***

Женские образы в романе Г.-Г. Маркеса «Сто лет одиночества», повести «Полковнику никто не пишет», рассказе «Похороны Великой Мамы».
На страницы своих произведений Маркес в качестве главных героев выводит мужчин, это они сменяют одно поколение за другим, это они надежные защитники своего государства и самые верные его воины, люди честные и мужественные, женщины же просто находятся рядом, смиренно исполняя то, что предначертано судьбой. Мужчина –это воин, разрушитель, женщина же хранительница домашнего очага, у Маркеса это та женщина, на которой держится целый мир, без мужчины не будет только войны, без женщины не будет мира. Наверное, именно поэтому в моноспектакле Семена Верхоградского по роману «Сто лет одиночества» главной и единственной исполнительницей является женщина, потому что именно энергетикой женской пропитан роман. Конечно, такое чувствование женщины у Маркеса несколько субъективно, но….женщины у Маркеса –это действительно образы, это некие универсумы, которых никогда и нигде больше не будет, кроме как в городе Макондо в повествовательное время романа, повести, рассказа…
Мне бы хотелось рассмотреть три женских образа в произведениях Маркеса это Урсула, Велика Мама, и жена полковника.
Уже на уровне имен мы можем заметить, что если в романе женщина, стоящая у основания рода Буэндия имеет имя, то вот в повести «Полковнику никто не пишет» у женщины нет имени, она просто жена полковника и мать Аугустино, в рассказе «Похороны Великой Мамы» женщина тоже лишена имени, Великая Мама –это как профессия или предначертание.
Я уже говорила о том, что женщина у Маркеса хранительница домашнего очага и через это хранительница Вселенной, поэтому ее власть простирается от печи в кухне (как в романе и повести), так и до владения городом и страной, как в рассказе. Если в «Похоронах Великой Мамы», женщина представлена не как женщина, а как идол, которому поклоняются и с мнением которого считаются, то тут проявляется крайняя степень женского начала. В романе и повести женщина влияет на своего мужчину по средствам слов, упреков, нежности, угроз, в рассказе женщина, пройдя все эти этапы, поднимается до уровня идола, у которого уже и пола быть не может, это не женщина: «Целый век Великая Мама была средоточием, центром тяжести всего Макондо», вот это средоточие тяжести.
Сквозь всю ткань романа «Сто лет одиночества»  проходит образ Урсулы, она не только хранительница семьи Буэндия, она как страж романа появляется то на одной, то на другой странице, исчезая со страниц по вполне объективным обстоятельствам, например, отправляется на поиски сыны, зачем Урсуле было уходить, ведь на руках маленькая Амаранта? Но она уходит просто без объяснений и этих объяснений от нее никто и никогда не потребует.
Мужчина у Маркеса – мечтатель. Пока Хосе – Аркадио Буэндия занят размышлениями о неких высоких материях «он проводил ночи напролет в патио, наблюдая за ходом небесных тел…Именно в это время он приобрел привычку разговаривать сам с собой, прохаживаясь по дому и никого не замечая», что же в это время делает женщина? «Урсула в поте лица своего трудилась с детьми на земле…», ей не до астролябий и не до вопросов о форме нашей земли, если муж «вконец спятил», то это его дело, но Урсула будет работать, потому что есть дети, которых надо кормить: « Сноровистая, основательная женщина с крепкими нервами, которыми не ведала, что такое петь песни, и умела сразу поспевать всюду. Благодаря ей, земляной пол, глинобитные стены, грубая самодельная мебель были идеально чисты, а старые лари, где хранилась одежда источали слабый аромат альбааки». Хосе –Аркадио вызывает только жалость, как будто он только однажды смог быть настоящим сильным мужчиной, когда овладел Урсулой, теперь он: «что-то бормоча под нос о переезде, укладывает лабораторные приборы…Она дала ему закончить дело. Дала ему забить гвоздями ящики, не упрекнув его не единым словом, но прекрасно зная, что и он это знает: мужчины не пойдут за ним из поселка». Урсула не пойдет тоже, потому что здесь у нее дом, здесь дети и она не бросит все это ради призрачных идей мужа (Урсула уйдет только однажды за сыном), а мужчина в своем репертуаре, его ничего не держит: «человек вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей», ответ Урсулы в этом случае предсказуем: «Если надо, чтобы я умерла, лишь бы остаться здесь, я умру». Как точен здесь Маркес, определяя позиции Хосе-Аркадио и Урсулы, вот та мечтательность, которая есть в каждом мужчине и вот тот рационализм, которым живут женщины и которым они спасают свои семьи. Урсула призывает к благоразумию мужа и несгибаемая в своей воле, Урсула слишком земная женщина, для нее важнее то, что есть «здесь» и «сейчас», а не в заоблачных высях. Урсула яркий женский образ, сочетающий в себе и покорность, и упрямство: она уступает мужу свои золотые монеты и настраивает селян против цыган.
