Будущее немыслимо без прошлого...

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО СЕВЕРА

«Суровая школа жизни отразилась на искусстве и привела к созданию произведений, прямо поражающих своей классической простотой и захватывающих выразительностью и правдой. Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с нею одно неразрывное целое. И, кажется, будто эти произведения – сама природа, так они безыскусственны и неотразимы».
И.Э. Грабарь, Ф.Ф. Горностаев

Север – жемчужина Руси.
Есть памятники, к которым хочется вернуться, открыть в них что-то еще. Именно такие сохранены на Севере Руси – это уникальная народная деревянная архитектура. Северный деревянный мир неповторим, он лаконичен, многолик и многогранен.
На Руси отношение к дереву было всегда особым: его одушевляли, ему поклонялись, оно было необходимо русскому человеку. Из древесины создавали все: от Божьих храмов и часовен до крепостей и простой деревянной изгороди; от предметов утвари до детской игрушки. Мастерство зодчих и плотников оттачивалось веками и бережно передавалось из поколения в поколение. Дерево платило человеку взаимностью, в руках плотника оно оживало, пело, дарило свет, благодать, защищало, хранило тепло и уют.
На Севере Руси, в Онежском озере есть уникальный музей под открытым небом, так принято его называть – это КИЖИ. Здесь собраны храмы, часовни, дома, мельницы, бани, амбары со всей Карелии. Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником Кижи стали в 1966 году. С 1990 года ансамбль Кижского погоста и его архитектурное окружение вошли в список Памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

История острова Кижи начинается в глубокой древности. Предками современных кижан были новгородцы, которые в X–XI веках начали осваивать северные края. Кижи и ближайшие к нему острова находились во владении новгородских бояр. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав Московского государства, тогда-то и появилось упоминание об этих землях в летописи. С XVI века остров стал центром Спасо-Кижского погоста, в его подчинении было 130 сел.
Приходские храмы на острове и вообще на Севере Руси издревле были не только центрами духовной жизни, но и символом общности крестьянского мира. Строительство и ремонт церквей, как и везде, велись на средства прихожан и жителей.
Примечательно, то удивительно бережно отношение к постройкам. Храмы и часовни, которые ветшали от времени или сгорали во время пожаров, восстанавливать в точности с прежним строением. Судите сами: «по челобитью прихожан» возвели новую – точную копию предыдущей. «Пригодные для дальнейшего употребления бревна использованы при возведении новой церкви, а непригодные сожжены, и пепел с отменным благочестием был собран, завязан в холст и отпущен в воду»...
А вот о происхождении названия острова ученые еще спорят. Одни языковеды утверждают, что слово «Кижи» происходит от карельского «kizat» — «игрища», так как в древности на острове находилось языческое святилище. Другие считают, что «Кижи» – это производное от карельского «кииджи» — «водный мох». Такой мох действительно растет на болоте в центральной части острова, а в прошлом широко использовался крестьянами для утепления построек.

Первые храмы на Руси были возведены в Киеве византийскими мастерами в Х веке. Но велика и необъятна Россия, тяжелы, а порою непроходимы ее дороги, народные зодчие из глухих и отдаленных мест не могли увидеть византийской красоты, поэтому первые храмы на Севере Руси унаследовали формы обычного крестьянского дома. Все жилые и нежилые деревянные сооружения в этих краях собирались из «клетей» или «четвериков» (прямоугольных срубов) безгвоздевым способом. В первых деревянных церквях даже алтарь был прямоугольным, а не рубленым по граням. При строительстве использовали чаще всего хвойные породы. Крышу церкви обязательно приподнимали над остальной кровлей и увенчивали главкой с крестом, которая кожушилась или покрывалась лемехом. Лемех – это тонкие и узкие дощечки из осины, наружные концы которых вырубались в виде крестов. Они превращаются  в изумительные чешуйки, которые не только украшают главку, но сохраняют ее от влаги и ветров.
Издревле на Руси деревянные дома украшались декоративной резьбой, напоминавшей кружева, превращаясь благодаря ей в произведение искусства. На Севере очень часто использовалась пропильная резьба.
Еще один важный момент. Главным плотницким инструментом был топор. Мастера владели им виртуозно! Почему же именно топору отдавали предпочтение, ведь пила тоже была давно известна на Руси. Секрет прост. Еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина больше подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и меньше пропускают влагу. На Севере пила появилась, как говорят старожилы, только лет 60 назад.
Любопытна еще одна деталь. Бревна в этих местах просыхали плохо, при возведении строения их всегда располагали рядами или «венцами» -- горизонтально. Просыхая, бревна надавливали друг на друга, и щели между ними исчезали.
Фундамент под деревянные здания на Севере тогда не ставили, а нижние венцы клали прямо на землю. Под углы и середину стен помещали большие камни или ставили "стулья" из толстых дубовых бревен.

