ч2 - В Рязань, в Рязань

Цикл "Записки отставного экскурсовода"




Поездка по Есенинским местам была рассчитана на 2 дня и одну ночёвку. Группы «револьверные»: выезжают одна в пятницу и возвращается в субботу, а другая – навстречу ей, в субботу и возвращается в воскресенье.

Знойный июль, светает рано, уезжаем с Манежной в 7.40.Загрузились вовремя, метро работает как часы, никто не опаздал. Автобус хорооший – ЛАЗ, настоящий, экскурсионный : на всех сиденьях – белые льняные , накрахмаленные чехлы, впереди – кресло-вертушка для экскурсовода с работающим (!) микрофоном.

 За рулём один из моих самых любимых водителей – Саша Шаров, в своём кругу – Шарик, не только из-за фамилии, но и из-за широкого , добродушного лица, внушительного животика, который он называет «комком нервов» и абсолютно неконфликтного характера. В общем, Шарик – он и есть – Шарик!

Едем быстро, дороги в этот час пустые – суббота, сейчас поверить в такое почти невозможно, но  в конце 70-х  нач. 80-х так и было.Я сижу впереди,  вполголоса журчу путевую информацию, чтобы не помешать тем, кто досыпает, но всё же удовлетворить особо пытливых туристов.

Группа, на первый взгляд, производит впечатление вполне интеллигентного сообщества:не видно опухших, одутловатых лиц, не чувствуется запаха перегара, да и звона бутылок, который зачастую раздаётся при посадке туристов в автобус, что-то не слыхать. 
 
Маршрут пролегает через Жуковский, Бронницы , Коломну, а затем – по рязанской земле. Моя речь льётся  привычно плавно, всё заучено до автоматизма, ведь я обслуживаю эти поездки уже более двух лет.

Но, несмотря на это, я постоянно перелопачиваю информацию, убираю устаревшую или не очень  интересную, на мой взгляд, добавляю новую, подбираю стихи, исторические анекдоты и даже песни.

Всё это только для того, чтобы заинтересовать туристов и сделать их путешествие не только познавательным, но весёлым и приятным.

Мне очень нравится, когда они ахают и восхищаются показываемыми мной достопримечательностями и,более того,у них появляется желание посетить эти места ещё и ещё раз. Вот, например, что я рассказываю о Бронницах.
 
- Первое упоминание об этом населённом пункте относится к сер.15 века, а уже в 17-м  здесь находилось царское поместье с  крупным конным заводом. При Петре I и село и завод были подарены князю Д.И. Меншикову.

При Екатерине II село стало городом, центральную площать которого украшал ( обратите внимание- мы как раз проезжаем его) красивейший, взмывший ввысь , пятиглавый собор  Михаила Архангела в стиле московского барокко.

 Здесь я рассказываю о стиле барокко, в целом, и о московском барокко, в частности, и только после этого вновь возвращаюсь к Бронницам и сообщаю также,

что здесь  находятся могилы декабристов М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, ближайшего друга А.С. Пушкина.
 
Вот и добралась я до моего любимого Александра Сергеевича. Сначала я прочту «Мой первый друг, мой друг бесценный...»,посвящённое Пущину, а затем ещё и ещё. А поскольку мы уже проезжаем Коломну, я продолжаю стихами Анны Андреевны : 

...где на четырёх высоких лапах
Колокольни звонкие бока
Поднялись, где в поле мятный запах,
И гуляют маки в красных шляпах,
И течёт московская река,-
Всё бревенчато, дощато, гнуто...
Полноценно цедится минута
На часах песочных.Этот сад
Всех садов и всех лесов дремучей,
И над ним,как над бездонной кручей,
Солнца древнего из сизой тучи
Пристален и нежен долгий взгляд.

Так Ахматова пишет о Коломне - одном из древнейших городов России, расположеном в 100 километрах от Москвы, в месте слияния Москвы-реки и Оки.

Исстари город был важным стратегическим пунктом на подступах к Москве, свидетельство тому -Коломенский кремль, который являлся одним из мощнейших оборонительных укреплений своего времени .

Неповторимая прелесть классицизма встретит вас на улочках старой части города, застроенной по плану архитектора М.Ф. Казакова.,- продолжаю я.

Территория Кремля и купеческий посад,4 монастыря и древнейшие храмы земли Московской  - все это вы сможете увидеть, посетив город!

В Коломне находится около 420 памятников истории и культуры. Истиной жемчужиной является церковь Зачатия Иоана Предтечи в Городищах, которой около 700 лет -  и это самое древнее церковное здание не только в Коломне, но и во всей Московской области.

Автобус весело бежит вперёд и вперёд.

До Рязани остаётся 25 км, вот и Рыбновский р-н, поворот на Константиново – родину С.А.Есенина. Обращаю внимание туристов, что завтра  мы поедем из Рязани именно сюда, пробудем полдня на родине поэта и уже отсюда отправимся назад, в Москву.

