Москва. Командировочные записки

А я иду, шагаю по Москве,
И я еще пройти смогу
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу.




  Жизнь складывалась так,  что в течение многих лет  в столицу я, как и многие,  попадала  проездом   - по пути на Черное море,  или в более дальние страны –  аэропорт-вокзал, и каждый раз бегом-бегом-бегом. Высовываясь из окна маршрутного такси, несущегося по семи холмам, я едва успевала зацепить взглядом величественные стены Кремля или Храм Христа Спасителя, пару памятников и какой-нибудь  сквер. Снова и снова, попадая в Москву, я думала, что в следующий раз, очень  скоро я  приеду исключительно сюда, чтобы проникнуться духом столицы своей страны, влиться в ее ритм, почувствовать ее драйв. Но все возвращалось на круги своя, работа. дом, дети.  И снова отпуск, и я снова летела осматривать  чужие столицы. Свое- есть свое. Ни куда не денется. Еще успеется.


Поездку с конечным пунктом назначения Москва этой весной спланировала не я, а мое московское начальство. Командировка на 3 дня. С девяти до шести я должна была работать, так же как и в Питере,  а вот на остальное мое время никто не претендовал.  Я купила лучший путеводитель. Я предвкушала знакомство со столицей.


Туда и обратно я ездила на скоростном поезде «Сапсан», от которого у меня остались только прекрасные впечатления. Название происходит от называния птицы из семейства орлов, самой быстрой птицы среди своих сородичей.  Безусловно,  такое название вполне символично и полностью оправдывает себя.  «Сапсан» - быстрая гордая птица, несущая на своих крыльях, людей из одной столицы в другую.

 
В понедельник утром я приехала на Московский вокзал Санкт-Петербурга, чтобы успеть на поезд, отходивший в 06:45 утра с тем, чтобы в 10:40 быть уже в центре Москвы. То, что все места были заняты,  безусловно, говорило о популярности нового поезда.  На данный момент  между двумя столицами курсирует шесть пар «Сапсанов».  Два первых вагона поезда – места повышенной комфортности, так называемый бизнес-класс. Эти вагоны полны важными бизнесменами в дорогих костюмах, их запястья  поблескивают статусными часами, они часто поглядывают на дорогие мобильные телефоны. Примерно четвертая часть мест занята иностранцами. Моя компания взяла билет как раз в вагон № 2, так что на пути в Москву  у меня была возможность оценить преимущества бизнес-класса, а на обратном пути сравнить,  на сколько он отличается от обычного вагона. 


В народе «Сапсан» называют поездом-самолетом  и не зря. Действительно, все в нем напоминает путешествие по воздуху. В первую очередь,  внешне он выгодно отличается об обычного поезда своей агрессивной, почти футуристичной обтекаемой формой. Мне «Сапсан» показался олицетворением  новой ступени в развитии нашей железной дороги. В приподнятом настроение люди стремятся побыстрее подняться на борт, чувствуя безусловное преимущество перед  другими пассажирами,  спешащими погрузиться в обычные вагоны поездов и электричек Московского вокзала. 

 В тамбуре перед пассажиром бесшумно распахиваются едва заметные стеклянные двери на фотоэлементах (о! где же вы, хлопающие двери? – ура! вы ушли в небытие!) Сам вагон оборудован как салон самолета с 2 рядами удобных эргономичных кресел по 2 места в каждом. Удивительно, что количество мест против хода поезда, на мой взгляд, превышало количество мест по ходу. Уже в движении я поняла, что такая расстановка мест, скорее всего обусловлена безопасностью пассажиров в случае вынужденного резкого торможения. 


Командир поезда по громкой связи приветствовал пассажиров по-русски, а затем и по-английски.  Каждый вагон бизнес класса обслуживают 3-4 стюардессы. Ну, никак язык не поворачивается назвать этих красивых,  высоких, изящных девушек на каблуках в элегантной форме проводницами! Да именно стюардессы. Они максимально вежливы и услужливы. Пожалуй, эта вежливость  заученная, и улыбки слегка дежурные, но мне кажется, искренность сервиса придет с опытом и временем. 