Первоначально расположение церквей было ориентировано на восприятие с рек и озер, являвшихся главными естественными улицами древней Руси. Сухопутные дороги появились значительно позднее. Путник всегда хотел получить благословение Божие, зайти в Храм и помолиться, поэтому и церкви старинных приходов одинаково хорошо были видны отовсюду: с рек, озер и дорог.
Первые церкви на территории Обонежской пятины, в состав которой входили земли вокруг Ладожского, Онежского озер и Белого моря, появились вскоре после крещения Великого Новгорода в начале ХI века. Однако задолго до разделения новгородских земель на пятины, существовало деление их на более мелкие территориальные единицы – погосты. Здесь и возводились первые приходские храмы, строились они, как и везде, на средства жителей.
Постепенно деревянные храмы разрастались в ширину, к четверику пристраивались приделы, сени и крыльцо. Они как хоромы Божьи, естественно, стремились еще больше в высь, намного превышая хоромы смертных. А достигалась высота наращиванием восьмериков, которые ставились один на другой, постепенно уменьшаясь в размере, и увеличением количества глав. Сруб-восьмерик обладал большей вместимостью, хотя длина бревен была такой же, как и у четверика. Он более устойчив при подгнивании, к нему можно больше пристроить приделов, да и шатровое покрытие было более надежным и долговечным.
Теперь у вас есть представление о некоторых архитектурных особенностях северного деревянного зодчества, и вы с легкостью разберетесь с образом того или иного сооружения.
Уникальный архитектурный ансамбль Кижского погоста состоит из 22-главой Церкви Преображения Господня, 10-главой Церкви Покрова Богородицы и Шатровой колокольни. Все три элементы заключены в единую деревянную ограду.
Необычайно красивая архитектурная композиция. Она завораживает, притягивает. Несмотря на то, что всем нам с детства знакомы образы этих храмов, от них невозможно оторваться. Любоваться можно со всех сторон, каждый новый ракурс поражает, позволяет уловить какой-то новый свет, увидеть ансамбль по-другому. В этом и есть сила и мастерство зодчих, их неповторимое видение форм, объемов и необыкновенных сочетаний.
Живописец и искусствовед Игорь Грабарь задумал издать многотомную «Историю русского искусства», совместно с архитектором Горностаевым в 1910 году написал раздел «Деревянное зодчество Русского Севера»: «Формы древнейших памятников деревянного зодчества отличаются таким поразительным совершенством, такой ясностью, простотой и логичностью конструкций, что нужны были века для того, чтобы народное творчество их выработало… Прямо поразительно то великолепное понимание ракурсов, которым древние строители обладали, и тонкое чутье пропорций, вылившееся в этих формах.
…Еще задолго до XVI века существовали близкие по конструктивным и художественным формам предшественники, они, несомненно, сыграли значительную роль в сформировании каменной архитектуры XVI века, яркими представителями которой являются храмы Вознесения в селе Коломенском под Москвой и московский Василий Блаженный», – написано в Истории.

22-главый Храм Преображения Господня – грандиозен и величественен, относится к первенцам обонежской школы ярусно-многоглавых храмов. Эта церковь – самая сложная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Ее высота достигает 37 метров. Возведена в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии.
Старинное предание связывает строительство Храма с Петром I, который, путешествуя по Онежскому озеру, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертал план храма.
Однако есть и другая легенда, которую гораздо чаще рассказывают туристам, – о мастере Несторе, который, завершив свое творение, забросил топор в Онежское озеро со словами: «Не было, нет, и не будет такой церкви».
К сожалению, имена создателей Храма Преображения Господня неизвестны. Он срублен в традициях русского плотничьего искусства из дерева от основания до вершины и без гвоздя. В настоящее время чешуйчатая одежда куполов все же прибивается гвоздями. Преображенская церковь – летний (холодный) храм, здесь служили только в особо торжественных случаях. Храм нарядный, чрезвычайно пышный, легкий в восприятии. Необычная композиция, обилие глав и бочек, прихотливо изогнутых линий. Величина куполов в каждом ярусе церкви разная, симметричное строение придает храму форму высокой пирамиды, которая смотрится одинаково со всех сторон.
Серебристый осиновый лемех куполов, барабанов и бочек светится, отливает серебром и голубизной, а под закатными лучами северного солнца церковь полыхает багрянцем. При всей сложности Храм необыкновенно гармонично сочетается с прилегающими строениями.
Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.