А я начинаю рассказывать о Рязани, стараясь сообщать туристам об основных исторических событиях, делая поправку на то, что ещё многое они услышат во время обзорной экскурсии по городу:

- В декабре 1237 году Рязанское княжество стало первой жертвой монгольского нашествия на Русь. Сам Батый осадил город. Князь Юрий Игоревич возглавил  защитников Рязани, но на шестой день осады был убит, а город взят татарами и разорён до основания.

Этим событиям посвящены центральные эпизоды ценнейшего памятника народного творчества «Повести о разорении Рязани Батыем», прежде всего рассказ о высокопатриотическом подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата.

Ну, об этом подвиге им поведает местный экскурсовод, да и из уроков истории в школе известно, а вот очень поэтическое сказание об Авдотье –рязаночке, сохранившееся в рязанских летописях – другое дело, об этом я всегда рассказываю:

Авдотья сражалась в рядах защитников Рязани вместе со своими мужем, сыном и родным братом. После падения города все они были взяты в полон.
 
Слух о храброй женщине дошёл и до хана Батыя, и он пожелал сам посмотреть на неё и поговорить с ней. Узнав, что полонены три самые дорогие для неё мужчины, он сказал, что сможет сохранить жизнь только одному из них, а кому – выбирать ей.

Склонила голову рязаночка. Выкотились из её лучистых глаз горькие слезинки. Да тут же и высохли ( негоже перед врагом слёзы лить!), упрямо тряхнула она головой, словно отгоняя от себя тяжёлые думы и  твёрдо сказала : брату!

Очень удивился такому выбору Батый , попросил объяснения. И Авдотья-рязаночка ответила:
- Я ещё молода. Если буду жива, может быть ещё выйду замуж да и сыночка рожу, а братика родного мне уж больше никогда не видать – и матушка,и тятенька лежат в земле сырой...

Подивился такому мужественному и мудрому решению хан Батый и приказал в награду этой необыкновенной женщине отпустить с миром и её мужа, и сына, и брата.

Обычно туристам очень нравится этот сказ, похожий на притчу, и они ещё долго обсуждают те далёкие события и примеряют на себя непростое Авдотьино решение.
       
В Рязани привычно подкатываем к главной, самой новой и комфортабельной гостинице «Ловеч». Такое непривычное имя она получила в честь болгарского города Ловеч – побратима Рязани.

Была информация, что и в в Болгарии, в городе Ловеч, гостиницу назвали – «Рязань». Привычно бегу к стойке регистрации ( это теперь мы называем её на иностранный манер – ресепшн), чтобы взять ключи от номеров и выдать руководителю группы.
 
Но не тут-то было ! У стойки меня ждёт не только дежурная, но и администратор и даже, несмотря на выходной, директор гостиницы. Все они находятся в состоянии праведного гнева: их возмущённые слова, разгорячённые  красные лица, угрожающие жесты красноречиво свидетельствуют о том, что случилось что-то действительно из ряда вон выходящее.

Чего только я не наслушалась...Главная мысль – москвичи – настоящие хамы, для которых все остальные просто мусор ( как вы можете догадаться, употреблено было более хлёсткое выражение).

Наконец, мне удалось выяснить в чём дело.Всей делегацией меня повели в номера  и показали, что оставила после себя, уехавшая  утром, группа.

Было от чего возмутиться и даже разгневаться:практически во всех номерах стоял тошнотворный запах нечистот: об...ванного белья (постояльцы, как говорят, от души похвастались харчами),

вокруг валялись пустые бутылки из-под водки, пива и портвейна,остатки закуски от солёных огурцов до объеденных кусков торта, а следы разноцветного жирного крема и губной помады были отчётливо видны на полированных поверхностях, зеркалах и бархатной обивке мебели...

Вот такой поворот ! Конечно, нечего было и думать, что в этих номерах было возможно проживание группы.А что делать ? Тридцать человек надо было где-то разместить, да и продолжать программу, по которой были запланированы обзорная экскурсия по городу и посещение дома-музея И.П Павлова.

Отвезли туристов в музей, а сами – на поиски. Вот уж наездились мы с Шариком по городу,чтобы обеспечить ночлег! На тот момент гостиниц в Рязани было всего шесть и все их, не поленившись, обзвонил директор «Ловеча» и поделился своей «новостью».

В конце концов, в результате использования всего имеющегося красноречия, логических построений, да и просто слёз, мне всё же удалось добыть номера в самой древней, уже почти подготовленной к сносу, гостинице города – « Ока ».

Сколько лет прошло с тех пор! Сколько всего случилось и с моими туристами, да и со мной в разное время и в разных странах, но эту  поездку я помню очень хорошо.


Рецензии
Наташа прочитала несколько раз, мне очень понравилось. Желаю творческих успехов.
С уважением Элла.

Элла Хафизович   02.01.2014 20:16     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Элла! Счастья Вам и больших творческих успехов в новом году!
С уважением,

Наташа Ленская   05.01.2014 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.