Эссе о Ньютоне
Скупой на похвалы Вольтер писал: «Если истинное величие состоит в полученном в дар от неба могучем разуме и в пользовании этим разумом для просвящения себя и других, то такой человек, как Ньютон (а подобных людей едва ли можно насчитать одного в течение 10 столетий), есть поистине великий человек.
Ньютон был чуть ли не «новым Моисеем», которому Бог явил свои законы, начертанные на скрижалях».
(«Исаак Ньютон: Величие Научного Подвига и Единение Науки». «Электромагнитные Явления», Том.1, №2, 1998, издание харьковского Института теоретической физики)
«Он считал мироздание криптограммой, составленной самим Всевышним».
(ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс)
«Он самый счастливый — систему мира можно установить только один раз».
(французский математик и механик Жозеф Луи Лагранж)
Всем известно, что Ньютон – это научный гений, который, грубо говоря, «переработал всю предшествующую физику» и оставил нам такое научное наследие, которое до конца еще так и не освоено человечеством, хотя после его смерти прошло уже 283 года.
Великий английский физик, механик, астроном и математик, заложивший основы современного естествознания, член научного общества Тринити-колледжа, магистр, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества, почти четверть века - бессменный президент Лондонского королевского общества.
В апреле 1705 года королева Анна посвятила Ньютона в рыцари. После этого его стали называть «сэр Исаак Ньютон». Впервые в английской истории звание рыцаря было присвоено человеку за научные заслуги. В результате Ньютон обзавёлся и собственным гербом, и своей родословной.
Однако, обо всех его заслугах не трудно прочитать в других источниках. Поэтому не перечислению научных и общественных подвигов Ньютона посвящено данное эссе. Я бы хотел рассмотреть свойства его личности с чисто человеческих, более близких всем нам позиций.
4 января 1643 года (по новому стилю) в семье мелкого, но зажиточного английского фермера в деревне Вулсторп графства Линкольншир родился мальчик, которого назвали Исааком – также как и его отца. К сожалению, отец и сын так и не увидели друг друга: отец умер за 3 месяца до рождения своего сына.
Младенец Исаак родился недоношенным; бытует легенда, что после рождения он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке. Однажды он выпал из этой рукавицы и сильно ударился головкой об пол.
Родившийся до срока Исаак был таким хилым и слабым, что священник Варнава Смит посчитал, что он «не жилец», поэтому его долго не решались крестить. И всё же он выжил, был крещён, и назван Исааком в честь своего покойного отца.
Сам Ньютон впоследствии говорил: «По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в большой пивной кружке». Однако, этот слабый младенец, всем на удивление, выжил и, как ни странно, за всю свою долгую жизнь почти никогда не болел.
Когда Исааку исполнилось три года, его мать решила вторично выйти замуж и уехала в дом к новому мужу, а сына оставила на попечении бабушки. Так они и жили с бабушкой — в маленьком сельском домике из серого камня, окруженном редким плетнем. Материально семья была достаточно обеспечена, поэтому ребенок ни в чем не нуждался, но материнской ласки и внимания мальчик был лишен.
Много позже, лет через десять после смерти отчима девятнадцатилетний Ньютон включил в подготовленный им к исповеди перечень своих грехов и свои детские угрозы: сжечь дом отчима и своей матери. Видимо, желание отомстить матери за свое обездоленное детство не покидало его долгие годы.
Такими трудностями, недоверием, непониманием и обидами детства можно, пожалуй, объяснить и всю последующую нелюдимость и желчность Ньютона, которая проявлялась у него в отношениях с окружающими.
Ньютон рос болезненным и необщительным, склонным к мечтательности. В отроческие годы он отличался от сверстников полным равнодушием к шумным забавам и пристальным интересом к любой работе, требовавшей каких-нибудь орудий, инструментов или приспособлений.
Он мог часами наблюдать за плотником или кузнецом, а потом сам, как мог, повторять увиденное. Его привлекали поэзия и живопись, он любил мастерить бумажных змеев, самокаты, водяные часы, педальную повозку.
