А Вознесенский. Повесть О

А.Вознесенский. Повесть О.

В 1986 году в Улан-Баторе монгольские учителя подарили мне сборник произведений Андрея Вознесенского, изданный в 1984 году в изд-ве Советский писатель. Это не был сборник стихов, это была проза поэта. Среди произведений- воспоминания о Б. Пастернаке ("Мне четырнадцать лет") , "Прорабы духа", Заметки мемуарного характера о поэтах-современниках, диалоги с критиком Адольфом Урбаном. Мне понравилось высказывание поэта- "Поэт и критик вечно ведут диалог,Поэт-стихами, критик- статьями". И вот его отношение к критику: "Вы- один из интереснейших наших критиков, опытный дегустатор стиха, своеобразный, думающий и, самое главное, ЧЕСТНЫЙ аналитик.Мне лестно, что моя работа дает Вам повод для размышлений". И ещё- "Когда пишешь стихи, не думаешь о печати..."

Ах, Вознесенский!! Вы были настоящим Поэтом и джентльменом!!!

Поэма О привлекла меня своей организацией текста. Каждая часть начиналась на букву О, в каждой части ключевые фразы начинались на букву О.   Я выбрала текст в тексте, так называемый метатекст ,и вот что получилось. :

 "ОДНАЖДЫ в душный предгрозовой полдень я забыл закрыть форточку и ко мне залетела чёрная дыра. ОНА была шарообразна, её верх прогибал и разгибал потолок. ОНА была вся тоскливый комок бескрайнего взгляда. Она осталась жить у меня. Она не могла говорить,не имея приспособления для голоса. Она передавала мысли .Я звал её именем О. О чем писалось в тот день? О дырах судеб. Опять об оставленной архитектуре? О пяти гениях проносящегося века?О чёрном кольце? Об осах и остальном?? О взгляде Вечности, О жизни, которая есть и одновременно была? О человеке-Совести...О поездках на острова? Об осеннних полых скульптурах???

Ответьте междугородной! Он сидит на табуретке в своих очечках на востром носу, ...великий английский скульптор..Сумерничаю с Муром.... Старый Мур, производитель дыр. Она оказалась довольно ручным чудовищем. Отвратный, скажу я Вам,ела она характер!Она была капризна, дулась, вечно была полна какого-то отрицательного заряда....От неё я узнал, что она  не дыра, а ещё дырёныш... Её как-то искали. Она забилась под кровать и отключила в себе напряжение... Она любила слизывать кисленькие электроды с  батареек транзистора... У нас была игра с нею....

Ожидаю на пороге Мура. Он делает вид, что не понимает, зачем Вы пришли.

Она пропала! Я обидел её. Она взглянула злобно, растерянно и беспомощно,.Она передернулась форточкой и вылетела вон. Она не вернулась ни завтра, ни в среду. Я звал е1:"О-ооо!". Откликалось эхо, но это было не её О. Однажды в самолете я почувствовал тоску под ложечкой и понял, что она где-то рядом...

Осмотрим, что ли, мои дыры?? Мур спрыгивает с табурета. Объемы надо видеть в движении... Они ( скульптуры) стоят по колено в траве  и в вечности.

Опустив голову... Но нет, сначала о Таганке... Так родился спектакль "Антимиры"... Он ( Высоцкий) до стона заводил публику в монологе Ворона. .. Высоцкеий- самородок. Он умыкнул французскую русскую русалку, посадив её на жёлтое двойное седло своей гитары.... Опустив голову... Осторожно, в день его рождения, 25 января мы несем венок на могилу...

О чем говорит мне гостеприимный скульптор?   Он лепит не только из меди и гипса-он лепит холмами и небесами... Очень завидую Вам-говорит скульптор. Поэзия- высшее из искусств. .. Он боготворил Маяковского. ..

Овации расшатывали Альберт -холл.Обожали,  переполняли, ломились, аплодировали, освистывали... Он аккомпанировал себе на медных тарелочках. Ом,ом!-  ревел он, уча человечности. Обожание аудитории, говорил мне Боб Дилан, может обернуться выстрелом.Он даже одно время боялся выступать. Это было задолго до убийства Леннона. Откалывала номера реклама... В те дни Анна Ахматова гостила в Англии, получала Оксфордскую мантию.

Ответьте, пожалуйста, академик Лихачёв, белый         как лунь астроном истории и  языка .., ответьте, пожалуйста, не встречалось ли Вам в ваших пространствах непознанное пятно?... Вы больны???-- ...Прочитайте сердцем несколько раз "Слово о полку Игореве".... Он разглаживает на столе рукопись, как кольчугу, сотканную из ржавых "О"....

Осы, бессонные осы залетают в моё повествование...

Осведомленный критик тут прерывает моё повествоание..От неё у меня осталась манера читать страницы...Я вижу сначала жемчужную горсть "О", разбросанных по листу, а потом уже остальные буквы....

"Обрыв","Обломов", "Обыкновенная история" говорят об овальном мировозззрении Гончарова, восприятии окружающего бытия...

"О, поэзия,- повторяет Мур,- она высшее из искусств...Она связывает людей, она- прямое выражние духа..."

.................
.................
.................
.................

Оканчиваю. Я прощаюсь с тобой, моя тёмная повесть...Она метнулась к окну. Она задержалась на мгновение в форточке. Помедлила. Покачалась. И тоскливо обернулась. Больше я её никогда не видел.



Вся повесть необычайно таинственна и интересна. Персонажи вводятся под буквой О. Но главный- англ архитектор и скульптор Мур. И таинственная черная дыра,  дыра под названием буква О.

Сюрреализм?? Не знаю. Пусть разбираются специалисты. Вознесенского нет сегодня. Черная дыра. Больше мы его никогда не увидим. Но память о нем остается с нами.  С нами- его творчество, его стихи, проза, его мемуары, его талант.   


Рецензии
Интересные размышления, действительно сюрреализм - вполне в стиле Вознесенского... С уважением,

Элла Лякишева   10.07.2019 18:08     Заявить о нарушении
Увы, автора не стало в 2011-м... С уважением, Никита

Мемориал Проза Ру   15.09.2019 01:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.