Зарождение платного образования

Однажды его знакомый банкир сказал:

- Главное – это иметь госзаказ. Мне все равно, что это будет за заказ. Пусть это будет замена канализационных люков в Москве. Только на госзаказах можно по-настоящему заработать.

В студенческие годы он не знал, что такое госзаказ. Но думал, что государству нужны инженеры. Государство заказывает у вузов инженеров. Вузы делают инженеров  и отдают их государству, тем самым выполняя госзаказ.

Вообще, до перестройки, всё и у всех официально заказывало только государство. Оно это само заказывало, само производило и само продавало, чаще всего своему же народу, у которого и заказывало. Так было и с инженерами, поэтому он согласился стать продуктом госзаказа для дальнейшего государственного распределения.

Он решил помочь производителям инженеров качественно выполнить госзаказ и стал учиться не за страх, а за совесть.

Начертательная геометрия – наука не сложная, особенно для того, кто умеет рисовать. Но в дни сессии он понял, что это не так. Когда он пришел сдавать эпюры, оказалось, что чертежи должны быть выполнены с машинной точностью. И если на чертеже формата А1 была хоть одна маленькая линия не ноль восемь, а ноль девять миллиметров, то Анатолий Степанович брал ручку и трясущейся с похмелья рукой ставил на чертеже жирный вопрос. Это означало «тройка» в лучшем случае, «все перечерчивай» – в худшем. Если студент хотел пятерку, первое – это он должен был забыть про свой чертеж; второе – это нужно было найти посредника со старших курсов; третье – нужно было купить водки и отдать ее посреднику.

Государству уже не были нужны инженеры, и ректор это знал. Анатолий Степанович знал, что ректор знал, что государству не нужны инженеры. Старый договор между государством и Анатолием Степановичем на производство инженеров был нарушен, поэтому Анатолий Степанович решил заключить новый договор со студентами на производство оценок в зачетке. Студенты заказывали Анатолию Степановичу оценки, Анатолий Степанович их чертил.

В ту сессию по начерталке, как и по остальным предметам, он согласился на тройки. До середины третьего курса он проверял, можно ли учиться по правилам. Тройки в зачетках говорили: «Нет!». Тогда он решил учиться «не совсем по правилам», то есть по правилам установленными учителями. Начиная с середины третьего курса, в его зачётке были только отличные оценки.

Так он впервые познакомился с платным образованием…


Рецензии