Когда он, наконец, понял принцип работы ветряной мельницы, то тотчас построил себе маленькую ее модельку, в которую поселил мышонка. Чтобы поесть, мышонок каждый раз должен был взбираться наверх к мешочку с зерном и при этом вращать мельничное колесо.
Через восемь лет после отъезда из Вулсторпа мать Исаака вновь овдовела. Только тогда она вернулась к своему сыну с тремя новыми детьми, которых она родила от Смита.
Вскоре после возвращения матери Исааку исполнилось двенадцать лет и его отправили на учебу в графство Линкольншир, в учебное заведение Кингсскул, располагавшееся в Грэнтеме. Поскольку эта школа находилась далеко от родных мест, мальчик не мог ежедневно возвращаться оттуда домой - он поселился в семье местного аптекаря по фамилии Кларк.
Начало школьной жизни было для Исаака трудным. Он был слабым мальчиком и учился плохо. В доме аптекаря, где жил Исаак, он получил элементарные сведения по химии и увлекся алхимией. Много времени он проводил в библиотеке, выписывал из книг сведения о правилах рисования пером и красками, о химических опытах, о лекарственных травах и медицинских снадобьях. Все эти книги были на латинском языке.
Друзей у Исаака в школьный период не было. Сам он от природы был не общителен, а помочь ему найти общий язык с деревенскими мальчишками было некому. Мальчишки не слишком хорошо были к нему настроены еще и потому, что он всегда оказывался победителем в любых играх, где требовалась сообразительность, в играх он, бывало, сам придумывал новые правила или совершенствовал старые. Среди сверстников он был очень одинок.
Однажды одноклассники избили его до потери сознания. Переносить такое для самолюбивого Ньютона было невыносимо. Ему оставалось только одно: выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что по результатам учебы занял первое место в классе.
Осенью 1660 года директор школы Стокс поселил Ньютона у себя и занялся его подготовкой к Кембриджскому университету. Исаак занимался латынью, учил древнегреческий и французский языки, штудировал текст Библии. Его учитель Стокс и дядя Уильям были уверены, что их любимец станет знаменитым богословом.
В Грантеме Исаак прочитал книги Джона Уилкинса «Математическая магия» и «Открытие нового мира на Луне». Он узнал о механических машинах, линзах, вечном двигателе для путешествия на Луну, системе мира Коперника и законах Кеплера. Эти научно-популярные книги разбудили гений Ньютона. Он страстно пожелал посвятить себя научному познанию как одной из форм служения Богу.
Интерес к технике заставил Ньютона задуматься над явлениями природы, он углубленно занимался и математикой. Как об этом позже написал Жан Батист Бие: "Один из его дядей, найдя его однажды под изгородью с книгой в руках, погруженного в глубокое размышление, взял у него книгу и нашел, что он был занят решением математической задачи. Пораженный таким серьезным и деятельным направление столь молодого человека, он уговорил его мать не противиться далее желанию сына и послать его для продолжения занятий".
Он любил одиночество, его голос слышали редко. Одиноким он оставался на протяжении всей своей жизни. Он терпеть не мог никаких споров, особенно научных. А размышлять и писать он любил. В своем уединении этот тихий, молчаливый человек совершил переворот в отношениях человека и природы, в нашем миропонимании. Он создал язык классической науки, на котором она думает и говорит уже три века.
Студентом он стал только в 1664 году, но и тут поначалу ничем замечательным себя не выказал. Этот 1664 год в жизни Ньютона был богат и другими событиями. Ньютон пережил тогда творческий подъём, начал самостоятельную научную деятельность и составил себе (из 45 пунктов) масштабный список нерешённых проблем в природе и человеческой жизни.
В Кембридже, он жил как-то незаметно. Он сторонился веселых студенческих компаний, избегал вечеринок, а если и приходил в компании, то не пил, мало ел и сидел на таком веселье словно по принуждению.
