Символика песка и воды в романе Абэ Кобо Женщина в

Для того чтобы раскрыть данный вопрос, обратимся к расшифровке символа песка, в словаре символов Джека Тресиддера «Песок. По очевидным причинам, символ множества. В бесплодных, засушливых регионах, особенно на севере Африки и Ближнем Востоке, песок заменял воду при мытье и чистке посуды и помещений и поэтому ассоциировался с очищением. В более общем значении он символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение и течение времени (ассоциация с песочными часами). В романе мы встречаем научное определение песка, итак "Песок - скопление  разрушенной  горной  породы. Иногда включает в себя магнитный железняк, каситерит,  реже  -  золотой песок.  Диаметр от  двух до одной шестнадцатой миллиметра". Итак, из определения, которое дано в романе и из расшифровки символики песка становится понятным, что песок- это в первую очередь символ разрушения, с другой стороны, в романе песок тесно соотносится с насекомыми, потому что наш герой энтомолог и охотится за шпанской мушкой, я так понимаю и в романе это проговаривается, что шпанская мушка –это какой-то особый вид мух, в том же словаре символика мухи обозначена следующим образом «Муха.  Мухи символизировали зло и моровые эпидемии. Они были настолько большой проблемой в древнем мире, что для защиты от них даже призывали богов, в том числе и Зевса под именем Апомиус ("охраняющий от мух"). Мух связывали с демонами, они стали христианским символом морального и физического разложения». То есть, еще один символ, связанный с разрушением. Что или точнее кто разрушается? Зачем в одном романе присутствует два символа разрушения?
«Песок не  знает  отдыха. Незаметно, но упорно он захватывает и разрушает землю...» И вот песок практически разрушил деревню, в которой оказывается герой романа, это разрушение проявляется в том, что герои вогнаны в кабалу постоянного труда, чтобы не умереть, чтобы деревня не исчезла с лица земли. Мне эта деревня напомнила секту, которая объединена общей идеей, причем никому в голову не может прийти, взять и уйти из деревни. А человек, между тем, становится этой самой песчинкой «Он рисовал в своем воображении  движение песка, и у него уже начинались галлюцинации - он видел себя самого в этом нескончаемом потоке». Итак, человек всего лишь небольшая частичка в движении мирового потока, от того, будет ли эта частичка функционировать по большому счету не зависит ничего. Это так же как в дюнах, одной песчинкой больше, одной меньше это ничего не значит для пустыни, которая заполнена песком. В этом мире и человеческая жизнь также ничего не значит, и в романе это хорошо прописывается. Но сам герой пока не хочет этого осознавать, он изо всех сил пытается доказать и женщине, и жителям деревни, что его будут искать, а там, где он жил уже выдвинули массу предположений, по одним из них он покончил с собой из-за мизантропии.
Итак, песок это символ разрушения, но в романе работает другой сильный символ вода. В том же словаре символов «Вода -древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. В общем смысле вода - эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции "(крови, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения».
Оба символа и вода и песок являются символами очищения, но только песок заключает в себе еще и разрушение, а вода-это источник жизни. В этом романе идет четкое противопоставление воды и песка, если песок и может существовать без воды, то в данном романе вода без песка не может: на дне бочонка с водой всегда песок, в жидкой похлебке песок, герой не может полноценно сглотнуть слюну, потому что рот в песке. Таким образом, на основании этого можно сделать вывод, что песок заключает в себе мужское начало, вода –это женское начало, тем более в символике воды идет упоминание о том, что вода –женский символ потенции. Каким же образом это проявляется в романе? Если женщина –вода, то абсолютно закономерно, что ее пребывание в этой деревни невозможно без мужчины –песка. Мужчина в эту лачугу попадает именно потому, что нужна мужская трудовая сила. Женщина в романе, как впрочем, и полагается женской сущности, выполняет созидательную функцию, мужчина лишь средство, орудие для того, чтобы спасти дом от разрушения, как будет работать это орудие никто не знает. А вот мужчина –это уже конкретный разрушитель, то он не желает отгребать песок, то он устраивает погромы в доме. Но, с другой стороны, мужчина-источник воды для этой женщины, за совместную работу им дают больше воды, да к тому же мужчина сам изобретает способ добычи воды из песка. То есть тут мы видим, как работает миф о том, что Ева произошла из ребра Адама, в романе женское начало вода произошло из мужского начала песка.
Можно говорить о том, что как женское начало не возможно без существования мужского, так и вода не возможна без песка (это в контексте именно данного романа). Обратим внимание на следующие строки романа: «Если  смотреть  сквозь  призму  песка,  все  предметы,  имеющие  форму, нереальны. Реально лишь движение песка, отрицающего всякую форму. Но там, за тонкой  стеной в одну  доску,  женщина продолжает копать. Ну что  она  может сделать такими  тонкими, хрупкими руками?  Все равно что пытаться  вычерпать море,  чтобы на  его месте построить  дом.  Спуская  корабль  на воду, нужно знать, что представляет собой вода.  Эта   мысль  неожиданно  освободила  его  от   чувства   подавленности, вызванного шуршанием  песка, который копала женщина. Если  корабль  пригоден для  воды, он  должен  быть пригоден  и  для  песка.  Если  освободиться  от сковывающей  идеи неподвижного  дома, то  отпадет  необходимость  бороться с песком... Свободный корабль, плывущий по песку...  Плывущие дома... Лишенные формы деревни и города...Песок,  естественно, не  жидкость.  Поэтому на его поверхности ничто не удержится…» Песок –естественно не жидкость, мужчина естественно не женщина, но корабль –это символ радости, счастья, надежды, свободы, жизни в ее высшем измерении, а значит если все это пригодно для воды-женщины, значит может быть и пригодно для песка –мужчины. Вот только тут становится понятным, что именно женщине принадлежит функция создания счастья и радости, а мужчине, порой эти истины не доступны, поэтому надо много сил, чтобы корабль проплыл по песку.
Следующий символ романа «женщина». Женщина –это соблазнительница, и в романе это хорошо видно, ведь именно после соблазнения героя, пусть не сразу, но происходит добыча воды, герой просто делает ловушку для ворон и называет ее «Надеждой», а ведь вода-это и есть надежда на спасение, только после побега она ему уже не нужна. Герой уже сильно затянут в эту песочную секту, он уже просто занимает пассивную жизненную позицию: все, что ему нужно, как человеку и как мужчине у него есть, для него нет разницы, где это, тут в песках, или там в своем городе. Добыв воду, мужчина получил независимость и вроде бы как бы стал свободным человеком, в романе вода-это его главное мужское достоинство.  По сути героя тяготило именно то, что его незаконно задержали и он стал пленником, а вот если он уже знает механизм добычи воды в пустыне, то он восстановлен в своих правах как мужчина. Попытка побега –это не попытка убежать из песочной деревни, это скорее попытка выразить себя, показать, что ты не хочешь быть лишь песчинкой в этом мире, что ты гораздо больше, но побег сорван, героя вернули на место, больше желания бежать нет, значит ты всего лишь малая часть этого огромного мира, от потери этой части в мире ничего не будет и полицейские сводки, объявившие героя мертвым является ярким свидетельством. Это мы себе кажемся самыми незаменимыми, а вот для космоса, каждый человек в отдельности не существует, а существует только как дюна.


Рецензии