Из Старого. Отчет о Рдейском походе в июле 2007 го

               
                Новгородскому писателю
                Марку Леонидовичу Кострову.
 
                Моему напарнику Андрею.
 
                Всем, кому это интересно.
               
               
                ОТЧЕТ
                О Рдейском походе в июле 2007 года.

   Настоящий отчет составлен о следующем … ( поменьше официоза, мне здесь подсказывают ). Да, надо прислушиваться, когда дело говорят…


                « Господи, покажи мне рай » - просила
                одна женщина в видении.
                И был ей Глас : « Ваш рай на Земле ».
   
   Так вот, в который раз, я наконец приблизился к тем дням, когда Господь позволил мне грешному, несмотря ни на что, собраться и отправиться в одно из тех мест, куда идешь как в Сказку, в надежде обрести что-то новое, неземное, соприкоснуться с тем Даром, который Господь подарил нам как Усладу, как Умиротворение нашей израненной, горящей страстями душе, - где бы Зелень и Свежесть и Чистый Луч Солнца очистили и отогрели нашу, покрывшуюся коростой греха, - душу.
   Собираюсь в Путь и думаю : все ли люди испытывают те же чувства, и как сказать тем, и пробудить в них, показать спасительную тропинку к Миру в своей душе, - кто не может, не в силах найти глубоко в себе затерявшуюся и может еще не угасшую – теплющуюся слабеньким, еле различимым теплом, - Божию Искорку Истины и Добра, данную нам в День Рождения, как малую Частичку Его, светящуюся Его Нерукотворным Светом, дабы проходя земной Путь Испытаний, освещаемые Ею, мы не чувствовали себя одинокими, и всегда знали, что Отправивший нас в Дорогу, - всегда рядом.
   Много ли надо идущему в Сказку, где Дух руководит телом, а не тело Духом, и еще дома в первую очередь начинаешь думать не о продовольственных припасах для тела, а не забыть бы фотоаппарат с запасной пленкой и батарейками к нему – для души, чтобы, вернувшись усталым и изможденным, глядя на сделанные фотографии, продолжать жить теми воспоминаниями, мыслями, впечатлениями, которые поверьте, напрочь лишены зла и всего дурного – всего того, что окружает нас здесь и в чем мы, подчас забыв Простые Истины, легко участвуем и не моргнув глазом, совершаем…
   Словом, упаковавшись всем необходимым, мы с Андреем – моим напарником и любителем природы и путешествий, - 15 июля сего года, на 7-ми часовом Холмском автобусе выехали из Старой Руссы до пос.Чекуново. План был прост : пройти от пос.Чекуново до одной из лесных речушек – Шульги или Бутровки, проплыть по ним до треугольника, образованного бывшими деревнями : Какачево, Остров и Высокое, далее выйти на озеро Щучье и по нему до оз.Страчино, а затем в Рдейское. После чего, решалось, исходя из оставшегося времени, выйти на край леса, окружающего оз.Рдейское и сфотографировать хотя бы издалека остров Гряда, или как его еще называют остров Святой, не нарушая границ заповедника. На этом острове, по сохранившимся свидетельствам, до 1855 года – дня своей земной кончины, жил в землянке местночтимый Божий человек – пустынножитель Афанасьюшка, по молитвам которого Господь исцелял, давал надежду и прощал грешный люд, живший в этих местах исстари.
   Потом, достигнув Рдейского монастыря, поставить перед Святыми Образами свечи в грустном Успенском Соборе, и далее по реке Редье, а из нее по реке Порусье вернуться в Старую Руссу. Для водных передвижений мы взяли с собой две камазовские камеры, которые соединяются между собой и сдавливаются несколько с боков резиновыми ремнями, внутрь вставляются по одной жигулевской камере, после чего такая конструкция ведет себя на воде как надувная лодка, в то же время легко разбирается и собирается, надувается и сдувается. В разобранном виде каждому по кругу одевается через плечо, а весло в руке, как посох, служит для упора при ходьбе.