Согласно воспоминаниям соседа по комнате, Ньютон беззаветно предавался только учению, забывая при этом и про еду, и про сон. Вероятно, несмотря на все трудности, это был именно тот образ жизни, которого он сам себе желал. Он был очень прилежным студентом, глубоко интересовался математикой. При этом он не выставлял себя напоказ, поэтому нам и невозможно проследить, как буквально за несколько лет произошло это сказочное превращение вчерашнего провинциального школьника в совершенно самостоятельного и оригинального исследователя. Этому нет никаких объяснений, никаких толчков извне, никаких побудительных причин. И мы можем только догадываться, какой созидательный процесс шел постоянно в глубинах его могучего мозга.
В эти студенческие годы уже окончательно сложился характер Ньютона — научная дотошность, стремление во всем дойти до сути, нетерпимость к обману, клевете и угнетению, равнодушие к публичной славе. И, несмотря на эти хорошие задатки, у него по-прежнему не было друзей.
Судя по студенческим тетрадям Ньютона, он и в эти годы продолжал мастерить (в основном, научные инструменты), увлечённо занимался оптикой, астрономией, математикой, фонетикой, теорией музыки.
Научной опорой, идейными вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были физики: Кеплер, Галилей и Декарт. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира.
В студенческой записной книжке Ньютона есть интересное высказывание: в философии не может быть государя, кроме истины… Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру, Галилею, Декарту и на каждом написать: «Платон — друг, Аристотель — друг, но главный друг — истина»
Относительно своего метода научных исследований Ньютон как-то написал: «Я постоянно держу в уме предмет моего исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск постепенно и мало-помалу не превратится в полный и блестящий свет».
Итак, луч его гения в 1666 году высветил закон всемирного тяготения. Однако, в характере Ньютона была одна странность — он не любил публиковать своих работ. Ньютон уже знал, какие силы держат на небе Луну, но мир узнает об этом только через 20 лет. Он был очень нетороплив и очень обстоятелен.
В 1692 году маленькая собачка Ньютона по кличке Алмаз в отсутствие хозяина опрокинула свечу на кипу рукописей, которые сгорели дотла. Вряд ли какая-нибудь другая собака нанесла человечеству столь большой ущерб. После этого Ньютон был на грани психического заболевания, некоторое время он вообще не мог работать. Некоторые биографы именно с этим событием связывают дальнейшее проявление его болезненного самолюбия, властной нетерпимости ко всем, кто работал в науке в областях, близких к сфере его интересов.
Именно после этого тяхелого удара Ньютон с желчным раздражением написал слова, которые и в наши дни иногда звучат, к сожалению, очень справедливо: «...Я убедился, что или не следует сообщать ничего нового, или придется тратить все силы на защиту своего открытия».
Однако, гениальная творческая интуиция не изменила Ньютону даже в конце его жизни. Уже в старости он подолгу наблюдал за искрами, которые проскакивают между иголкой и натертым шерстью янтарем, при этом он писал, что они напоминают ему маленькие молнии. Он чувствовал, что стоит перед вратами чего-то нового и таинственного. Это был еще никем не исследованый огромный мир электричества и магнетизма. Ньютон был готов распахнуть этот мир, но у него не хватило времени.
Ньютон был удивительным домоседом и за всю свою жизнь никогда не отъезжал от родного дома дальше, чем на 180 километров. Он никогда не пересекал Ла-Манш и вообще не оставлял свою Англию ни на один день. О нем трудно писать: никаких приключений, никаких невероятных случаев, никаких ярких событий. Вероятно, где-нибудь в гостях или в толпе вы бы и не обратили внимания на этого молчаливого, неостроумного человека ниже среднего роста, имеющего самую заурядную внешность.
Говорят, что он был плохим собеседником, в разговоре мог внезапно замолчать и глубоко задуматься. Тогда взгляд его быстрых, живых глаз как бы застывал. Такие мужчины не пользуются успехом у женщин, поэтому Ньютон так никогда и не женился. Влюбился он тоже всего один раз, когда учился в школе в Грэнтэме. Его избранницу звали мисс Сторей, и она была очень хорошенькая. Эта девочка и осталась единственным романтическим образом всей его жизни. Верность этому образу он сохранил навсегда. Даже в глубокой старости он навещал свою старушку, в которую превратилась очаровательная когда-то девочка.