Итак, что стало причиной того, что последний из рода Буэндия родился с хвостиком и, что Макондно стал перемолот в труху? Ведь каждая из женщин Буэндия стремилась сохранить свой род и свой очаг. А причиной стало то, что связывало Урсулу и Хосе –Аркадио помимо любви: «более крепки, чем любовь, узы: общие угрызения совести. Они были двоюродным братом и сестрой». Но и это не конечная причина, которая отправила их всех на одиночество. Причиной стал случай: Хосе-Аркадио убил Агиляра и вернулся к жене со словами: «…родишь игуан, будем воспитывать игуан. Но в этой деревне из-за тебя больше не будет покойников». Таким образом, причиной всех бед Буэндия стало: кровосмешение и то, что их род начался с убийства. Урсула понимала, чем все это закончится (женская интуиция), а Хосе – Аркадио доказывал, что он настоящий мужчина, а доказав свою состоятельность, погрузился в  алхимические исследования.  А что женщина? Она продолжала верить в Бога, зная о том, что Дьявол гуляет недалеко от их дома, недаром присутствие Мелькиадеса будет отвратительным воспоминанием, его присутствие останется в памяти пергамента и закончится на последнем из рода Буэндия.
И жить Урсула будет долго, как будто охраняя свой род от проклятия Мелькиадеса. Женщины у Маркеса живут долго, доводя свою миссию до конца.
Ситуация того, что женщина вновь вынуждена сражаться с задумками, мечтами мужа возникает в повести «Полковнику никто не пишет», но что характерно для этой повести, что разрушение семьи началось снизу: погиб их сын и родители впали в нищету. Полковник каждую пятницу ждет письма о назначении пенсии, жена ждет хорошего момента побыстрее избавится от петуха, который их объедает. Почему полковник не желает расстаться с петухом? Возможно, это от того, что петух некогда принадлежал их сыну, а это были времена благополучия. Петух –это надежда на то, что все будет как прежде, но прежде уже ничего не будет, потому что то, что было опорой их семьи ушло безвозвратно и опять та же мечтательность мужчины. Петух дает мечту на то, что можно разбогатеть, как и у Хосе –Аркадио была мечта при помощи алхимических опытов добыть золото, и вновь женщина, сохраняющая рассудок, поддерживающая мужа только до тех пор, когда к ней приходит окончательное понимание того, что в доме есть нечего и что очаг семьи разрушен окончательно и бесповоротно. Еще одной причиной того, что в конце повести на вопрос жены: «И что мы будем есть все это время?» «Полковнику потребовалось прожить семьдесят пять лет – семьдесят пять лет своей жизни. Минута в минуту, чтобы дожить до этого мгновения. Он почувствовал себя непобедимым, когда четко и ясно произнес в ответ:- Дерьмо!» Полковник –воин и знает, что такое честь, поэтому он лучше будет есть дерьмо, чем подвергнет себя унижению просить милостыню и в этом он остался непобедимым, жена тоже согласится, потому что это ее муж, а в таких случаях вопросы излишне, пусть она в отчаянии, но она что – нибудь придумает и вновь сварит какую-нибудь похлебку из маиса, который неизвестно, где но добудет, а как же иначе, ведь на ней держится и этот полковник, и этот петух, и память о сыне, да и она сама.
Жена полковника и Урсула –это начальный этап матриархата, я бы даже сказала не матриархата, а того, когда женщина берет в свои руки все, потому что надеяться больше не на кого, не знаю, как это по-другому назвать,  Великая Мама – это расцвет матриархата.
Как я уже говорила, Великая Мама, это уже даже не женщина, это просто женское естество, которое руководит миром Макондо и отсюда идея того, что женщина держит землю на своих руках. Вот почему ее и называют Великая Мама – это то, что охраняет и бережет своих детей, она как мать-земля, должна быть вечной: «Никто из ее верноподданных и думать не смел, что она смертна как все люди», но Великая Мама умирает и за этим сразу же последовала неразбериха: началось деление наследства, мужчины не могут определить план своих действий, президент республики и тот в растерянности. Великая Мама умерла, осиротив всю страну и своих детей: она устраивала праздники и пиры, поставляла оружия для воинов (такое ощущение, что позволяла своим непослушным сыновьям играть в войну, покупая для них опасные игрушки).
Но смерть Великой Мамы в итоге оказалось освобождением от гнета женщины и разрушение того, что Великая Мама создавала многими годами: «…могли выйти замуж по любви, рожать детей, ну а простой люд мог натягивать москитные сетки, где ему сподручнее, да еще и в любом уголке владений Великой Мамы, потому как сама Великая Мама, единственная из всех смертных, кто мог ранее тому воспротивиться и кто имел на то неограниченную власть, начала уже гнить под тяжестью свинцовой плиты».
Итак, три героини произведений Маркеса, одна из которых умирает. Почему именно похороны Великой Мамы описываются так подробно? Возможно, из-за того, что женщина в данном случае утратила свое женское начало, она в первую очередь Великая, а потом уже Мама, ее власть пошла далеко за пределы собственного дома, она начала во власти тягаться с мужчиной, оставляя его далеко позади себя, поэтому ее похороны такие и подробные, как дань тому, что матриархата больше не будет, но как знать, к чему идет мир, ведь вытеснение мужского начала началось вновь.


Рецензии