Игорь Смысловский - мемуары Глава 26

     Акимов всегда делал очень интересную экспозицию, так что наша задача была только оправдать порою очень неожиданные и даже спорные ходы.  Он вмешивался в нашу актерскую кухню, доверялся в этом отношении, на актерскую фантазию. Даже в мизансценах.  Но иногда давал задание на какую-нибудь ключевую потрясающую мизансцену, которую мог придумать только такой художник, как Акимов.

    Никогда не забуду великолепный трюк в «12 ничи», когда на явно живописном заднике, по нарисованной аллее вдруг появился актер Вениаминов, блестяще игравший роль Мальволио, и вызывал бурные аплодисменты в зрительном зале. Да! Акимов - это громада в искусстве и великолепная, выдающаяся личность в жизни.  Общаться с ним было удивительно увлекательно и интересно. Я очень уважал его и всегда испытывал рядом с ним свое ничтожество. В художника Акимова я был просто влюблен и безоговорочно принимал все его работы. Но надо по доброму вспоминать одну слабость Акимова. Он любил, когда его хвалят. Я всегда готов был хвалить его в захлеб, но никогда не делал этого, а уж если хвалил так только сдержанно и скромно, ибо видя со стороны как это делали другие, даже не совсем компетентные  в этом отношении люди, я опасался выглядеть подхалимом. Это качество в людях я не переносил всю жизнь и не переношу по сию пору.

       В коллективе чувствовал я себя хорошо. Постепенно завязывались хорошие дружеские дружеские товарищеские отношения. Труппа в момент моего прихода в театр было очень сильная. Чудесная женская пятерка ведущих актрис.  Юнгер, Зарубина, Сухаревская, Гошева, Скопина. Сходства между ними не было никакого, кроме одного. Они все были талантливы. К тому же и красивы. А в то время и молоды.
    Мужчины были тоже хороши. В первом ряду: Тенин, Гарин, Вениаминов, Киселев, Кравицкий. Сколько темперамента, юмора, изобретательности было в работе этих актеров. Кроме них было еще много интересных актрис и актеров., но о всех не раскажешь.

     Но такое мое окружение награждало меня большой радостью общения с ними на подмостках и в повседневной жизни. И молодежь хорошую подобрал Акимов. Словом труппа была на ять!
    Что же касается режиссуры, то штатных не было, но занимались этим актеры. Профессионально работал Эраст Гарин. Интереснейшая личность и актер. Любопытно, что он, бывший  мейерхольдовский актер, не мог или не хотел работать в качестве актера под чужой режиссурой и предпочитал сам ставить и сам играть. Но в спектакле «Тень» Е. Шварца он великолепно играл в Акимовской постановке героя. Талантливый был спектакль.

     Кроме Гарина блистали в нем Зарубина, Гошева, Тенин, Вениаминов. Блистал, конечно, и Акимов свим оформлением. И очень хорош был автор пьесы Евгений Львович Шварц. Я не в курсе, что написано об этом драматурге и человеке, но о нем надо писать, ибо кроме великолепного дарования драматурга, он был необыкновенным человеком. Он обладал обаянием ума, обаянием доброго характера, обаянием человека необыкновенной чистоты. Он был завлитом театра. От общения с ним становилось всегда очень тепло на душе.

      Пробовали себя в режиссуре Паша Суханов и Иосиф Ханзел. Но бывали и приглашенные режиссеры. Мне посчастливилось встретится с режиссером Ремезовой Александрой Исаковной. Режисер театра Вахтангова. Ставила она «На бойком месте» - Островского. Тихая, необыкновенно деликатная она незаметно для актера подводила его к тончайшим обобщениям и глубокой правде. Чуткая,интеллигентная, умная женщина. Бай Бог ей здоровья и сил для дальнейшей работы в театре Вахтангова. С ней я сделал роль «Бессудного». В этой роли опять помогло партнерство. Опять мои сцены в основном с великолепной Ириной Зарубиной. Но какие разные отношения у нас с ней были в двух спектаклях.
      В «12ночи» искриство, озорные, открытые, то на «Бойком месте» глубоко лежащие на дне души, суровые и затаенные. Когда имеешь хорошего партнера, с которым легко найти общий настрой, тогда испытываешь счастливые минуты. Очень бережно надо относится к партнеру и его поискам. В конечном счете это выигрыш для тебя. Это я понял.


         Ленинградский театр комедии был любим и уважаем в городе. Не говоря уж, что спектакли всегда шли с абсолютным аншлагом. Ленинрадцы любили актеров этого театра. Хорошо всех знали и узнавали. Я это почувствовал через полгода работы в театре. Как-то в магазине Елисеева, я услышал за спиной шопот: «Это артист Смысловский». Прямо скажу это было неожиданно и приятно.
     Отличались и ленинградские критики: Цимбал, Дрейден, Малюгин. Они не только профессионально и интересно рецензировали спектакли, но хорошо знали каждого актера и следили за ним из спектакля в спектакль. И порой вспоминали, сравнивали, обобщали и делали выводы.

       Театр Акимова, так москвичи величали театр Комедии, и это было справедливо, ибо все лучшие качества шли от Николая Павловича. Вкус, юмор, культура. А с каким бурным успехом проходили его встречи в доме актера и в других местах. Многие его остроумные реплики подхватывались и передавались в народ. Некоторые полагали, что он суховат, но они жестоко ошибались. Николай Павлович был очень добрым и отзывчивым человеком, это я испытал на себе, о чем буду вспоминать ниже.


Рецензии