В поездке – все как в самолете, сначала проезжает тележка со свежей прессой. Удивительно,  но затем в столь ранний час нам предлагали не только освежающие напитки,  но и крепкий алкоголь – виски, водку, коньяк. Я, конечно, предпочла апельсиновой сок, но  было несколько пассажиров, для которых пол восьмого утра и коньяк оказались  понятиями  вполне совместимые. Далее был подан легкий завтрак. Электронное табло отображает огромную скорость, с которой движется состав, однако благодаря плавности хода, ее практически не ощущаешь.


Приятным моментом было и то, что «Сапсан»  независим от санитарных зон. Биотуалетами можно пользоваться в любое время, они не только экологичны, но и оборудованы встроенными освежителями воздуха, а смеситель для мытья рук - сенсорный. 

За приятными хлопотами с завтраком и прочими услугами прошло  не менее полутора часов. Потом показывали кино, как это бывает во время долгих перелетов на самолетах. Из короткого фильма  я узнала, что поезда «Сапсан» производятся компанией Сименс специально для российских железных дорог, их постоянно тестируют,  для них созданы особые депо,  обновлено все железнодорожное полотно. Также фильм пошагово инструктировал пассажиров о том, как заказать билеты через Интернет.  Затем начался показ известного художественного фильма,  и я отключила наушники, т.к. видела его уже не раз. 


В ряду кресел передо мной расположилась семья иностранцев – родители и светловолосый подвижный мальчик лет 4. Особое произношение выдавало жителей столицы Великобритании. Надо заметить в скобках, что я обожаю британский акцент, и поскольку понимаю по-английски, то невольно прислушивалась и приглядывалась к ним, чтобы насладиться приятной слуху речью. Что-то смутно знакомое промелькнуло в ком-то из них, но кто или что – я не могла припомнить.

Пацан возится, бегает в проходе, и искоса каждый раз хитро поглядывает на меня, я улыбаюсь. Он снова пробегает, роется в своей сумке и снова несется по проходу, подскакивая на ходу. Пробегая мимо в 10 раз, он тормозит и с самым серьезным видом протягивает мне круглый английский леденец на палочке диаметром не меньше ладони, со словами:

- I know you. It's for you. (Я тебя знаю, это тебе!)

- Послушай, ты наверняка ошибся, - отвечаю я, - ты не можешь меня знать, я же местная. Ну, в смысле русская.

- Да нет, я тебя знаю, - упрямо настаивает парень, буквально всовывает мне в руку  леденец.

- Я – Кенни. А ты прошлой зимой меня в парке поймала. Я не сказал тебе спасибо. Помнишь?


В мозгу смыкается логическая цепочка английский ребенок – Лондон – зима. Я вспоминаю,  что,  будучи в прошлом году в Лондоне,  в последний день уже перед экспрессом в аэропорт, мы с дочкой гуляли в парке Сент-Джеймса, который известен тем, что полон всякой достаточно наглой живностью – белками, пеликанами, утками и лебедями, которые, не церемонясь, выпрашивают у посетителей еду, а кто не дает, то на того и наскочить могут.

Так вот – гуляем мы, наслаждаемся – чистота, красота, белки бегают, лебеди плывут, солнышко пригревает – идиллия. Но вот несется мальчишечка – крошечный такой, глаза огромные и орет, а за ним, подскакивая и слегка поднимаясь на крыло, гонится гусь, шипя и вытянув шею.

Уж не знаю, чем этот пацан гусю не угодил, может, за хвост дернул или что, но вид у птицы грозный. Никогда не думала, что гуси – такие скоростные птицы. Ну не суть – парень орет, я оглядываюсь – ну где ж родители? А не видно никого поблизости, я расставляю руки и на бегу подхватываю парня на руки. Гусь по инерции пролетает мимо. Но делает разворот, смотрит круглыми глазами снизу вверх и собирается, по всей видимости, ущипнуть и меня, либо все-таки достать пацана. Но я топаю на него ногой и выдаю ему на своем родном языке: - «а ну пшшшёл вон!!» – и досылаю символический пинок в его сторону. Гусь вздыхает, качает головой, и, вынашивая планы мщения всему роду человеческому, а конкретно маленьким мальчикам,  ковыляет в сторону пруда. Я спускаю мальчишку на землю, он уносится в сторону группы взрослых, остановившихся около детской площадки. Я мгновенно переключаюсь на своего ребенка, начиная отгонять слишком настойчивую белку.