   15 июля 2007 года встретило нас хмурым взглядом и намеком на возможный дождь. С надеждой на хорошую погоду, я вглядывался в окно автобуса, пытаясь уловить над верхушками деревьев, стоящих вдоль дороги, - проблески чистого синего неба, но везде небушко было закрыто плотной пеленой белых облаков. И когда, поднимающееся Солнышко, своими лучиками заискрилось на горизонте, а поднявшийся ветерок, всклубил и погнал вздрогнувшие после безмятежного сна, облака, - я увидел – Небо начало Движение, и почувствовал, как хорошее настроение начинает набирать во мне обороты. А еще я подумал о том, как добр к нам Господь. И подумал об Ангеле Божием. Без него в Рдейских местах никак нельзя. Как я убедился по первым своим походам и впечатлениям – строгие это очень места. Добро и зло живет здесь, можно сказать, в первозданном виде.
   По ходу движения, в деревне Минцево в автобус сели несколько старушек и пожилой мужчина. Помня Ваш ( обращение к М.Л.Кострову ) рассказ о Звездочковой бабе Шуре, решил их расспросить, что им о ней известно. Увы, оказалось не так уж и много, потому как в живых ее нет уже лет 20. Фамилия ее правильно будет Звезденкова, или Звездина, родственники если и есть, то в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Люди помнят, что она любила ездить по монастырям, бывала в Псковских Печорах. Ходила и в Рдейский, ухаживала за могилками. И мне подумалось , что как-бы правильно ни звучала фамилия этой Божией бабульки, а в ней все-равно есть Звезды, а это значит, что среди нас были и наверняка есть Люди со Звезд.

   Мой напарник, как это говорят, - мирно дремал на автобусном сиденье. Он вообще скептик, более осторожен в дороге и совсем не авантюрист как я, - это и понятно – он работник прокуратуры, вернее, он – положительный работник прокуратуры. Но если он снова идет со мной, хотя знает, что со мной и моим авантюрным духом, ему снова будет трудно, и усталость будет давить на нервы( но он не сорвался ни разу, хотя я видел – он на грани ), - значит ему это тоже нужно, значит и его душе чего-то не хватает, в этой нашей серой обыденной жизни.

    В начале 10-го часа мы высаживаемся в пос.Чекуново и выясняем у местных жителей – где начало бывшей узкоколейки, идущей в сторону Рдейского Края. Люди настроены к нам – незнакомцам очень доброжелательно, видимо наше уважительное обращение к ним вызывает в ответ и уважительное отношение к нам. Одна женьщина рассказывает, чтобы мы были осторожны, так как на Рдейском озере недавно утонул один из рыбаков, его долго не могли найти и только после того, как в Церкви выпросили его у Господа, тело было озером возвращено, и люди смогли предать его земле.
   Взвалив бутор на плечи, мы тронулись в путь. Отсчитывая мостки через речушки Лычницу, Масловку, Становку, мы остановились над речкой Бутровкой, собрали нашу незатейливую конструкцию из надувных автомобильных камер и начали плыть по речушке вверх. Но как начали, так сразу и закончили. Бутровка так обмелела, а местами так была завалена лесом, что плыть по ней не представлялось возможным вообще. Сказать честно, я не знал как взглянуть в глаза напарнику – план-то был мой, и хотя лично мой авантюрный дух от этого препятствия несколько смутился, но нисколько не пострадал, однако, судя по лицу моего напарника .., но как я уже говорил, мой напарник – положительный .., а значит, взвалив снова все на себя, мы стали пробираться вдоль реки на северо-запад, прямо по лесу, пытаясь маневрировать между деревьями. Как-бы подливая масла в огонь, набежали тучки, и заморосил дождик. Как мог я подбадривал своего напарника, спрашивая, как он держится. Он наверное думал, что плюс ко всему, я еще над ним и издеваюсь, но бодро отвечал, что все в порядке.
   Сколько мы так шли – и времени и расстояния, сказать сейчас трудно, в какой-то момент мы остановились отдохнуть, и я отправился на разведку – в просвет между деревьями. К моему удивлению, метров через 100, я обнаружил лесную дорогу, которой не было на карте, и мы решили идти дальше по ней. Кстати, в этот момент выглянуло Солнышко, что нас воодушевило, и зашагалось намного веселее, чем прежде, а какая сладкая малина разрослась вдоль дороги, и даже начавшаяся вскоре ее заболоченность, нас не смутила, и мы, сверившись с картой, компасом и часами, зашагали дальше.

