C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

В защиту астрологии

                (философское эссе)

    Астрологи утверждают, что жизнь каждого человека закодирована распо-
ложением звёзд и планет в момент его рождения. Поэтому, зная время рожде-
ния какого-то человека и место его появления на свет, можно достаточно
точно предсказать его судьбу. Казалось бы это плохо сообразуется с поня-
тием свободы воли человека. Нужно ли говорить, что это противоречит мате-
риалистическому взгляду на Природу, тем более трудно поверить, что всё,
что человек совершает на Земле уже предопределено звёздами. Правда, астро-
логи говорят, что звёзды предсказывают, но не обязывают. Хотя в этом мало
утешительного для человека.
    С другой стороны, живучесть астрологии как системы взглядов на приро-
ду человека заставляет искать какое-то рациональное объяснение утвержде-
ниям астрологов. Допустим, что такое влияние небесных светил на человека
имеет место. Можно ли его объяснить с иных, например, материалистических
позиций? Я думаю, что можно.
    В настоящее время широкое распространение в исследованиях природных
явлений получил системный подход, когда то или иное явление рассматрива-
ется либо как система, либо как элемент системы [6]. Появилась новая на-
ука - синергетика, которая изучает системы особого рода - самоорганизу-
ющиеся [4]. За примерами таких систем далеко ходить не надо - это и жи-
вые организмы как многоклеточные системы, это и биогеоценозы как системы
организмов, это и социальные и экономические системы.
    Основное свойство всех самоорганизующихся систем - это постоянное
стремление сохранить неравновесное состояние [4]. Это стремление в кон-
це концов и порождает такое явление как саморазвитие системы (эволюцион-
ность), которое невозможно без выработки таких приспособительных меха-
низмов как память, самообучение, целеполагание. Каждый элемент такой си-
стемы приобретает свойство быть отражением (совокупностью) всех отношений
между элементами системы, которые складываются в процессе развития [6].
С другой стороны, жизнестойкость всей системы зависит всё больше и боль-
ше от наличия тех или иных свойств каждого элемента [6]. Таким образом,
здесь можно выделить два механизма развития системы.
    Первый - унификация элементов системы, стремление к нераличимости,
что вызывается дрейфом свойств элементов (пример из биологии - дрейф ге-
нов) и приводит к ограничению разнообразия отношений между элементами си-
стемы [5].
    Второй - стремление к увеличению разнообразия внутри системы как не-
обходимому условию самосохранения системы [6]. В свою очередь, степень
разнообразия отношений между элементами зависит от разнообразия воздей-
ствий внешней по отношению к системе среды. Постепенно структура связей
внутри самоорганизующейся системы становится отражением внешних воздейст-
вий на эту систему [6].
    Отсюда следует, что, если для внешней среды характерно большое разно-
образие воздействий на систему, то структура системы эволюционирует в
сторону усложнения. Если же внешние воздействия ограничены в своём раз-
нообразии, то и эволюция системы со временем затухает, что чревато для
системы катастрофой [5] при изменении характера внешнего воздействия.
Эволюция форм жизни на примере динозавров прекрасно иллюстрирует это по-
ложение. А такое ограничение разнообразия внешних воздействий происходит,
если система в свою очередь сама является элементом более сложной системы.
    Отсюда с необходимостью следует очень важный вывод, что в процессе
эволюции любая саморазвивающаяся система, находящаяся на каком-то уровне
иерархии систем должна либо прийти в состояние застоя и распасться [5],
либо выработать механизм настройки [3] внутренней организации структуры
на структуру воздействий системы, лежащей вне этой иерархии и потому нося-
щих случайный по отношению к данной системе характер. Настройка на хаос -
вот уникальный и простой механизм удержания высокой степени разнообразия
элементов в системе [1]. В этом случае внешние воздействия нейтральны к
связям внутри системы и потому носят чисто информационный характер. Каж-
дому элементу внешнего воздействия такого рода ставится в соответствие не-
кое внутреннее свойство элементов системы и тогда весь набор свойств по-
лучает эквивалент в виде некоего алфавита, кода, на котором начинает пи-
саться книга судеб для каждого элемента системы [6]. Таким образом сис-
теме будет гарантировано постоянное воспроизведение высокого уровня внут-
реннего разнообразия, а сама система вступает в чисто информационные от-
ношения с внешней средой. Именно с возникновения такого механизма начина-
ет обеспечиваться эволюционная устойчивость саморазвивающейся системы, как
бы ни складывались для неё условия внешней среды. (Под эволюционной ус-
тойчивостью здесь понимается способность системы к сохранению целостности
в процессе её эволюции).
    Важную роль хаоса в устойчивости саморазвивающихся систем демонстри-
рует живая природа на примере так называемых фрактальных структур орга-
низма. Как отмечают физиологи: "Хаотические системы способны работать в
широком диапазоне условий и потому легко адаптируются к изменениям. Эта
пластичность позволяет системам удовлетворять требованиям непредсказуе-
мости и изменяющейся внешней среды" [1].
    Вернёмся теперь к Человеку. Будем рассматривать его как элемент само-
развивающейся системы - человеческого сообщества (социума). Социум в свою