- А, теперь припоминаю. – говорю я. - Приятно познакомиться, Кенни! Надо же, как только ты меня запомнил. Спасибо за леденец! - Я беру конфету у мальчишки, улыбаюсь матери,  и замечаю, как тесен мир (small world). В случае, если опять гуси будут наседать, то чтоб обращались. Она говорит, что они купили тур Питер-Москва и полетят домой, осмотрев столицу.


Мальчик с удовлетворением, достает второй леденец размером раза в два больше моего, усаживается на свое место и с успокоенной совестью смотрит мультики на родительском ноутбуке.


Я остаток пути я читала путеводитель.


Как только моя нога ступила на перрон конечной станции, заиграл торжественный марш. Столица встречала меня ярким солнцем  и музыкой. Это было неожиданно. Я улыбнулась  хорошему началу дня.


У  здания вокзала меня встречал молодой человек с табличкой в руках. Поздоровавшись, я села в машину. Короткая поездка, и первый рабочий день в Москве начался.


Продуктивно поработав, уже в 16 часов я освободилась.  Водитель отвез меня в  гостиницу Holiday Inn Simonovsky (Холидей Инн Симоновский вал), где компания оплатила мое проживание. Меня порадовал тот факт, что она располагалась, во-первых,  не далеко от офиса и, во-вторых, что было немаловажно для моих самостоятельных вылазок в город, примерно в  5-7 минутах ходьбы от станции метро «Пролетарская».


Гостиница Холидей Инн, расположенная в 2 шагах от Дербеневской набережной Москва-Реки, отмечена 4 звездами.  Стоимость номера колеблется от  4000 до 5000 рублей в сутки, что для Москвы – достаточно средняя цена.  Мне достался номер на втором этаже, выходящий окнами на оживленную магистраль, и, хотя она располагалась на достаточном расстоянии от гостиницы,  от постоянного гула не спасали даже закрытые на все задвижки окна.  Это было, пожалуй, единственным минусом. Я думаю, что если бы мне достался номер окнами во двор, то гостиница показалась бы мне и вовсе безупречной. Номер был отделан в строгих серых тонах,  стена у изголовья кровати  украшена фреской. Порадовал набор из 4 подушек – каждая пара была отмечена значками – soft/hard  - мягкая/жесткая. Весь текстиль – белье, полотенца по качеству были явно премиум класса, сантехника и набор банных принадлежностей так же оказались на высоте.

Занеся чемодан в номер, я,  вооружившись, путеводителем и фотоаппаратом, отправилась прямо в сердце Москвы. Мне было немного не по себе в московском метро, в памяти еще сохранились шокирующие сводки новостей о взрывах, прогремевших на станциях. Но мне было дорого время, и я постоянно пользовалась подземкой. Стоимость проезда в московском метрополитене составляет 26 рублей. Пара остановок по фиолетовой ветке, несколько по красной, и вот я выхожу из метро «Охотный ряд».

Я решила начать свою прогулку с Театральной площади и осмотра здания Большого театра – одного из символов Москвы. Из новостей я знала, что здание на реконструкции, но надеялась,  что к празднику Великой победы (а до него оставалось чуть более 10 дней) реставрацию должны были завершить. Здание Большого театра, украшенное квадригой Аполлона, знакомо  не только почитателям искусства, но и всем остальным,  т.к. именно оно изображено на 100рублевой купюре. Театр существовал с конца 18 века, он пережил несколько перестроек и пожаров, в том числе во время войны 1812 года. В центре Театральной площади находится фонтан, у которого накануне дня Победы традиционно собираются ветераны. Именно по этому я была уверена,  что Театральная площадь предстанет передо мной во всем великолепии. Но я ошибалась – Большой театр закрывали громоздкие леса, ни здание ни квадрига не были видны, фонтан не работал. Я была слегка разочарована.

