Дети войны. Буханка хлеба

               
       После возвращения из эвакуации в освобождённый от немцев город, нас поставили на учёт на продовольственное обеспечение. Первое, что я помню, это хлебные карточки. Карточки представляли собой лист бумаги в клеточку с указанием в каждой клеточке месяца и числа, а также веса хлеба причитающегося по этой карточке. Карточки были для взрослых и детей. Они отличались цветом, а главное, указанным весом. При покупке хлеба, продавец отрезала ножницами карточку за этот день. Это была такая схема  наведения порядок в распределении хлеба.   
             
       Как же нам доставался хлеб? Ежедневно, ни свет, ни заря, а точнее, затемно до рассвета, я бежал к закреплённому за нами магазину занимать очередь. Магазин находился за два квартала от нашего дома. По моему  маршруту во дворах были собаки. Я старался, как можно тише, незаметно и побыстрее добраться к освещённому тусклой лампочкой магазину. На улице темень,  а  мне, единственному в доме мужчине, в ту пору было всего 9 лет. Скрывать не буду, было страшно, но доверие семьи дороже. Когда бы я не прибежал, - очередь уже была. В основном жители нашего микрорайона и мы друг друга знали. Однако очередь была живая и на ладошке писали твой номер. Иной раз хлеб не привозили по несколько дней, очередь сохранялась, и отлучаться далеко и надолго было нельзя.
          
       Отдельно хочу остановиться на определении моего семейного статуса. Всем понятно, что основной проблемой жизнеобеспечения является пропитание, поэтому мама меня всегда брала на рынок помочь нести продукты.  Рынок был далеко, более полчаса ходу. Как-то, в первое лето после возвращения из Казахстана, мама на рынке купила десяток ранних яблочек. Это были первые яблочки за все годы войны! Это в тот момент, когда даже на хлеб не всегда были деньги! И вдруг  яблоки! Роскошь и лакомство! Кроме этих яблочек мы тащили на себе картошку, свеклу, лук и другие овощи. Рынок работал только по воскресным дням и нам надо заготовить продукты на всю неделю. Я шёл и всё считал, как же мама разделит яблоки? Нас ведь четверо. Шёл, глотал слюнки и всё прикидывал. На очередной остановке, чтобы передохнуть, мама достала из кошёлки яблочко, протёрла и протянула мне. Я растерялся. Как же так, а сестрёнки? Мама всегда старалась делить всё поровну. Мама, увидев моё замешательство, вполне серьёзным голосом сказала: «Кушай, сынок, ты у нас в доме единственный мужчина. Ты должен быть сильным, помогать мне, заботиться о сёстрах». Дома, мама разделила яблочки по три каждому из нас, детей. Одно, я протянул маме, но она не взяла и объявила девочкам о моём семейном статусе. Так я стал старшим и ответственным за жизнь нашей маленькой семьи.

         В тот памятный осенний день, хлеб должны были привезти поздно вечером. Шёл мелкий, противный, холодный затяжной дождь. Я сделал из мешка накидку, вставив один угол в другой так, чтобы двойной угол набросить на голову и побрёл в темноту. На улице не видно ни зги. Сплошная темень и моросящий дождь.  Я любил такую погоду. Можно идти не спеша, спокойно. Собаки в такую погоду не атакуют, спят в конуре. Замерцала вдали магазинная лампочка. Появилась из темноты толпа-очередь. Все шумели в ожидании телеги с хлебом. Из темноты донёсся храп лошади, и мы мальчишки, бросились её встречать. Хлеб! Свежий, горячий хлеб! Его запах окутывал ларь, в котором он лежал на лотках. Мы ликовали! Наконец-то, наше терпение будет вознаграждено. Целый день на дежурстве в очереди, под дождём. Изредка, правда, бегали поменять мешок-накидку.

       Возница «подрулил» к окошку приема хлеба. Открыл дверцу ларя и начал подавать лотки с хлебом в окошко. Пока шла разгрузка, толпа внимательно наблюдала и пересчитывала буханки. От ларя до окошка места хватало только для возницы с лотком. В момент, когда возница вынул лоток, из-под телеги вынырнул мальчишка лет шести - восьми. В трусиках и майке с чужого плеча. Босиком. Синюшно-смуглый, архи худой. Не из наших. Выхватил из лотка буханку хлеба. Рванул из толпы, на ходу обильно её обплевал и бросил в лужу грязи. Отбежал и остановился. Толпа замерла. Возница, материально ответственный, зашумел. Из толпы послышались разные возгласы. Мальчишка, оценив обстановку, забрал из грязи хлеб, начал жадно есть и ушёл в темноту. Несчастный. Ничейный.
 
         Холодный осенний дождь продолжал хлестать.
      


Рецензии
Анатолий! Всё это, один к одному, и на моей памяти.
Деонид.

Леонид Аронов   23.12.2012 22:47     Заявить о нарушении
Дай Бог, чтоб это никогда не повторилось.
Счастья Вам, Леонид!

Анатолий Цвик   11.02.2013 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.