Шевченко и женщины

"Я подлым образом  целыми часами отдаюсь
во власть своего воображения, рисующее мне
пылкие картины страсти, а иногда и похоти"
Княгиня Варвара Репнина (покровительница Шевченко)

* * *

Часто прямоходящие с одной извилиной в мозу сравнивают поэтический дар Пушкина и Шевченко. Ну, если "такие" начинают сравнивать, несравнимое, то и Пушкина с Лермонтовым для них не существуют. Что возьмешь с одной извилины. Для таких, - хирург Амосов, разминающий перед телевизором свои суставы, в дебильных шоу Саввика Шустера первый человек Украины во все времена, а  Саввик Шустер, самый красивый украинец в настоящий момент.

Шевченко в Украине  мученик и пророк, один из отцов нации. Шевченко отец украинского языка. В те времена, когда украинский язык был под "колпаком у Мюллера" (немецких царей российской империи),  Гоголь писал "по-русски",  отвинчивая винты у коробля российского самодержавия, шевченковские поэмы в рукописях ходили по Украине.

 «Искоренять в малороссах развратное мнение, по коему представляют себя народом от здешнего (великорусского) совсем отличным». (ЕКАТЕРИНА II)

 Портреты Шевченко в сельских хатах держали как икону в рушниках. А «Кобзарь» Шевченко это украинское  Евангелие. У каждого народа есть свой святой и его книга. Если Иисус в 33 года отправился на Голгофу, то Шевченко в 33 года отправили на солдатскую голгофу сторожить рубежи империи.

 Кроме того, что Шевченко был пророком, у него был и  огромный поэтический дар. Не такой как у Пушкина, а такой как у Шевченко.

 * * *

 Опять почему-то вернулись к Киеву, и я спросила, любит ли она Шевченко.
 - Нет. У меня в Киеве была очень тяжелая жизнь, и я страну ту не полюбила и язык... “Мамо”, “ходимо”, - она поморщилась, - не люблю.
 Меня взорвало это пренебрежение.
 - Но Шевченко ведь поэт ростом с Мицкевича! - сказала я.
 Она не ответила.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

Ахматова из той оперы, когда самые завзятые украинофобы выращиваются из украинцев.

 * * *
Крамольная мысль. А   если предположить, что  поляки ценят и любят Адама Мицкевича, венгры, - Шандора Петефи, немцы, - Гете, грузины, - Руставели...

* * *

В эпизодах «Дневника», который Шевченко вел  всего год, можно увидеть его взгляд на женщин. «Дневник» Шевченко подарил своему другу М. Лазаревскому на день именин и больше его не вел.