Посидев немного на площади,  я осмотрелась вокруг, среди незакрытых лесами домов, я увидела привлекательное здание в готическом стиле, так дорогом моему сердцу еще со времен посещения Великобритании. Присмотревшись к фасаду,  я увидела аббревиатуру ЦУМ и отметила для себя еще один символ столицы, который любители старины  называют еще и «Мюр и Мерлиз» - по фамилиям первых владельцев этого известного  магазина. Однако ЦУМ не был целью моей первой прогулки по Москве, и я, повернувшись к нему спиной, направилась на площадь Революции, чтобы далее, пройдя через Воскресенские ворота,  попасть в сердце столицы – на Красную площадь и в Кремль. 

Я прошла мимо Государственного исторического музея,  и, обошла памятник Жукову. У ворот  меня ждало разочарование. В эти дни начались репетиции парада Победы, и вход на Красную Площадь оказался закрыт. Исключительно дружелюбный представитель МВД пояснил мне, что тренировка идет целый день, и вряд ли площадь откроют ранее 10-11 часов вечера. Уже потом я удивлялась его терпению и искренней открытости – каждому подходившему туристу (только представьте, сколько их на Красной площади!)  безо всякой раздражительности он объяснял и про парад и про тренировку. Да, таких бы милиционеров  побольше!


Я приуныла. Конечно, можно было зайти в здание ГУМа со Смоленской улицы и осмотреть Площадь из окон магазина, но меня не привлекла такая перспектива. Тем более, что когда я была в Москве проездом несколько лет назад, я уже пробегала по Красной площади и хоть и мельком, но видела и Храм Василия Блаженного, и Памятник Минину и Пожарскому и Спасскую башню.


Закрыт был и Александровский сад, вдали на главном посту страны  у Могилы Неизвестного Солдата нес  службу почетный караул. Я шла вдоль решетки Александровского сада. Было очень холодно. Столицу обдувал прямо таки ледяной ветер,  многие, так же как и я,  были одеты не по погоде и отчаянно мерзли.  Дойдя до церетелевских фонтанов и скульптур по мотивам русских сказок,  я решительно повернула  назад  к  Манежной площади, где находится 3 этажный подземный торговый комплекс « Охотный ряд».

Я  проголодалась и замерзла. Немного походив по магазинам, я согрелась и, присмотревшись к товарам, сделала вывод, что цены здесь не кусаются, не то что на Тверской улице, сплошь занятой дорогими бутиками. ТК Охотный ряд оаказался весьма демократичен. Здесь можно и недорого поесть. Я выбрала известное мне заведение и зашла в итальянское бистро-пиццерию Сбарро, сеть которых есть и в Санкт-Петербурге.  Ужин, состоявший из куска качественной пиццы, салата, печеного картофеля,  овощей на пару и напитка обошелся около 300 рублей.  Для центра Москвы вполне приемлемая цена.  Любители шикарой жизни, в двух шагах от Охотного ряда на Театральной площади найдут и  место для дорогого ужина – это ресторан «Годунов»,  где подадут квинтэсенцию русской кухни – белужью икру, осетрину и прочие знаковые деликатесы. Каждое  блюдо там будет стоить от 500 до 3000 рублей.


Если бы мне было с кем встречаться в Москве, то после ужина, я бы непременно поддавшись романтическому настроению, назначила бы встречу в ГУМе, у фонтана. Но поскольку мое путешествие было индивидуальным, а день выдался очень длинным (чтобы успеть на поезд  я встала в 5 утра), я поехала отдыхать в гостиницу.