   Давно не было так хорошо, я упивался свежим воздухом, который был насыщен жизнью, отдаваемой природой человеку, сердце работало как отлаженный мотор, ибо «топливо» было чистейшее, без примесей, и тело, наполняемое энергией, несло мою душу все дальше и дальше – вперед – в Иной Мир. Даже духи зла, которым позволено испытывать и терзать наши души ежедневно, - потерялись, отстали на время, задохнувшись от Свежести и Света, наполнявших все вокруг. И душа, почувствовав свободу, просто летела.
   Наш с напарником разговор в пути был прост и немногословен, как отдых после тяжелой работы, он не нес в себе тяжелых смысловых нагрузок, видимо мозг тоже отдыхал после насыщенных городских будней, и не вызывал напряжения мысли и словословия.

   В какой-то момент мой взгляд уловил впереди нечто необычное. Я навострил зрение, но почему именно Это я видел, почему Это мой взгляд, передавая изображение в мозг, расшифровывал как … Образ Пресвятой Богородицы ? Мне приходилось раньше читать об обретении людьми икон со Святым Образом в лесах, на болотах, но я даже и предположить не мог, чтобы нечто подобное могло произойти и со мной, хотя бы просто по причине моего недостоинства Этого. Я шел позади моего напарника, ничего ему не говоря. Завороженный увиденным, я практически не отводил взгляда от приближающегося Изображения. Расстояние до Изображения было метров 100-150, возвышалось Оно над землей на 7-10 метров, по правую  руку вдоль дороги, как-бы в углублении, образованного стволами деревьев – овала. Отчетливо, я видел, как Глава Богородицы, покрытая Платом, была склонена к левому плечу. Изображения Младенца рядом не было. По мере того как мы приближались, Образ не терял своего Смысла, то есть оставался видимым мною как Образ Божией Матери. И только подойдя вплотную, я увидел, что Образ чудным образом рождается отщипом коры на белеющем стволе дерева и на близком расстоянии исчезает. Не зная как расценить сей знак, который произвел на меня сильное впечатление, я зашагал дальше, так и не сказав Андрею об увиденном. Я не знал, как он отреагирует.
   Вскоре показался мосток над махонькой речушкой, которую мы, как ни пытались, так с полной уверенностью и не смогли определить как Бутровку или Шульгу. Мы даже не смогли определить ее течение. Было такое ощущение, что течения в этой речушке вообще нет. Мы бросили несколько травинок в воду, чтобы определить ее течение, но и без них, травинок и листиков на поверхности воды было предостаточно, и все они ровно стояли на одном месте. Даже слабенький ветерок не мог их потревожить. Я вглядывался до дна реки, пытаясь разглядеть хотя бы подводное течение, но напрасно. Эта речушка никуда сейчас не текла. А еще говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В эту, я думаю, можно было бы войти и два и больше раз, и она была бы в этом месте все той же.
   Умывшись и передохнув, мы тронулись дальше в путь. Вскоре лес расступился и дорога пошла урочищем. Где-то в этих местах урочище имело свое название – Васин Угол, видимо названное так в честь которого-то из Васильюшек, тайна которых пока остается неразгаданной.

