Остров

Жанр фильма: Драма
Производство: Россия
Режиссер: Павел Семенович Лунгин
В ролях: Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Петр Мамонов, Юрий Кузнецов.
С такой силой и с таким проникновением никогда еще не показывали сущность веры православной как в фильме Павла Лунгина «Остров», грешник предатель и убийца становится практически святым.
Фильм –притча, можно сказать, что это житие святого, немного правда не по канону построено, но все же это житие. Давайте рассмотрим воплощение трехчастной композиции жития в данном фильме. Сначала перед нами предстает мирская жизнь Анатолия, в которой он не был праведником, а оказался великим грешником. Далее показывается жизнь Анатолия в монастыре: Анатолий творит чудеса, исцеляя людей, помогая им, и даже помогает отцу Филарету избавиться от того, к чему он больше всего привязан: от сапог и одеяла. А затем смерть праведника, но по канону жития должно было произойти посмертное чудо, но в фильме чуда не было, хотя сама по себе смерть старца кажется чудесной, ведь он точно предугадал момент своей смерти и лег в гроб умирать сам.
Вопрос, который задает Анатолий: «За что Каин убил Авеля?», не дает ему покоя то убийство, но судить старца за предательство не имеем права, да, смалодушничал, да, собственная жизнь оказалась важнее, но это нормальное человеческое проявление: страх перед смертью. А разве можно судить простого смертного за боязнь умереть, ведь даже отец Филарет в середине фильма испугался предстать перед Господом нашим.
Но грех не дает покоя Анатолию на протяжении многих лет, этот грех и умереть – то ему не позволяет. И тут случается чудо: адмирал привозит к Анатолию на лечение свою дочь, которая после гибели мужа сошла с ума. И все бы ничего, но этот адмирал и есть тот Тихон, которого якобы убил Анатолий, но он его  только ранил и, между прочим, этим ранением спас ему жизнь и, что еще самое главное Тихон его простил. Это действительно чудо около тридцати лет старец вымаливал прощение у Тихона, призывал его услышать молитвы, призывал услышать мольбы о прощении и он услышал, приехав на остров живым, а Анатолий за тот грех расплачивался душевными муками и, вот, что интересно, мне кажется, Лунгин по своему трактует миф о Сизифе, заставляя Анатолия трудится: весь фильм старец возит тележку с углем (практически тот же нескончаемый труд, в кочегарке надо топить постоянно, потому что монастырь находится на севере, в Карелии)  спит на угле, сам весь в угольной пыли и после себя потому оставляет всюду угольный след.
Как он стал праведником нам не говорят, откуда у него возник дар целительства и провидения тоже умалчивается, да и не следует уточнять, этот дар Анатолий получил от Бога, Бог простил этого грешника, превратив его в мученика, но все же кажется немного странным, что отцы церкви позволяют Анатолию заниматься целительством, потому что насколько известно мне, церковь против различного рода целителей, которые не имеют духовного сана.
Одной из самых сильных сцен фильм, я считаю, сцену молитвы Анатолия на берегу, когда страшный грех из прошлой жизни настолько мучает человека, что даже по прошествии многих лет, он плачет, он молит прощения и не может никак смириться со своим грехом. Нам сцена молитвы показывается на противопоставлении молитвы отца Филарета (В. Сухороков), молитвы по всем канонам церкви. Молитва священника в исполнении Д. Дюжева, его молитва  - это молитва человека, который не до конца еще верует, он еще сомневается, он молится несколько иначе, чем Филарет,  такое ощущение, что старается молитвой скорей избавиться от своего прошлого греха, на который намекает старец Анатолий. Молитва Анатолия в исполнении П. Мамонова- это молитва не в церкви и не перед образами, это молитва на берегу, на природе, это исступленный плач, надрыв человека, это действительно сильнейшая сцена из фильма, настолько Мамонов гармоничен в этой сцене, настолько ты ему веришь, что прошибает слезы, что плачешь вместе с ним, наверное, еще и потому, что сам понимаешь то, что и ты, сидящий по эту сторону экрана, тоже человек и ты тоже способен совершить что – то тяжкое…..
Фильм сильный, заставляет думать, вслушиваться в 50 псалом Давида, он снят так, что ты его смотришь на одном дыхании и тут уже не важно верующий ты или нет, важно, грешен ты или нет. На этот сюжет можно было снять самый скучный фильм, но Лунгин снял потрясающе. Эта вневременная картина, хотя немного странный актерский ансамбль, но странным он кажется именно для российского зрителя: Кос из «Бригады», фрик - убийца из «Антикиллера» и Мамонов из «Иглы».
Поговорим об актерах. Лицом рекламной кампании фильма стал не режиссер, а именно актёр, и в первую очередь исполнитель главной роли Пётр Мамонов. Образ старца, созданный им, вызывает такое безграничное доверие, что хочется немедленно записать Петра Мамонова к себе в духовники или дедушки. Думаю, что ни до, ни после  «Острова» он уже не сыграет такой роли, не споет сидя на вышке дурным голосом: «Господи помилуй, Господи прости, помоги мне Боже на моем пути…», не будет рвать руками траву, и произносить бесконечную молитву. Крайне неожиданно видеть Дмитрия Дюжева с длинными волосами и в монашеской рясе, а не в черной кожаной куртке с парой пистолетов. Но Дюжев органичен, в меру тщеславен, в меру смешлив, в меру прискорбен. Виктор Сухоруков в образе настоятеля монастыря с жидкой растрепанной бороденкой, нежным отношением к курам и странным выговором дался Сухорукову легко и непринужденно. Блестящая актерская и эпизодическая игра Нины Усатовой и Юрия Кузнецова, как всегда характерны и даже в эпизоде. Это тот фильм, на который зрители идут не за режиссерской работой, а за актерской игрой. На, мой взгляд, это самый русский фильм из всего, что было снято в последнее время.         


Рецензии