От делать есть чего друзья

Композиторы конца XIX начала XX веков, исходя из практических соображений и следуя установившейся музыкальной практике, пытались уложить сочиняемые ими концерты для солирующих инструментов (фортепиано, скрипки, виолончели) в тридцатиминутный промежуток. Почему? Потому что такие концерты требуют от солиста невероятной виртуозности, огромной эмоциональной отдачи и сильнейшей концентрации. Да и публика тоже не железная – ей на одном месте сидеть не сахар: внимание рассеивается, кашлять хочется, конфетку развернуть не терпится. Вот и получается, что тридцать минут – это самое подходящее время. В свою очередь современные создатели компакт-диска, в результате выполнения определённых технических требований, сделали так, что дисковая вместимость в среднем составила шестьдесят минут. Из нехитрого вычисления получается, что на один CD можно записать ровно два концерта. По мере развития звукозаписывающего производства, у компаний грамзаписи сформировались отдельные традиции в образовании таких музыкальных пар. Так, например, практически всегда неразлучными представляются фортепианные концерты Шумана и Грига, скрипичные концерты Мендельсона и Бруха, а также Чайковского и Сибелиуса. Такая комбинация вызвана прежде всего схожим музыкальным характером сочинений, их романтическим настроением, а  в некоторых случаях одинаковой тональностью. Как же этим произведениям живётся в результате такого уготовленного соседства?
Поговорим об одной из таких пар. Концерты для скрипки и оркестра Чайковского и Сибелиуса неразлучны уже с конца сороковых годов прошлого века. Причину их совместного появления можно выявить из следующего. Прежде всего, географическое соседство композиторов: один жил в России, а другой – в Финляндии. Тональности обоих концертов начинаются с ноты ре: у Чайковского это ре мажор, а у Сибелиуса – ре минор. Концерты объединяют с одной стороны экстремальная лиричность, а с другой – исключительная трудность для исполнения. И ещё один факт: оба композитора написали по одному концерту для скрипки. Пётр Ильич закончил работу над сочинением в рекордный для этой крупной музыкальной формы срок – всего лишь за один месяц, находясь в Швейцарии летом 1878 года. Он писал концерт с расчётом на известного скрипача Леопольда Ауэра, но тот, ознакомившись с партитурой, наотрез отказался его исполнять в силу его «неисполняемости». Концерт остался без внимания до 1881 года, пока его не сыграл Адольф Бродский с Венским Филармоническим оркестром под управлением Ханса Рихтера.
Ян Сибелиус с детства занимался игрой на скрипке и мечтал стать виртуозом. Будучи студентом  Хельсинской консерватории, участвовал в квартете, а в двадцать пять лет попытался поступить в группу струнных Венской Филармонии, но провалился на прослушивании. Свой скрипичный концерт он написал в 1903 году, однако после холодного приёма публикой и критикой решил переписать его отдельные места. Поэтому в том виде, в котором мы его знаем, концерт был впервые исполнен 19 октября 1905 года в Берлине. Оркестром дирижировал Рихард Штраус.
Впоследствии концерты Чайковского и Сибелиуса возглавили романтический репертуар скрипачей-солистов. Но беда в том, что не всегда исполнение обоих концертов одним и тем же солистом является одинаково успешным. Так, например, запись знаменитого скрипача Максима Венгерова с Берлинским Филармоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо (Концерт Чайковского) и с Чикагским симфоническим оркестром, под управлением Даниэля Баренбойма (Концерт Сибелиуса) можно было бы считать одной из лучших, если бы не превосходные записи Вадима Репина (Чайковский) и Анне-Софи Муттер (Сибелиус). Правда, в практике грамзаписи пока не существует примера представления двух звёзд на одном и том же диске, потому что между прославленными музыкантами превалирует неистребимый дух соперничества. В отличие от них, музыкальным записям намного «проще» находиться в дружеских, соседских отношениях.


Рецензии