4. Эволюция ИС до человека

В обозримом нами участке Вселенной преобладает стремление к усложнению организации материи, усложнению отдельных объектов, систем, накоплению ими структурной информации. У неорганической материи накопление структурной информации происходит медленно, путем случайного образования связей (диффузии, слабых температурных воздействии). Оно маловероятно. Однако в бесконечной Вселенной вероятность накопления связей и образования сложных структур оказалось достаточной для возникновения жизни.

С появлением простейшей жизни образование связей, ускорилось и получило некоторую направленность, проявившуюся в приспособлении организмов к конкретным условиям. При определенных количественных накоплениях структурной информации развивались все более сложные формы жизни и постепенно приобретали качественно новую форму отражения - раздражимость. Одновременно появлялись первые понятия, фиксирующие эти раздражения и последующие действия. Например: «жарко» ---> «ползти». Первые понятия явились первой информацией, передаваемой по каналам ИС.

Далее происходит дальнейший процесс накопления связей в живых организмах. В бесконечном многообразии случайностей создавались связи, имеющие наибольшую энергетическую, биологическую экономичность, т.е. устойчивость форм своего существования по отношению к воздействиям извне. Росло и число понятий в индивидуальных ИС (ИИС). (Под ИИС будем понимать индивидуальный живой организм).

Следующим этапом в развитии ИС явилось появление организмов с нервней системой, которые активно перемещаются в пространстве в поисках необходимых условии жизни и совершают сложные движения при захвате пищи. Они не только реагировали на те физико-химические свойства предметов, которые имеют непосредственное значение для обмена веществ, но и воспринимали на расстоянии такие биологически «нейтральные» свойства, как форма, цвет, запах. Число понятий у таких ИИС уже достаточно высоко. У них появляется специальный орган для хранения информации - мозг, являющийся носителем 0П. В качестве видовой ДП по структурной информации выступает генетический механизм наследственности.

С дальнейшим накоплением связей ИИС в процессе сталкивания и взаимодействия в ГИС у высокоорганизованных животных развивается чувствительность, и возникает такая форма отражения, как психика. Она проявляется в способности иметь образы предметов и отдельных их свойств. (Образы – организованные совокупности понятий). Животные (или ИИС), обладающие психикой имеют сложную информационную структуру и могут располагать значительным количеством информации. Собственно, на уровне возникновения психики количество информации, находящейся в распоряжении ИИС, возросло настолько, что кроме её генетической передачи по наследству, чего уже было недостаточно, постепенно появилась необходимость обучения детенышей, а также обмена некоторой информацией в рамках объединения ИИС в сообществах (стая, стадо, косяк). Причем сообщество этих животных начинает выступать в качестве носителя ДП данной группы ИИС в рамках некоторой объединённой ИС (ОИС). (См. рис. 4.1)

Для общения между отдельными ИИС постепенно вырабатываются определенные в данной ОИС звуковые или другие сигналы, выражающие конкретные понятия: опасность, бежать, вода, пища и т.п. С развитием ИС росла их устойчивость по отношению к внешним воздействиям. С появлением достаточно устойчивых ИС, способных накапливать, сохранять и передавать по своим каналам информацию, процесс саморазвития материи ускорился. Животные с более развитой психикой, т.е. с наиболее высокой биологической организацией, быстрее накапливающие информацию, оказывались более приспособленными к окружающей обстановке. Кроме того в какой-то момент времени развитие жизни на Земле достигло таких масштабов, что существующим видам жизни уже не хватало жизненного пространства. В данной ситуации выживали опять-таки более сложные ИС. И борьба за существование была еще одним стимулом их развития.

Остановимся более подробно на определении основных понятий. Любую ИС можно условно разделить на ДП, ОП и инструмент познания. У ИИС в качестве ДП выступает механизм наследственности, ОП - головной мозг, инструмента познания - органы чувств. Предметы и их свойства воздействуют на наружный воспринимающий аппарат органов чувств. Энергия внешнего раздражения передается по проводящим нервным путям в головной мозг и возникает психический процесс, простейшей формой которого является ощущение, а результатом - отражение. «Органы чувств являются каналами, по которым сознание связывается с внешним миром, а ощущение служит источником знаний о мире. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем». (Ленин) [7] В ОП отражения или информация хранятся в виде понятий, образов. На основе ощущений возникают другие формы чувственного познания (восприятие и представление), на которые опирается мышление.

В ОИС в качестве ДП кроме механизма наследственности выступает коллективная память сообщества (стаи, стада и др.) передаваемая из поколения в поколение от родителей детям путем передачи информации - выработанных сообществом общих понятий. Передача информации осуществляется в обучении, общении с помощью звуков, жестов, запахов и других сигналов. Условно ОИС изображена на рис. 4.2.

Видно, что при такой организации ОИС необязательно каждой ИИС общаться с каждой. Информацией можно обмениваться и через коллективную ДП. Естественно, в мире животных такой обмен крайне не значителен, но он существует.
 
ОИС обладает свойством вложенности. Простейшая ОИС - семья, далее - стадо, вид животных, семейство, весь животный мир, вся природа - ГИС. На каждом уровне ОИС обладает своей ДП. Правда, чем выше уровень, тем уже круг общих понятий и меньше число связей. Тем размытее общая ДП.

Хотя ИС любого уровня имеет тенденцию к саморазвитию, в ГИС наблюдается принцип подчиненности, т.е. максимальную и устойчивую тенденцию к развитию обнаруживает ГИС, и далее вероятность саморазвития ИС снижается в порядке их вложенности. С уменьшением ранга ИС увеличивается вероятность ее разрушения. ИС может быть разрушена воздействием извне, превышающим прочность её внутренних связей, её самоорганизации. Чем выше уровень ИС, тем в общем случае она не защищеннее. Воздействием извне может быть воздействие другой ИС или явлений окружающего мира, сил природы.

Совершенство разноуровневых ОИС характеризуется:
1. Совершенством инструмента познания, т.е. структурной организованностью ИИС;
2. Совершенством ДП, т.е. числом понятий и связей между ними.

В животном мире ДП - отражение части РМ. Все понятия и связи ДП получены инструментами познания - ИИС и являются отражением реально существующих объектов и связей. Только небольшая часть ДП у животных может расходиться с уже существующей реальностью. Это несовпадение, некоторый отрыв ИМ от РМ ведет, кроме развития самих ИИС, и к некоторому изменению РМ. У животных это проявляется в строительстве гнезд, нор и т.д. К такой ситуации (несовпадению) ведет постепенное накопление видового опыта в результате случайных столкновений и борьбы за существование. Этот опыт у животных обязательно реализуется в практике, ликвидируя несовпадение ИМ и РМ.

В борьбе видовых ОИС побеждают не сильнейшие, наиболее клыкастые, защищенные, а наиболее организованные, проявляющие наибольшую способность к саморазвитию, наиболее отвечающие тенденции ГИС и вообще материи к саморазвитию, накоплению структурной информации, обеспечивающие наиболее быстрое её накопление.


Рецензии