002Люмьером можешь ты не быть

Лекция (глава) вторая.
Убийственная.
Или что делать, если оператор погиб в расцвете лет.


Предположим, вам повезло, и вы стали Фофой (см. первую лекцию). То есть научились элементарно приводить камеру в рабочее состояние, примитивно брать более-менее оправданный кадр и плавно, без рывков и тремора, нажимать на кнопку пуска. Это так прелестно, что окружающий мир сразу напрягается в ожидании ваших действий. Вот тут и наступает то, что на языке медиков называют запором. А на языке актёров ступором.
Что снимать?
Этот вопрос уже более чем полторы сотни лет волнует не только жриц древнейшей профессии, но и жрецов профессий помоложе. То есть, фотографов, кино и видеооператоров. Правда, жрицы пытаются снимать с себя, а остальные – вокруг себя. Не возникает вопрос «что снимать?» лишь у порнографов, готовых фотофинишёрски жать на кнопку постоянно, и получающих от этого неизъяснимое наслаждение.
Однако, это вовсе не праздный вопрос для фотофинишера-порнографа, который хочет хотя бы попытаться стать оператором. Потому что прежде, чем понять, как надо снимать, всё же полезно будет узнать, а что, собственно, снимать необходимо. Кстати, это будет первым шагом от звания Фофы к следующей ступени осмысленного действия съёмки и званию АПОни, то есть ассистента погибшего оператора.
Самым неожиданным отличием кино- и видеокамеры от фотоаппарата для Фофы является необходимость довольно частого перемещения не столько аппарата для съёмки, сколько самих объектов съёмки. Всяких там людей, животных, механизмов и природных явлений. Ведь как просто было с фотоаппаратом! Нажал на кнопку абы как, закурил, размышляя о превратностях судьбы (так хочется снять, вовсе не фотографически, во-о-он ту симпатичную самочку, а приходится фотографировать всякую хрень для заработка), а уже после фотосессии (название, однако, какое-то студенческое!) взял, да и смонтировал необходимое изображение, советуясь с бутылочкой шабли… пардон, я увлёкся. Конечно же, с бутылочкой дешёвого турецкого «Клинского».
АПОня – уже не примитивный Фофа, потому и дешёвое «Клинское» не употребляет. А, допустим, «Старопрамен».
Согласно применяемым после трудовой смены напиткам, и мысли у новоиспечённого АПОни вырастают до нового уровня в соответствии с новым званием. Так вот, АПОня уже способен понять, что бессмысленное сопровождение видеокамерой любого интересующего объекта становится таким же бесполезным занятием, как и порнография, если не завершается результатом в виде приемлемого для просмотра фильма. И, стало быть, необходимо понимать элементарные законы управления вниманием зрителя, чтобы не услышать от этого зрителя в свой адрес матообразованные словосочетания.
Пример того, что надо снять: девушка идёт по улочке.
Просто идёт.
Фофа поставит камеру и снимет, что идёт девушка, представляя себя одним из братьев Люмьер. Младшим. Пока девушка не исчезнет в конце улочки. Фофовская съёмка улетит в корзину, сопровождаемая эпистолами.
АПОня снимет проход девушки на себя с земли. От себя с уровня плеча. Проведёт средним планом идущую девушку сбоку, идя вместе с ней. Даже, быть может, снимет её ножки на шпильках, цокающих по асфальту. Или крупно – колышущуюся девичью грудь. Чем, собственно, АПОня поможет монтажёру закрыть временную дырку в фильме секунд на тридцать. Хотя сам фильм это уже не спасёт.
Отсюда вывод: АПОня прекрасен в эпизоде, но уловить или сформулировать суть целого, в отличие от оператора, он не способен. Кстати, даже набор АПОньских планов идущей девушки, наверняка, будет не самый изысканно снятый. Потому что почерк вырабатывается лишь у думающего и ищущего оператора. Да и то, после нескольких лет таскания всяких железяк, в том числе и камеры со штативом. А потому – оператора необходимо беречь, чтобы он не погиб в расцвете лет. Покупайте для него хороший коньяк! Это спасёт всех.
Если АПОня не остановится на достигнутом эпизодизме, а приучится мыслить масштабами целого произведения (к чему, кстати, хорошо подвигает чтение классических рассказов и повестей, а не детективов и газет), у него появится реальный шанс перейти на ступеньку выше, и стать ПОПом. То есть помощником оператора преданным.
Но об этом – в следующей главе.


Рецензии