Моди

Эссе
Совместное производство США/ Германия/Румыния/Франция/Италия 2004 год, драма
Режиссер Мик Девис
В ролях: Модяльяни (Энди Гарсия), Жанна (Эльза Зильберштейн)
Композитор Гай Фарли
Музыка в исполнении Саши Лазард
Изначально данная работа задумывалась как рецензия, но для рецензии получилось слишком много эмоций и никакого объективизма, поэтому жанр этой работы лучше определить, как эссе.

Впервые после просмотра фильма, пусть это звучит пафосно, но зато вполне осмысленно у меня возник вопрос о смысле жизни, о своем пути, о своем предначертании в этом мире. Ни в коем случае фильм не был философским измышлением какого-нибудь сложного режиссера, это фильм из серии ЖЗЛ, но слишком уж личность сложная представлена в этом фильме. А вопрос о смысле жизни совершенно прост, быть как все жить как все, стремясь своим существом оправдать законы общества, или, может быть лучше, как он, как Модильяни…чтобы  на смертном одре кто-нибудь произнес твое имя, как Пикассо произнес имя Модильяни…По крайней мере так в фильме, это пророчество Жанны Эбютерн возлюбленной Модильяни.

Красивая стремительная жизнь, пожалуй, самого скандального художника XX века, Амадео Модильяни была показана в фильме Мика Девиса «Модильяни», в главной роли с Энди Гарсия. Фильм о художнике и о самом процессе творчества, режиссеру, безусловно, удалась сцена с рисованием, когда каждый из художников Пикассо, Модильяни, Ривьера создают свои полотна. Это творчество, это настолько головокружительная сцена, что ты ее смотришь на вздохе, на каком-то мгновении, после которого не будет ничего. Мне показалось, что все эти картины важны не для самих художников, а для их агентов. Для художников был важен сам процесс. И здесь, конечно, нельзя не упомянуть о работе музыкантов.  Саундтрек Саши Лазард очень гармонично вписывается в канву этого фильма, наполняя его музыкальными красками, разрисовывая фильм цветовой палитрой гениальной музыки.
Режиссер преднамеренно выбрал для роли Модильяни Гарсия, и на его фоне толстый и неуклюжий Пикассо кажется не таким уж и гениальным, все остальные друзья-художники немного странноваты, болезненны, дики и некрасивы, поэтому любовная история Амадео и Жанны, которая стоит в фильме во главе сюжета и кажется такой красивой и трогательной. Итак, в фильме две сюжетные линии: любовь Модильяни и творчество Модильяни, хотя для самого художника эти два сюжета оказались одним, в ночь перед смертью он создает портрет беременной Жанны в синем платье и в соревновании побеждает именно картина Модильяни, потому что он сумел заглянуть в душу Жанны через ее глаза, и опять –таки это пророчество, но только на этот раз это пророчество  Амадео, который сказал: «Я  нарисую твои глаза только тогда, когда узнаю твою душу» О, как была важна эта победа, но не для художника Модильяни, а для человека Модильяни, но он оказался верен себе и был смертельно ранен…Как бы это не звучало странно, но Амадео был прекрасен даже в тот момент, когда его убивали: красивый человек, падающий снег, музыка Лазард и неминуемая смерть создали ощущение «красивой тоски».

Жанна прожила не дольше, на следующий день покончила с собой, она была беременна. Это не попытка пересказать кино, такие фильмы надо только смотреть, это в большей степени попытка для себя увидеть, как все ставится на творчество: и любовь, и благополучие, и сама жизнь, когда человек жив только тогда, когда в руке кисть, когда сидит натурщица, когда миг вдохновения охватывает так, что лицо покрывается испариной, режиссер ловит этот момент и снимает на камеру и пусть все они лишь актеры и не художники, но сердце замирает от восторга, потому что ты пусть вот так искусственно, но следишь за созданием шедевра.

Говорить о точном совпадении биографических данных представленных в фильме и того, что есть на самом деле будет неверно, потому что Модильяни в фильме это, конечно же, художественный образ, это романтический герой в лучших традициях романтизма. Это человек, противопоставленный обществу, стремящийся к небу, к некому идеалу, а идеал был рядом в образе Эбютерн, но не живой Эбютерн, а той, которая на картине. Модильяни –герой, оторванный от всего, кроме творчества, герой, нашедший покой в смерти и позвавший за собой возлюбленную, разве это не в духе Байрона?! Самоубийство Жанны это трагический постскриптум в жизни Модильяни.

Это по фильму, об этом кино, вызывающее чувство непомерной тоски и грусти, но в то же время восторженного благоговения перед судьбой гениального человека.


Рецензии