Рядом с Храмом Преображения Господня через полвека был возведен десятиглавый Храм Покрова Богородицы. Это теплый, зимний храм. Его зодчий также неизвестен, но ему удалось создать некое архитектурное эхо главного храма. Покровская церковь как бы «подчиняется» Преображенской, но при этом дополняет ее.
Церковь в плане представляет собой вытянутый прямоугольник с двумя срезанными с одной стороны углами. Сверху возведен восьмерик. Однако конструкция церкви не совсем обычна. Массивный рубленый восьмерик значительно шире нижнего четверика и расширяется вверх, поэтому сруб четверика тоже расширяется вверх. Все девять глав образуют изящную, ажурную корону. На алтарной бочке расположена десятая глава.
Украшена Покровская церковь зигзагообразным зубчатым резным фронтонным поясом. Он не только украшает, но и защищает сруб от влаги и отводит воду.
Подняться в Храм можно по высокому одномаршевому украшенному резьбой крыльцу, ведущему в церковь. Кровля выполнена из теса, барабаны и купола покрыты осиновым лемехом. Иконостас не сохранился, он собран из заонежских икон XVII — начала XVIII веков.

Между двумя церквями в 1874 году построили высокую шатровую колокольню, завершающую архитектурный ансамбль Кижского погоста. Возникла она на месте обветшалой предшественницы.
Невысокая деревянная ограда охватывает кольцом три основные постройки. Крепостная стена, ранее окружавшая церкви, до наших дней не сохранилась. В пятидесятых годах ХХ века на уцелевшем каменном и валунном фундаменте была сооружена бревенчатая ограда с двускатной кровлей.

На остров Кижи из Муромского монастыря была привезена уникальная Церковь Воскрешения Лазаря – храм XIV века. По преданию, церковь была построена преподобным иноком Лазарем на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Храм возведен в честь события, описанного в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мертвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу.
Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества.
Храм Воскрешения Лазаря, как и Преображенский, возведен без фундамента, сруб стоит на огромных валунах. Поставлен он на небольшом расстоянии, почти у подножия Преображенского собора и Покровской церкви.

Чуть дальше расположилась Часовня Михаила Архангела, привезенная сюда из деревни Лиликозеро в 1961 году, где она была возведена на небольшом открытом возвышении, а не среди елей и сосен. Это обстоятельство побудило зодчего больше украсить часовню. Крыша над восточным, самым высоким срубом, сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой. Над сенями — изящная шатровая колокольня.
Сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад.
Колокольный звон с этой часовни разносится по всему острову. Он необычайно красив, проникновенен… Гости острова могут его послушать.

В окрестностях острова Кижи, на соседних островах и на материковой части Заонежского полуострова тоже находятся памятники архитектуры музея-заповедника Кижи – это часовни. Их часто называют драгоценным ожерельем ансамбля Кижского погоста.

В Кижах можно заглянуть в крестьянские избы, познакомиться с бытом и нравами жителей и ощутить атмосферу XIX—начала ХХ века. Можно побывать в бане и амбаре, увидеть традиционные ремесла Севера Руси. Мастера и мастерицы познакомят с бисероплетением, секреты которого еще далеко не все раскрыты, вышивкой, ткачеством. Можно увидеть, как топором рубится детская игрушка и изготавливается знаменитый осиновый лемех, как плетутся сети и многое другое. Пребывание в Кижах, по сути, живое общение с прошлым…

Необыкновенная гармония, красота, лаконичность и единство всего вокруг: природы, сооружений, человеческой мудрости, преданности традициям, любви к родным местам, мастерства, конечно же, отозвались и в моей душе. Родилось такое незатейливое стихотворение.
   В сказку шагнешь незаметно –
   В детстве окажешься вмиг…
   В царстве озерном заветном
   Мир отражаться привык…
Церкви, часовни, строенья
Мастерски плотник творил,
С сердцем, душой, вдохновеньем –
С ним лишь топор говорил…
   Лемех осиновый чистый
   Маковку с шейкой покрыл,
   Нежной чешуйкой лучистой
   Храм навсегда засребрил...
Светятся, с солнцем играя,
Чудные все купола.
Сказка погостов живая
К людям из дАли пришла…
   Север – суровое место…
   Немногословный народ
   Тайны Руси многовесной
   Крепко в Кижах бережет.

«Культура человечества движется вперед, накапливая ценности, а не уходя от этих ценностей по дороге времени... Чем большими ценностями мы обладаем, тем легче овладевать новыми,» — Д.С. Лихачев.
2009 год


Рецензии