Утро второго дня в столице началось с завтрака в гостинице Холидей Инн, оплаченного моей компанией.  Ради любопытства, я поинтересовалась его стоимостью, она составляла 850 рублей. Безусловно дорого, но наверное соответствует звездности отеля. Завтрак был сервирован,  как классический утренний шведский стол, где можно было подобрать любую еду по вкусу: подавали овсянку, мюсли, сосиски, омлет,  вареные яйца, яичницу, нарезку разных сортов сыра, ветчины, фруктовый салат, овощи, выпечку, свежий хлеб, свежевыжатые соки:  апельсиновый и грейпфрут, и, конечно,  чай и кофе. На завтраке меня, так же как и в бизнес-классе «Сапсана», окружали в основном важные бизнесмены. По некоторым из них было видно, что ночь они провели очень весело и теперь пожинают плоды своих развлечений.


Второй рабочий день в Москве также оказался коротким. Московское руководство сочло возможным отпускать сотрудников на 2 часа раньше, чтобы у них была возможность проехать через город до того, как перекроют движение в связи с очередной репетицией парада Победы. Таким образом, мой рабочий день снова закончился около 4 дня.

Не дожидаясь водителя, я вышла на Дербеневскую набережную и отправилась в гостиницу. В этот день погода сменила гнев на милость. Холодный ветер утих, солнце, отражаясь в золоченых куполах, играло бликами на Москве-реке, вода своим  цветом темного песчаника напоминала воды Нила. Городской гул мегаполиса наполнял все вокруг меня, на набережной не было ни души, я широко раскрыла глаза и вздохнула. Москва входила в мое сознание.


Передо мной по берегам извилистой реки раскинулся город, полный изогнутых улочек, проспектов и транспортных колец, город сверкающих дорогих автомобилей, то взлетающих на холмы, то обрывающихся вниз, город, прорезающий небо Сталинскими высотками. Здесь ВДНХ, Рабочий и Колхозница, Кремль, Храм Христа Спасителя, Патриаршие пруды.  Здесь средоточие власти, бизнеса, бомонда,  поэтому здесь массово обитают представители деловой элиты, власти и, конечно, знаменитости. Где-то не так уж далеко от набережной, по которой, не спеша, прогуливаюсь я, меряют шагами московские мостовые Андрей Макаревич, Евгений Гришковец, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Эльдар Рязанов и другие.

Придя в гостиницу, мне надо было определиться с маршрутом прогулки. Мне казалось, я хочу посетить все маршруты. И «По следам кинофильмов: «Собачье сердце», «Покровские ворота»,и  увидеть булгаковскую Москву – пройтись по Патриаршим прудам и зайти в «нехорошую квартиру» на Садовой. Еще хотелось прогуляться по Тверской или подняться на Воробьевы горы, посетить Арбат и поблуждать в маленьких переулках, отходящих от него, чтобы проникнуться духом старой Москвы.


В гостинице я изучила путеводитель: все желаемые объекты находились в разных концах города. Я решила, что поеду на Воробьевы горы, к зданию МГУ, на знаменитую смотровую площадку, откуда открывается вид на всю Москву, чтобы получить очень общее представление о столице, а потом, если позволит время, поеду на Арбат. Прогулки по мотивам любимых фильмов и книг, я решила оставить на следующий раз.

Было очень тепло. Москва уже успела покрыться свежей сияющей зеленью, в отличие от наших северных широт, где только-только начали раскрываться листочки на деревьях. Все предвещало приятную прогулку.

Я решила начать со станции Университет. Путь в метро занял достаточно большое количество времени. Поезд тащил уставших пассажиров в гору и вдруг неожиданно вынырнул из тоннеля. Внизу отраженными в воде солнечными бликами сверкнула Москва-река, берега которой резко уходили вверх. Вот и Воробьевы горы. Выйдя из метро Университет, не заметить здание МГУ я просто не могла. Величественная сталинская высотка видна издалека.


Я прошла по направлению к главному зданию. Вообще все вокруг МГУ пронизано непередаваемой академической атмосферой, которая делает любого, кто с ней соприкоснется минимум на 10 лет моложе. Это чувствуешь сразу, как только выходишь из метро. По тенистой аллее спешат студенты с рюкзаками за плечами, то  и дело в яркой галдящей толпе промелькнет настоящий профессор в очках, берете и с тростью, слышны обрывки разговоров о грядущих экзаменах, сданных зачетах и курсовых, слышится и детский смех – здесь же вчерашние студентки прогуливают колясочки с младенцами, а мамы с опытом побольше выпускают своих едва научившихся ходить малышей побегать у стен альма-матер. Пару раз какие-то туристы спрашивали у меня дорогу к метро, из чего я сделала вывод, что со своим крошечным рюкзачком и целеустремленным видом, пожалуй, вполне вписываюсь в атмосферу этого большого дружного сообщества.


Здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова смело можно назвать величественным зданием.


Главный корпус имеет многоярусную структуру и насчитывает 36 этажей. Высота башни - 240 метров. Еще 58 метров высоты добавляет шпиль, увенчанный звездой диаметром 9 метров. Вплоть до начала XXI века главное здание было самым высоким зданием Москвы, но после строительства жилого комплекса «Триумф Палас» и офисных центров в «Москва-Сити» оно утратило этот почетный статус. Но ведь прошло-то примерно полвека.

Боковые корпуса Главного здания МГУ имеют 18 этажей, их венчают четыре башенки, оборудованные часами, термометром, гигрометром (прибором для измерения влажности воздуха) и барометром. В этих корпусах проживают студенты старших курсов. Подойдя поближе я с удивлением обнаружила, что именно эта часть здания буквально обмотана сетевыми проводами, тянувшимися во всевозможных направлениях из форточек. Вот она – знаменитая локальная сеть общаги, подумала я.

Еще более низкие 9-этажные ответвления предназначены для проживания аспирантов и преподавательского состава в более комфортабельных условиях.

Кстати многие считают, что самые большие – главные часы страны находятся на Спасской башне Кремля, однако это не так. Самые большие часы находятся именно здесь, на башне МГУ. Диаметр их циферблата - 9 метров. Длина минутной стрелки - 4,13 метров.

Главный корпус, как и все сталинские высотки, проектировался как автономное здание. Там есть столовые, магазины, заведения бытовых услуг, медицинский комплекс, собственное отделение почты и связи, типография, театр, кинозал и даже 25-метровый плавательный бассейн. Вполне реально прожить жизнь, вообще не выходя из этого здания.


Прогуливаясь по Воробьевым горам, в окрестностях Главного здания МГУ, я насчитала как минимум еще 5 учебных корпусов, увидела общежития, спортивный комплекс, яблоневый и ботанический сад. Все кругом утопало в свежей, только что распустившейся зелени.

Подъезд транспорта к Университету ограничен и незаполненное машинами идеальное асфальтовое покрытие с удовольствием эксплуатируют – велосипедисты от 2 до 80 лет, байкеры, любители радиоуправляемых моделей.


Идеальная картинка сложилась и на Алее Ученых, ведущей от МГУ к смотровой площадке. Вот семья – мама, папа и сын лет 5 запускают воздушного змея, все возбуждены и веселы: «Лиза! Подсекай его, подсекай!!!», «Мама – падает - держи!» Яркий красно-желто-зеленый змей-дракон то рвется в небо, напористо выдергивая веревку из рук женщины, то коварно норовит сорваться и запутаться стропами в ближайшем дереве. Мальчишка носится по траве, голова задрана вверх, глаза у него и у взрослых полны восторга.


Вот влюбленная парочка отдыхает в тени на скамейке, им не нужно слов, чтобы почувствовать себя хорошо. Прямо как в песне Макаревича – «Он был старше ее. Она была хороша…» Отмечаю для себя,  как часто в Москве мне встречаются разновозрастные парочки. Этих двоих,  несмотря на эту значительную, на мой взгляд, разницу в возрасте, нежность и любовь окутывает словно облако.


Вокруг нарисованного на асфальте миниатюрного трека, любители автогонок, вооружившись пультам дистанционного управления гоняют свои «болиды». Вы скажете, мальчишки забавляются. Ну, не сказала бы – на вид мальчишкам лет по 25-30, и подзаряжают они свои пульты от аккумуляторов солидных ланд круизеров и бмв.