   Отменный денек надо сказать, нам тогда выдался. Солнышко не палило, выглядывая временами из-за тучек, и идти было сносно, только комары да мошка были нашей досадой. Урочище растянулось на несколько километров, дорога вела петляя и пропадая, затем вновь образовывалась в колеи, увлекая нас все дальше – навстречу новым интересностям и неожиданностям. И вдруг справа показались крыши домов. Мы даже опешили, так как думали, что деревень в этих местах уже нет. Это оказались, судя по карте, дома деревни Высокое. Вокруг не было ни души. В такие минуты возникают необычные ощущения, сродни наверное тем, что испытывали исследователи древних городов индейских культур, покинутых своими жителями по непонятным причинам, и несущих на себе следы разрушений только временем. Щелкая фотоаппаратом оставленную деревню, я решил зайти в дома, чтобы увидеть мир последних жителей этих мест. Эти дома, оставленные людьми без заботливых человеческих рук, тепла очагов, детского смеха, шарканья по полу старушечьих ног, - угасали и умирали скорее, и ни наше появление, ни наш окрик уже ничего не могли изменить в их пустом взгляде – открытых, без рам, зияющих темными провалами, окон, смотрящих сквозь нас уже в вечность…
   Преодолевая высоченную крапиву, я вышел к осевшему в землю крыльцу ближайшего дома. Тот даже, чудом сохранившимся « наличником, не повел ». Помня рассказы посещавших здешние места, путников, я в раздумье остановился. В этих местах, да и не только здесь, входя в такой одинокий дом, принято говорить приветствие «Здравствуй хозяин». Кому адресованы эти слова нетрудно догадаться. Но принято и другое – войдя, перекреститься на иконы в Святом Углу. Как быть ? Икон конечно в Святом Углу не осталось. Я решился и сделал -  и то и другое.
   Вопрос о том, существует ли домовой, находится, в той же плоскости, что и вопрос : есть Бог или нет. Для верующего человека этот вопрос имеет однозначный ответ. Но как же быть, хорошо ли это – здороваться с домовым, и можно ли вообще христианину здороваться с падшим духом, некогда светлым ангелом, но увлеченным дьяволом и восставшим против Бога, низвергнутым Им на нашу Землю, потерявшим свой лучезарный ангельский вид и превратившегося в маленького заросшего волосами, старичка. Отношение домового к человеку, как отмечалось нашими прадедами, не всегда было злобным ( а ведь ненависть к человеку, как любимому творению Божиему, у «падших» стала смыслом бытия ), поэтому и люди жалели домового, старались его не обижать и даже задабривали всевозможными способами. Видимо и из этой человеческой ЖАЛОСТИ тянется один из ручейков широкого истока необъятной Живой Реки, называемой ЛЮБОВЬ БОЖИЯ, несущей свои чистые, светлые Воды в умиротворяющем и успокаивающем все и вся - СЕРДЦЕ МИЛУЮЩЕМ, о котором упоминали еще Святые Отцы в своем Добротолюбии. И мы и они провинились перед Творцом. Мы своими падениями доставили и доставляем много больше печали и боли своему Отцу, а Он смотрит на свое творение, которому дал все, и главное – свободу, и с невыразимым терпением ждет, когда же человек сам, по доброй воле, начнет жить по Правде, в Истине, совершая только Добрые Дела, начнет Любить, как Он заповедал, и придет к Нему «узкими вратами» за прощением и милостью.

   Войдя в дом, пройдя по пустующим комнатам, где царили запустение и разруха, я не почувствовал чьего-либо присутствия, ничто не встревожило меня, я был цел и  невредим. С грустью я смотрел вокруг себя, понимая неизбежность происходящего действа. В дом напротив мне пришлось уже входить, перескакивая по балкам пола, оставшихся без настила, сеней. Здесь меня ждала та же картина : разбросанные остатки утвари, полуразрушенная русская печь. Поразил разве что покрашенный коричневой краской потолок. Почему коричневой ? Может под рукой не оказалось белой краски ? А может так зло пыталось здесь загасить Свет ? Позднее, один мой знакомый, бывший ранее в тех местах, прокомментировал это мое наблюдение просто : « Край этот загадочный». В Святом Углу остались полочки, на которых раньше стояли иконы. На полу я нашел, отпечатанный на двух страницах листок с перечнем монастырей и телефонами организаторов поездок по Святым Местам…

