Романтики буддизма

               
   По мере того как буддизм набирал силу у себя на родине, он оказывал всё большее влияние на образованные умы в государствах с другими формами вероисповедания. Последняя такая волна влияния прошла по России (тогда ещё СССР) в годы перестройки и гласности. Массовые журнальные публикации и издание таких фундаментальных трудов как «Дзен Буддизм»   романтизировали буддизм в глазах крещёного и некрещеного населения и особенно интеллигенции. Люди увидели в Буддизме практическое руководство по полному и абсолютному освобождению. Кто-то был привлечён фильмами и публикациями о Шаолиньском монастыре, кто-то книгами по иглоукалыванию и другим формам целительства, традиционно связываемыми с буддизмом. Кто-то ассоциировал с буддизмом йогу. В результате этой и нескольких предыдущих «волн» возникла определённая прослойка «буддистов» совершенно не связанных с истинной религией, но взявшими от неё всё самое, имхо, лучшее.
   Понятно, что буддизм имеет такое количество ветвей и веточек, что чем говорить о нём однобоко – лучше вообще молчать.
    Но давайте внимательно посмотрим на наших романтиков буддизма выросших в православных или атеистических семьях, начитавшихся книг Давид Неель или брошюрок с притчами, и которые не видят, в отличие от коренных буддистов, в религии ни ритуальной защиты от сглаза, ни средства избавления от болезней, неприятностей и бед. Для них лечение страждущих, встреча с Далай Ламой, праздничные шествия, изучение истории, украшение дацанов и борьба за них – всего лишь углубление сансары. Они, Романтики, вылепили из осыпающейся мозаики буддизма свои замки с надписью «Буддизм» на входе и ощущают себя в шаге от Нирваны.
   Но этим они и хороши. Революционная чистота помыслов, незнание удушающих жизнь, но являющихся опорой религии жёстких условностей, традиций и правил, не позволяют им, в отличие от коренных буддистов, опираться на буддизм в повседневной жизни. Для них это не способ выживания в социуме. Для них это Путь к Освобождению. Они находят какие-то сомнительные тексты или просто выдумывают, объявив, что знание дано им свыше и упорно совершенствуются в этом знании. Так, скрестив Кастанеду и йогу, они пришли к выводу о том, что если принять позу, в которой находится  бог, пока сновидит наш мир, то можно достичь мгновенного пробуждения в боге. И теперь, занимаются йогой для конкретной цели. Той же цели служат групповые занятия сексом, называемые Тантрой левой руки и занятия цигуном в разных самых неожиданных местах планеты.
   Чтобы ярче оценить сказанное представим некоего жителя Катманду, который «стал христианином». Прочитав несколько глав из Евангелие в местном переводе, посмотрев пару американских фильмов (например «Догма» и «Код Да Винчи») и всё это переложив на свой собственный жизненный опыт он пришёл к замечательному выводу о том, что Иисус Христос вовсе не страдал на кресте. Как не может страдать настоящий воин идущий к желанной цели. Как не страдает на чемпионате по боксу выходящий на ринг боксёр. Он годы и годы готовился к этому дню. Он тренировался, набирался опыта и главное Духа. Он мечтал об этом дне. И теперь если он выиграет, победив себя и противника, то перейдёт на другой уровень самоуважения, повысит свой социальный статус. Пусть зритель думает, что боец поливает ринг своей кровью для него – зрителя (где-то так оно и есть). Пусть обыватель думает, что он идёт на страдание, поднимаясь на ринг как на Голгофу. Но он не страдалец. Он воин на пороге своего Звёздного часа. И это лишь боксёр. А что говорить о миссии и целях Христа? Какое «страдание»!?
И вот представьте, что обуянный подобной ересью неофит приезжает в христианскую страну  и высказывает своё мнение… Посмеёмся. (Слава Богу, времена инквизиции миновали). Покачаем неодобрительно головой.
Таковы и наши романтики буддизма. Они в творчестве, а значит в Духе.
   Они выросли под песню Высоцкого:
Эй, задний, делай как я!
Это значит, не надо за мной!
Колея эта только моя,
Выбирайся своей колеёй.
Правильно переведя Гераклита, мы прочитаем ту же мудрость у древних:
«Нельзя дважды входить в одну и ту же реку».
В этой фразе смысл Просветления. Для нас привыкших к наработкам и повторам, привыкших смотреть назад и идти спиной вперёд. Для нас, стремящихся к тому, что уже было (или, как уже было) сказано: Нельзя! Даже, пытаться!
  Проснуться - значит перестать искать Икстлан.
А мы хотим видеть впереди спину. Будды, Христа. И нам трудно признать правоту наглых неучей, нахватавшихся вершков и не постигших глубин и сути Знания и Веры. И мы то знаем, что, обломавшись и обжегшись о реалии жизни, они подожмут хвосты и губы и придут в наши ряды. Ряды неудачников.
   Но неужели в минуты отдохновения, когда мы сбрасываем с утомлённых плеч ношу мира, нам не приходит в голову мысль о том, что Романтики правы. И не они ли суть острие человеческого духа, пронзающее иллюзию обыденности бытия.


Рецензии