Экскурсионные автобусы останавливались один за одним у смотровой площадки на Воробьевых горах. Туристы организованными группами следуют за своими экскурсоводами. Подойдя к парапету, я оглядела простирающийся во все стороны город. Отсюда и правда видно все значимые здания столицы – здание РАН, Кремль, Новодевичий монастырь, а вот странно-торчащая выбивающаяся из общей гармоничной картины группа зданий из стекла и бетона – Москва-Сити. Я жмурюсь от Солнца, очень тепло, даже жарко.


У перил стоит пожилой человек, рядом с ним велосипедным резиновым тросом к каменным перилам прикреплена видавшая виды подзорная труба, облупившаяся местами краска аккуратно подкрашена, старенькие шарниры заботливо смазаны маслом и блестят на солнце. В свое время она, наверное, была солидной оптикой.

Подзорная труба - точная копия своего хозяина. Это пожилой человек, одетый в парусиновые брюки и потертый на карманах некогда очень приличный плащ, на голове у него традиционный для пожилых москвичей берет. Он педантично аккуратен, подтянут и доброжелателен.

Я стою, облокотившись о парапет, я не фотографирую, и не прошу окружающих «щелкнуть меня на фоне вооон того здания».

- Девушка! Посмотрите в телескоп, это довольно занимательно, - обращается ко мне владелец трубы.
- Спасибо. А сколько стоит?
- О, голубушка, сколько вам не жалко.

Я на секунду замешкалась,  растерявшись.

- А, впрочем, смотрите даром, сегодня такой чудесный день, не правда ли?
- Спасибо, - отвечаю я, краснея.

Я поворачиваю во все сторону подзорную трубу, почетно названную телескопом. Я смотрю на столичные красоты, старичок поправляет телескоп, попутно рассказывая о том, что я вижу. Посмотрев во все стороны, я благодарю и протягиваю 100 рублевую купюру. Мы оба смущены. Он, конечно, берет деньги.

-Спасибо, девушка.

-Ну, что вы, это вам спасибо. За прекрасное настроение. А 100 рублей – это в фонд Телескопа.

Мы смеемся. Так легко и радостно я почувствовала себя впервые за все время пребывания в Москве.


Повернув, я стала возвращаться к зданию МГУ, припоминая легенды, окружающие это здание. Это и понятно – в былые годы информация о нем была строго секретна, что и породило всякого рода толки.


Например, многие считают, что под корпусом университета находятся холодильные установки, которые замораживают грунт, чтобы многотонное здание не «уплыло» к Москве-реке.


По официальным данным, его строили комсомольцы. Но есть и другая версия о том, что для возведения высотки были условно освобождены тысячи заключенных строительных специальностей. Существует легенда, согласно которой один из них, соорудив из листов фанеры подобие крыльев, совершил полет в сторону Москвы-реки. Продолжают эту легенду, как кому нравится: кто-то говорит, что новоявленный Икар был расстрелян охраной в полете, другие придерживаются мнения, что за смелость и находчивость он был помилован самим Сталиным.


Еще одна популярная легенда касается подземелий МГУ. Говорят, что под ним существуют какие-то таинственные подвалы – секретный подземный город, где в затерянных катакомбах спрятаны несметные сокровища и обитают не только приведения, что есть отдельная ветка правительственного метро, соединяя подвалы МГУ с Кремлем.

Пока я иду к метро, солнце начинает клониться к закату. Сев в поезд, я еду на Арбат, надеясь, что когда я выйду из-под земли, уже зажгут фонари.

Арбат – одна из визитных карточек Москвы. Это пешеходная зона в центре города, отмеченная своим неповторимым колоритом. Публику, прогуливающуюся по Арбату, особенно в вечернее время, можно разделить примерно на 2 категории – туристы и персонажи. Первая категория легко определяется по наличию в руках фотоаппарата, карты или путеводителя, а также особой суетливой манере обшаривать глазами все вокруг, обсуждая увиденное с товарищами. Одинокий турист - как я – скорее исключение, чем правило.