очередь является элементом более высшей системы - Человечества. Челове-
чество - элемент Биосферы и Ноосферы. Налицо иерархия систем. В процессе
исторического развития человеческие сообщества переживали определённые
эпохи, характерные, в частности, тем, что каждая эпоха пыталась "лепить"
из Человека существо ограниченное, существо-функцию, винтик, Обеспечива-
ющий существование и стабильность той или иной социальной и экономической
системы. Это и кастовые системы Древнего Мира, это и расовые теории, это
и современные теории создания Человека "новой" формации, например, ком-
мунистическая теория формирования "человека-пролетария" или буржуазная
теория формирования "человека-потребителя". Но несмотря на все эти исто-
рически обусловленные ограничения Человека, всегда на свет рождались люди
не вписывающиеся в реалии окружающей среды, люди-бунтари. Николай Гумилёв
назвал их пассионариями [2]. И не зря он в своих исследованиях в области
человеческих отношений обратил своё внимание на небо в поисках первопри-
чины пассионарности Человечества [2]. Человек независим от формирующего
воздействия социальной среды, ибо изначально, на заре возникновения Чело-
вечества, он стал зависим от расположения звёзд. Характер каждого челове-
ка, набор его свойств, качеств закодирован звёздами - естественной Книгой
Бытия Человека. Звёздное небо отвечает требованиям, предъявляемым к сис-
теме, кодирующей разнообразие свойств людей: отсутствие какой бы то ни
было закономерности, стабильность и постоянство светового воздействия и в
то же время независимость от эволюционного процесса жизни на Земле, - всё
это делает звёздное небо уникальным эталоном для самонастройки Человечест-
ва на разнообразие.
    Эволюция жизни на Земле породила на уровне Человечества чисто инфор-
мационные процессы, независимые от других процессов. В основе этих инфор-
мационных процессов лежит необходимость обеспечения разнообразия элемен-
тов развивающейся системы (Человечества), а через неё - обеспечение эво-
люционной устойчивости развития вида. Вполне возможно, что именно эти
качества нового приспособительного механизма стали основой для возникно-
вения человеческого интеллекта, который уже в процессе трудовой деятель-
ности (по Энгельсу) развился до современного уровня. Платой за разум,
который Человек приобрёл в процессе своей эволюции, как вытекает из осо-
бенности взаимодействия Человечества и Космоса, явилась зависимость
свойств личности каждого человека от расположения звёзд на небе, что в
процессе его жизнедеятельности трансформируется в судьбу, рок.
    Таким образом, можно утверждать, что материализму совершенно не про-
тиворечит взгляд астрологии на Человека, как носителя кода своей судьбы,
выраженного в звёздном коде. Этот код действительно можно сравнить с
программой, а человека - с биороботом. Можно ли смириться с этой мыслью?
Казалось бы, что за вопрос, конечно - нет. Но ведь мы смирились с нали-
чием генетического кода и ничего - живём. Более того, именно знание объ-
ективности генетического кода даёт Человеку шанс при его расшифровке об-
рести возможность влияния на биологическую природу Человека, избавления
его от генетических болезней и других недугов. Признание объективности
звёздного кода даст возможность людям ближе познать свою природу, природу
своей души, а значит даст ещё один шанс в освобождении человеческого Ду-
ха от недостатков своей телесной природы и, в частности, даст возможность
лечения, так называемых, кармических болезней, избавления от предначер-
танных судьбой страданий и бед.
    Я считаю, что запись звёздного кода скорее всего налагается на гене-
тический код в момент формирования плода механизмами трансформации этого
кода, заложенными в организме матери. Можно также предположить, что
звёздный код формирует подсознание человека, где смысловыми значениями
алфавита являются так называемые архетипы, открытые известным психоана-
тиком К. Юнгом. Сформированное подсознание становится основой психики
человека, той программой, которая и будет постоянно побуждать человека к
тем или иным действиям и поступкам. Безусловно, Человек - не робот, на
его поведение накладывается и социальный код, задаваемый воспитанием в
обществе, а также знания, полученные в процессе социального обучения, но
всё же отрицать влияние бессознательного на характер поведения Человека
нельзя, а значит - звёзды предопределяют, но не обязывают. Астрология
может и должна найти своё место в ряду наук, изучающих Человека и Природу.

                1990г.

                Л И Т Е Р А Т У Р А
                -------------------
1. Гольберзер Э.Л., Ригни Д.Р., Уэйт Б.Д. Хаос и фракталы в физиологии
человека, "В мире науки", 1990, № 4.
2. Гумилёв Л.Н. Пассионарная симфония этносов Земли, "Техника-молодёжи",
1990, №10.
3. Пушкина И.П. "Спит ли человек во сне?..." / Число и мысль. Сборник.
Выпуск 2. - М.: Знание, 1979.
4. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся
системах и устройствах. - М.: Мир, 1985.
5. Чернавский А.В. Применение теории катастроф в психологии и экономике./
Число и мысль. Сборник. Выпуск 2. - М.: Знание, 1979.
6. Щербицкий Г.И. Системный характер информации. - Мн.: Наука и техника,
1978.


Рецензии
Понравилось! Здесь ещё "нива не паханная"!
Запомнил выражение, которое почти стало "крылатым": КТО НЕ ВЕРИТ В АСТРОЛОГИЮ - ДОЛЬШЕ ЖИВЁТ!

Александр Леплер   04.06.2010 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Учту на будущее :))

Александр Рабыкин   04.06.2010 11:28   Заявить о нарушении