    День уже клонился к закату. Мой напарник, окруженный облаком из мошки, ждал меня на дороге, и я с сожалением оставил свои дальнейшие наблюдения и вернулся к нему. Мы продолжили свой путь и вскоре за деревней вышли на окраину леса, где дорогу пересекал ручей, который, судя по карте, впадал в Щучье озеро. Пройдя лесной дорогой до правой повертки,  решили с этого места идти влево – к Щучьему. Мы шли прямо на заходящее Солнце, лиственный лес сменился соснами и мхом, а вскоре между деревьями блеснула водная гладь, почти круглого, как блюдце, озера. Тот процент усталости, который в нас к этому моменту накопился, резко снизился, и мы, забыв про усталость, прямо помчались к долгожданной янтарной влаге. У нас даже появились силы собрать и надуть нашу водоплавающую конструкцию и проплыть вдоль берега Щучьего, чтобы выбрать более пригодное для ночлега, место.
   Давно мне не приходилось видеть такой красоты, какой был заход Солнца на Щучьем. Увы, мой словарный запас оставляет желать лучшего. Увиденное было так удивительно и завораживающе, что слов я не находил, только душа внутри меня говорила известными ей словами. Водная гладь озера преобразилась. Она была сейчас зеркальным отражением чего..? Вся поверхность озера искрилась золотистым светом. Мириады звезд и звездочек словно разнаряженные барышни, осматривали свои сверкающие наряды в своем зеркальном отражении. А может все не так совсем, может это не зеркальные отражения, а сами звездочки решили искупаться, чтобы охладить свои бурлящие недра ( хотя ученые и говорят, что звезды огромных размеров, но видим-то мы их на небе маленькими, хоть это и не по-научному звучит; а может среди них есть и вправду совсем крошечные звездочки, ну например, размером с ладонь, мы же всего не знаем ), и чуть остыв от вечерней прохлады воды, теперь мирно покачивались на еле заметных волнах, отходящего ко сну, озера. А вдруг и это мне показалось, а на самом деле это само озеро, вспомнив произошедшую с ним когда-то очень давно ( может в день своего рождения ), невероятно красивую историю, разулыбалось в лучах заходящего Солнца, и тихо, неторопясь шепчет  ее нам, волнуясь от нахлынувших воспоминаний и чувств…

   Шел 23-ий час. Я возился с костром, а Андрей собирал сухостой, как что-то вдруг подтолкнуло меня. Что ? Я сейчас уже не могу объяснить. Не отдавая отчета своему порыву – мне срочно понадобилось фотографировать вокруг, я начал делать снимки – сначала сфотографировал вид озера в том направлении, откуда мы приплыли на место стоянки, то есть в южном направлении. Заходящее Солнце в таком случае находилось справа от меня. Но что было слева ? Позднее, сделав фотографию, я с удивлением увидел на снимке – слева, над верхушками сосен, обрамляющих озеро, половину яркого шара и от него через все небо, такую же, яркую полосу света, и сразу же вспомнил, что «прицеливаясь» в фотоаппарат, мне мешал какой-то яркий свет, но по какой причине я не заострил на нем внимание – я не знаю, может усталость, а может я и не должен был заострить … Правда похожие изображения на фотографиях бывают от попавшего в объектив краешка пальцев, при неправильном держании фотоаппарата, поэтому я не уверен, что на данном снимке действительно, я случайно заснял какое-то «Явление», но полоса света через все небо ( она-то от пальца не должна появиться ) и мой порыв ?
   Следующий снимок был сделан в направлении заходящего Солнца – на запад. И опять «необычное» изображение зафиксировал объектив моего, теперь уже в век цифрового фото, - «старенького» фотоаппарата «Кодак» : в гуще облаков явно видно освещенное заходящим Солнцем «гневное лицо воздушного духа» что-то кричащего Солнцу. И я который раз ловлю себя на мысли – сколько удивительного и причудливого может показать Рдейский Край навещающим его с добрыми намерениями. Но что хотело сказать нам Небо ..?

   Небосвод медленно темнел, наступала ночь. Но чтобы мы могли не бояться темноты и спокойно уснуть, Любящий нас зажег на небе звезды, и они затрепетали как свечки на легком ветерке, заставляя задуматься о вечном, о нездешнем, о смысле. И грусть и радость закружились в сердце, и сменяли друг друга с необычайной быстротой, рождая в своем водовороте восторг и желание немедленно, сейчас – нестись Туда, и мысль, вырвавшись из взбудораженного мозга искрой взмывала вверх, но … гасла, как гаснет искра, взметнувшаяся над костром, - ибо не дано, не сейчас, не здесь…

