, которая уже была обупликована ранее, то неплохо было бы сослаться. Как Вы считаете?
http://ec-dejavu.ru/m-2/Muratova.html

Баранов Владимир Юрьевич   29.08.2010 14:59   Заявить о нарушении
Да уж, ссылки всегда нужны.

Или это конгениально?

Елена Ительсон   29.08.2010 15:10   Заявить о нарушении
В тексте присутствует прямая, увы, незаковыченная цитата:
"в первых двух фильмах («Короткие встречи», «Долгие проводы») – оригинальная музыка прекрасного композитора Олега Каравайчука, в дальнейшем – музыка из произведений Шуберта, Чайковского, Бетховена и др."

Баранов Владимир Юрьевич   29.08.2010 15:14   Заявить о нарушении