Полтора часа восторга

Рецензия на спектакль режиссера Семена Верхоградского «Сто лет одиночества».
 «Жизнь театр, а люди в нем актеры», - как же был прав великий Уильям Шекспир, ведь никто не поспорит с тем, что театральный мир рождает в нас что – то новое, прекрасное, восхитительное, мы познаем действительность сквозь атмосферу театрального действа, сидя на своем месте, мы с замиранием сердца ждем появление духа театра…
А теперь вопрос, что такое по вашему Одиночество? Затрудняетесь ответить? А молодежный театр «Глобус» предлагает свою трактовку этого вопроса. В полумраке театральных рамп на малой сцене развертывается удивительная история семьи Буэндия, которая проклятием древних санскрит была обречена на сто лет одиночества, кстати, именно так называется спектакль «Сто лет одиночества» режиссера Семена Верхоградского по одноименному роману Габриэля Гарсиа Маркеса. Это вечная притча, это пересечение Любви и Ненависти, это вечное противостояние Боги и Дьявола. Что поражает в этом спектакле? Во – первых, то, что огромный роман заключен в полтора часа театрального действа; во – вторых, в романе большое количество действующих лиц, но Верхоградский представляет моноспектакль; и в – третьих, главную и единственную роль исполняет женщина и это несмотря на то, что в романе сильно развита мужская линия повествования, но с другой стороны мужчина – воитель и с уходом мужчины заканчивается война, а женщина – Вселенная, с ее уходом погибает род человеческий.
Спектакль начался в 18-30, мы сидим в абсолютной тишине и ждем, когда же появится она – Мельпомена и вот легкими шагами из театральной дымки, под музыку древних колумбийцев выходит она – заслуженная артистка РФ Ольга Стебунова, она сразу захватывает, она прекрасно играет, нет живет, именно живет полтора часа в мире Мокондо. Я не могу точно определить, кого она играет, то ли Урсулу, то ли Аурелиано, то ли Хосе Аркадио, а, может быть, Санту Софию де ла Пьедад или еще кого – то, но я как зритель вместе с актером прожила 100 лет в городе Мокондо, и я тоже свидетель и участник всех событий. Так вот, актриса была всем и при том была тем единственным, о ком она говорила.
Вот что сообщает в одном интервью актриса о своем персонаже: «Я все время думала, кто же мой персонаж, почему он рассказывает про род Буэндиа? На втором спектакле я почувствовала, что моего персонажа, как и всего рода Буэндиа, на этой земле нет. Это существо некий фантом, которому очень хочется определить, по какую сторону бытия он оказался». Это выше всяких слов и определений критиков.
Иллюзия присутствия создана благодаря хорошей работе декораторов, реквизиторов, композиторов и костюмеров: на сцене полумрак, рассыпан песок, огромный шар – глобус с силуэтом разных стран и большой барабан, около которого тот или иной персонаж часто доказывал свою правоту; а еще пластика, превращение актрисы из мужчины в женщину, из юноши в старика. Вот сидишь, взираешь на все это и думаешь о том, что вот оно то самое чувство, та самая магия, которая на протяжении многих веков заманивала в таинственные залы театра.
Виват, Великие Актеры!


Рецензии