   16 июля 2007 года встретило ярким Солнцем и усиливающимся ветром. Новыми яркими красками показало нам себя Щучье озеро. И этот день Господь дарил нам во всей красоте своей. Наскоро перекусив, собрав пожитки, мы уселись в свою конструкцию и поплыли вдоль берега к протоке, соединяющей Щучье озеро с озером Страчино. Найдя протоку, которая имела вид канавки, заросшей кувшинками, мы пошли вдоль нее к озеру Страчино, и пройдя около полукилометра, вышли на его заболоченные берега. Проплывая по нему вдоль левого берега, мы увидели впереди, на берегу группу красавцев - белых журавлей, которые, встревоженные нашим появлением, взмыли вверх, и курлыча, медленно полетели прочь.
   Протока из озера Страчино в Рдейское тоже заросла и была не судоходна. Мы преодолев волоком последние метры, вышли наконец на берег Рдейского озера. Усилившийся к этому времени ветер, гнал в нашу сторону довольно внушительные волны, которые, разбиваясь о берег, вымывали из него торфяную основу, оголяя корни упавших деревьев, и они намытые водой, белели костьми вдоль всего южного берега озера. А впереди на горизонте, авантюриновым кругляшком лежал монастырский полуостров – Место Прибежища и Спасения.
   Посмотрев на своего напарника, я понял, что и на этот раз остров Гряда, останется для меня недосягаемым. Безропотно принял я это, не мог требовать от Андрея того, что уже было выше его сил. С трудом уговорив его пробираться к монастырю водным путем, мы спустили надувные камеры на бушующую воду, и началась наша борьба с волнами разошедшегося не на шутку Рдейского озера. А волны, то поднимая нас вверх на гребне, то бросая вниз, обдавали таким количеством воды, как если бы в нас в одночасье плеснули бы из целого ведра воды. Не один раз вспомнил я о преподобном Афанасьюшке – хранителе этих мест, мысленно прося его простить нас, если что не так сделали. Борьба продолжалась несколько часов. Оглядываясь на Андрея, а тот сидел сзади, на второй половине конструкции, я понял, что пора, вернее, давно уже пора причалить и передохнуть, что мы и сделали, высадившись в небольшой природной бухточке на восточном берегу озера. Обсыхали. С восхищением смотрел я на картину природы известного Живописца, где облака неслись по небу, точно соревнуясь с волнами – кто быстрее, а Солнышко, словно играя, выпрыгивало то здесь, то там между бегущими.
   Отдохнувшие и обсохшие, заметно повеселев, мы поплыли дальше к монастырю, куда и прибыли около 21-го часа.
   На этот раз монастырь был не один. В беседке, которая была ранее построена на берегу для путников, сидел человек и читал Псалтирь. Средних лет, спокойное приветливое лицо, бородка, усы, зачесанные назад, прямые темные волосы, обычная мирская одежда. Мы поздоровались, а позже и познакомились. Его зовут Юрий Кернаев ( в «Российской газете» о нем уже была статья ), родом с Украины, был работником при церкви Св.Николая у себя дома, а потом решил уйти из мира, и дорога привела его в Рдейский монастырь, благоустройством которого он занялся между чтением молитв. Ратует за восстановление оставшегося от всего комплекса монастыря, Успенского Собора. Здесь он уже две недели. Обкосил траву вокруг Собора, внутри прибрал мусор. В общении Юрий доброжелателен, немногословен, был рад поделиться с нами тем немногим, что у него было.
   Искупавшись на месте монастырской купальни, там где песочек, и приведя себя в порядок, мы с Андреем пошли в Успенский Собор, где побыли какое-то время и поставили свечи перед иконками, принесенными в Собор путниками-прихожанами. В который раз Дом Божий принял нас грешных, успокоил и пригрел наши души. Отчего так хорошо и покойно Здесь. Даже оскверненный людьми же, Дом Божий милосерд к нам и стоит-держится как спасительный Ковчег душ наших. Вот центральный Придел во имя Успения Божией Матери – здесь Грусть, Любовь и Утешение страждущим и потерявшим близких. Вот правый Придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, искони почитаемых на Рдейщине как хранителей домашних очагов. К пр.Зосиме шли бортники, коими славился Рдейский Край – как к своему прямому защитнику и помошнику в тонком пчеловодческом деле. Вот левый Придел во имя преподобного Александра – игумена обители «неусыпаемых», или как их еще называли – «акимитов». Свои общины акимиты создавали на берегу реки Евфрат и в Константинополе, где богослужения проводили круглосуточно, откуда и получили свое название – «неусыпаемые». Основатель обителей акимитов пр.Александр отошел ко Господу около 430 года. Этот Придел назван в честь преподобного вероятно потому, что тот являлся Ангелом Александра Николаевича Мамонтова, давшего средства на постройку Собора,  и в знак благодарности и признательности за его доброе дело так названного.
   Много тайн хранит Успенский Собор. Например, до сих пор для меня остается загадкой – почему алтарная часть в Соборе расположена на северо-западном направлении. Вообще, по компасу, да и Солнцу стороны света в Соборе расположены строго в направлении четырех углов, поэтому алтарная сторона занимает соответственно сторону между северным и западным углами. Что это – расчет архитектора, или другая специальная причина. Где-то мне попалось упоминание о том, что Голгофа тоже расположена на запад от Иерусалима. Есть ли тут связь ? А может быть, было задумано, чтобы восходящее на востоке Солнце, освещало алтари через большие зарешеченные узорной решеткой, окна, усиливая естественным освещением красоту мраморного иконостаса. Как бы там ни было – вопрос открыт.