________________________
10 августа 1857. Женщины здешние (в Астрахани) ненатурально белы и преимущественно чахоточны.
_______________________
28 сентября 1957. Гувернантка Брылкиных, очень милая немочка, резвая, наивная, настоящий мальчик в юбке.
_______________________
13 октября 1857. Пиунова, была естественна и грациозна. Легкая, игривая роль ей к лицу и по летам.(Шевченка сватался к Пиуновой  30 января 1858)
________________________
16 октября 1857. Он отрекомендовал меня своей эффектной красавице жене. Она - мужественная брюнетка, родом молдаванка и такой страстно-чувственно-электризующей красоты, какой я не встречал еще на своем веку. Удивительная огненная женщина.
__________________________
16 октября 1857. От красавицы Голиховской зашел я к красавице Поповой и остался у нее обедать. Но эта красавица не молдаванке чета: она показалась мне сладкою, мягкою, роскошною...
___________________________
17 октября 1857. Вместе с Овсянниковым, отправились мы к огненной молдаванке. Страшная, невиданная женщина!... Неужели кровь древних сабинянок так всемогуще, бесконечна жива? Выходит, что так.
___________________________
31 октября 1857. Возвышенная, симатическая женщина! Несмотря на свою аристократическую гнилую породу, в ней так много сохранилось простого, независимого человеческого чувства и наружной силы и достоинства, что я невольно сравнил с изображением Свободы Барбье.
_______________________
12 ноября 1857. Вслед  за мной зашла к нему сестра его - чернобривое, милое, задумчивое создание. О чем грустит, о чем задумывается эта едва развернувшаяся сантифолия?
___________________________
12 ноября 1857. Все было порядочно, кроме г-жи Васильевой. Она, бедняжка, думала очаровать зрителей своим фонданго и совсем не надела панталон.
________________________
14 ноября 1857. Начал портрет мадам Варенцовой. Плотная кавалергард-мадам. Ничего женственного, ни даже самого обыкновенного кокетства.
_________________________
18 ноября 1857... застал у него его меньшую, милую, задумчивую сестру. Впечатление неудачного сеанса как ветром сдуло. Полюбовавшись на это кроткое создание, я во весь день был счастлив. Какое животворно чудное влияние красоты на душу человека.
_________________
6 января 1858. Пиунова сегодня в роли Простушки (водевиль Ленского) была такая милочка, что не только московским, петербургским - парижским бы зрителям в нос бросилась.
____________________
11 января 1858. М.С. Щепкин, уезжая из Нижнего, просил меня полюбить его милую Тетясю, то есть Пиунову, и я буквально исполнил его дружескую просьбу.
___________________
26 января 1858. Встретили масленницу катаньем за город. Я предложил это удовольствие милейшей Пиуновой с семейством. Она согласилась... И на обратном пути она все пела известную свадебную или святочную песню:
- Не ходи, девка молода, замуж,
Наберись, девка, ума-разума,
Ума-разума, да сундук добра,
Да сундук добра, коробок холста.
Жидовское начало в русском человеке. Он без приданного не может даже полюбить.
_________________
3 февраля 1958. ..Вчера я уведомил Пиунову об этом с намерением увидеться и поговорить с нею, но политика не далась. Возлюбленная моя явилась, поздравила именинницу и через полчаса уехала. И я успел, и то в передней, пожать и поцеловать ей руку и не проговорить ни слова. Лукавое создание! Теперь я тебе не западню, а капкан поставлю. Посмотрим, кто кого перехитрит.
_________________
5 февраля 1958. После музыки зашла речь о театре и о таланте моей возлюбленной Пиуновой. Сначала слушал я с удовольствием расточаемые ей похвалы, но потом так мне грустно стало...Не ревность ли?
_______________
18 февраля 1958. Какое возвышенное прекрасное создание эта женщина (Марко Вовчок)! Не чета моей актрисе (Пиунова). Необходимо будет написать ей письмо и благодарить ее за доставленную радость чтением ее вдохновенной книги.
_____________________
22 февраля 1958. Третий раз вижу ее (Пиунову) во сне и все нищею... Сегодня представилась мне она грязною, безобразною, оборванною, полунагою и все-таки в малороссийской свитке, но не в белой, как прежде, а в серой, разорванной и грязью запачканной. Со слезами просила у меня милостыни и извинения... Я, разумеется, простил ее и, в знак примирения, хотел поцеловать, но она исчезла...
______________________
24 февраля 1958. У меня все как рукой сняло... Дрянь госпожа Пиунова! От ноготка до волоска дрянь!
_____________________
26 -28 февраля 1858. Мы пригласили с собой актера Владимирова и некую девицу Сашу Очеретникову, отчаянную особу...Она немилосердно пьянствовала и отчаянно на каждой станции изменяла, не разбирая потребителей.
________________
2 - 3 мая 1858. Изумительная роскошь цветов и растений. Но густая толпа хорошеньких зрительниц мешает вполне насладиться произведениями флоры.... - толпы прекрасных, молодых и свежих как цветы, женщин.
____________________
19 мая 1858. Г. Снеткова 2-ая - просто кукла. Как бы хороша была в этой роли моя незабвенная Пиунова.


Рецензии
Спасибо, Юрий, что ты такой!!!Люди твоего склада ума созданы, кажется, для того, чтобы отрезвлять человечество.Ты своими размышлениями и умением расставлять по полочкам факты создаешь прекрасную, здоровую среду спора.С уважением Н.В.

Нелла Волконская   04.06.2010 09:32     Заявить о нарушении
Нелла, не забивай слишком много гвоздей в мой гроб, хватит и шести, по три на сторону. А то не поверят, что я вытрезвитель человечества.

Юрий Прокуратов   04.06.2010 10:34   Заявить о нарушении