Я не достаю фотоаппарат, информация, почерпнутая из путеводителя, сидит у меня в голове. Я просто иду, пытаясь впитать в себя настроение Старого Арбата. Я то и дело сворачиваю в маленькие узкие улочки, примыкающие к нему, а затем возвращаюсь обратно. Здесь везде дух настоящей старой Москвы, той самой, которую так любят и превозносят коренные жители столицы. Коренные москвичи  –  элитарная очень немногочисленная прослойка населения, причем уровень благосостояния совершенно не важен, важна их порой вековая причастность к Москве. Некоторым из них врожденная интеллигентность не позволяет высказывать свое неодобрение приезжим незнакомым людям, других же ничто не останавливает от высокомерия и иногда даже презрения. Я лично никогда не сталкивалась с таким отношением, однако пару раз в метро наблюдала перепалки с классической фразой «понаехали тут».


А вечерний Арбат прекрасен, он как сцена, где находят свое место музыканты, художники и просто те, кто вышел показать себя миру. Я смотрю на каменную кладку мостовой, то и дело отмеченную именными камнями. Я не присматриваюсь, но почти уверена, что это личные отметины каких-то знаменитостей – мода, пришедшая к нам из-за океана.

В лучах заката, Арбат, застроенный, как и в прежние времена, невысокими домами, пестрит названиями банков, ломбардов и ресторанов. Но сохранились и островки культуры: по правую руку театр имени Вахтангова, где в тот день давали «Дядю Ваню» Чехова, а перед ним золотой фонтан, изображающий принцессу Турандот. Фонтан еще не заработал, и парочки влюбленных облепили его ступени.

Чуть далее памятник Булату Окуджаве, группа улыбчивых молодых скрипачей, не прекращая разговаривать между собой, исполняют «Времена Года» Вивальди. Пустой раскрытый футляр от скрипки намекает на то, что за музыку можно и заплатить. Но молодые люди со скрипками в руках – это уже вторая категория – персонажи.


К персонажам можно отнести и пару, стоящую среди слушателей Вивальди – это длинноволосая девушка с высокой грудью на неестественно высоких каблуках, в обтягивающей одежде, в сопровождении невысокого пожилого мужчины, попыхивающего дорогой сигарой и поблескивающего бриллиантовыми запонками. Они смотрят свысока, как хозяева жизни. Я не спорю – возможно, это так и есть. Но выглядят они забавно - как персонажи общего спектакля, разыгрываемого здесь.


Чуть далее дом, в котором жил Пушкин, а недалеко от него подвыпившие рокеры исполняют свои песни под гитару, и небрежно одетая девушка с затейливой татуировкой на шее, обращается к прохожим, и протягивая шляпу, и просит подать на пропитание бедным музыкантам. В этом тоже есть своя прелесть, рокеры ведут себя как положено – они пьют пиво и громко разговаривают – рядом Hard Rock кафе.


Напротив памятника Пушкину и Наталье Гончаровой расположился художник, демонстрирующий свое искусство праздным зрителям. За несколько минут он создает небольшие яркие композиции при помощи многочисленных баллончиков с краской и кусков газетной бумаги. Желающие могут приобрести футуристические шедевры, созданные за  5 минут.


И вот фонари Старого Арбата уже светят мне в спину. Пойдя его насквозь, я вхожу на станцию метро «Смоленская» и направляюсь в гостиницу. На утро мне предстоит еще пол рабочего дня в Московском офисе и путь домой.


На следующий день за работой время проходит незаметно. И вот я снова поднимаюсь на борт «Сапсана».  Мое место у окна, поезд летит, набрав скорость, и облака, плывущие по небу навстречу поезду, мелькают как в кино, когда режиссер хочет показать смену дня и ночи. Меня завораживает эта картина, я не читаю книжку, купленную на вокзале, а гляжу в окно, перелистывая странички своей памяти с картинками только что окончившегося путешествия.


Рецензии
Сколько раз была в Москве, - но прочитала с удовольствием. Всегда интересно посмотреть на знакомые места глазами другого человека. Хорошо написано. ))

Ольга Вольф   04.06.2010 17:19     Заявить о нарушении
большое спасиибо за добрые слова))

Надежда Сутырина   05.06.2010 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.