   Ночь на 17 июля мы проспали в палатке на берегу Рдейского озера, как убитые, а утром, умывшись, снова пошли в храм, где добровольный отшельник Юрий читал перед иконами Псалтирь ( только службы в оскверненном храме не проводятся до его нового освящения ). Мы пробыли вместе какое-то время, после чего с Андреем вернулись на берег, где поймав в Рдейском озере трех окушков ( почему-то каждый раз приходя в Рдейский, ловлю именно трех окушков – то стемнеется, то наживка закончится, видно столько нам достаточно будет - считает пр.Афанасьюшка, а ведь он прав, больше-то и не надо ), сварили на озерной воде гарную ушицу. К слову сказать о Рдейской воде. В самом озере она горьковата на вкус ( это мое мнение ), видимо из-за торфяного ила, но по жизненным и целебным свойствам очень высокого качества. По мере течения из озера в речку Редью, и далее по реке, горьковатость воды теряется и на вкус вода приобретает некий медовый оттенок. А ведь в городах люди забыли вкус хорошей речной воды – живой воды, так необходимой человеческому организму.
   Юрий вернулся из храма уже в 1-ом часу дня, и мы были рады угостить его нашей ухой, после чего попрощавшись, мы с Андреем поплыли по Рдейскому озеру, огибая монастырский полуостров, и высадившись на берегу, вернулись болотом в д.Наволок, а оттуда в Руссу, сократив к моему сожалению плановую программу нашего похода. Еще запомнилось небо над Рдейским болотом, когда, упав на очередном привале спиной в мох, оно наваливается на тебя всей своей синевой с бегущими тебе навстречу облаками-островами небесного мира, и ты уже не ты, и нет тебя здесь.

   У каждого человека, как я думаю, есть место на земле, где находится его Пристанище – его земной Отчий Дом. Мы с Андреем были в Рдейском Крае как гости. Хотелось бы верить, что Юрий Кернаев нашел свой Отчий Дом. Если в монастыре появился человек, читающий псалмы Господу и ратующий за его восстановление, не есть ли это начало Возрождения Рдейской Пустыни, и если это так, приходит на ум мысль о том – не является ли это вместе с тем и началом времен последнего Возрождения  - времен «Последней проповеди». Как бы это одновременно грустно не звучало, но разве не требуется нам давно обновления и изменения. На этой грустной ноте заканчиваю свой отчет о Рдейском походе в июле сего года.
   
   В октябре того же года еще раз побывал в тех местах, Юрий поставил дверь и укрепил окно, установил печурку в келье Голубушки, собирается зимовать, говорит, что припасов, которыми с ним делятся приходящие в Собор путники, должно хватить, чтобы пережить зиму. Дай Бог ему сил и выдержки.

   Вот пожалуй пока и все. Описал все как видел и чувствовал.

декабрь 2007 года ( в редакции 2010 года ).


Рецензии
Владимир, Спасибо!
Прочитал с удовольствием.
Тем более, что не чужие места!
Успехов!
С уважением,

Александр Алексеевич Кочевник   19.07.2012 18:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.