Ньютон глубоко верил в механистическую картину мира. После того как он уже полностью построил свою механику «и на земле, и на небе», он написал следующее: «Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы, ибо многое заставляет меня предполагать, что все эти явления обусловливаются некоторыми силами, с которыми частицы тел, вследствие причин пока неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга. Так как эти силы неизвестны, то до сих пор попытки философов объяснить явления природы и оставались бесплодными».
В конце 1703 г. его избрали президентом Королевского общества. К этому времени Ньютон уже достиг вершины своей славы. В 1705 г. его возвели в рыцарское достоинство, но, располагая большой квартирой, имея уже шесть слуг и богатый выезд, он по-прежнему оставался одиноким.
Пора активного творчества была уже позади: в последующие 20 лет Ньютон не выпустил ни одного нового научного труда. В эти годы он ограничился лишь подготовкой издания "Оптики", переизданием труда "Математические начала натуральной философии" и толкованием Священного Писания (ему принадлежит толкование Апокалипсиса, а также сочинение о пророке Данииле).
Ньютон закончил и математически оформил идею Аристарха Самосского, жившего больше чем за тысячу лет до него, о вращении Земли вокруг Солнца, дал научное строение Солнечной системы, разработал точное и с тех пор нерушимое геометрическое о ней представление.
Основные ньютоновы достижения сохранились до сих пор, но они получили дальнейшее развитие. Последующее их понимание коренным образом изменилось. Ньютон понимал реальность в рамках древнего эллинского миропредставления. При этом нам необходимо учитывать ту историческую научную обстановку, в которой он работал.
Ньютон прожил 85 лет и, в основном, отличался хорошим здоровьем. Умер он в Кенсингтоне, под Лондоном, 31 марта 1727 года. Незадолго до смерти он был весел, смеялся, беседовал с врачом, читал газеты. А ночью просто и тихо умер. Незадолго до смерти, словно оглядывая свою жизнь, такую спокойную внешне и такую неистово бурную внутренне, Исаак Ньютон сказал такую фразу: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».
Многие открытия Исаака Ньютона были опубликованы на 20-40 лет позже того, как они были сделаны. Ньютон не гнался за славой. В 1670 году он писал Джону Коллинзу: «Я не вижу ничего желательного в славе. Даже если бы я был способен заслужить её, это, возможно, увеличило бы число моих знакомых, но это как раз то, чего я больше всего стараюсь избегать».
К концу своей жизни Исаак Ньютон вообще остался в одиночестве. У него не было даже учеников, которым он ног бы передать свой архив и свои дневниковые записи с научными рассуждениями и доказательствами.
Менее чем за полгода до своей кончины он, никому не адресуя, пишет письмо-послание, о котором в ученом мире мало кому известно. Вот оно:
"Письмо к Тому, Кто сможет сделать То, Чего не сумел сделать Я. Я, великий физик и ученый муж Ньютон Исаак, раскаявшийся во всем, что было сделано и не сделано мною, и признавший свою несостоятельность в вопросах физики, передаю сей труд в руки Того, Кто сможет сделать То, Чего не сделал Я, осознает полученные мною знания и сохранит переданные мне реликвии властвующей над всеми и вся Природы... Я прошу Тебя, о Добрый Друг моих изысканий, передать То, Что Ты здесь найдешь, людям... На сем остаюсь раб Твоей Воли и поступков, "учитель физики и лжи", Исаак Ньютон!".
Свой первый научный труд (октябрь 1666), излагавший основы анализа, он вообще не стал публиковать, его нашли лишь 300 лет спустя.
Использованные источники: http://www.yperboreia.org/newton.asp
http://ru.wikipedia.org/
http://www.friendship.com.ru/
Некоторые, более ранние мои произведения вы сможете найти на моем сайте:
http://hammer.bas.lv
02.06.2010 Сегрим
Свидетельство о публикации №210060200542