Свобода-1
Экономическая сфера. У супертоталитарного режима, каким был наш коммунизм, все было под контролем, никакой самостоятельности не позволялось, частная собственность была проклята. Части граждан из т.н. низов понравилось ни за что не отвечать; все дела вершили государственные чиновники под присмотром партии. В распределении – никому ничего лишнего, все одинаково бедны. Нет свободы – и не нужна она, достаточно того, что можно свободно двигаться по стране, по городу, по деревне, можно свободно сходить в кино, в театр, в магазин, в баню; можно свободно выбрать брачную пару. Свободно напиться. Однако значительнейшая часть народа страдала от экономической скованности.
Духовная сфера. Для духовного развития народа нужна свобода. Литература. Немного свободы давали цари, но ее хватило, чтобы у нас появились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов и т.д. Чтобы у нас появились великие художники и музыканты. И великие ученые, масштаба Менделеева, великие философы, масштаба В. Соловьева. Можно далеко продвинуть экономику, иметь рост ВВП по десять процентов в год, однако вопрос о том, есть на свете тот или иной народ – решает культура, решает степень развития духовной сферы. Что бы мы знали о Древней Греции и Древнем Риме, если бы они не оставили после себя великую культуру? Народы без развитой культуры исчезают бесследно, почти бесследно.
Политика. Устройство государства, способ политической жизни. Греческую демократию мы до сих пор изучаем, а устройства татаро-монгольских завоевателей мало кого интересует – слишком они примитивны. Там, где нет свободы, жизнь в государстве протекает скрыто, вяло, скучно. В нем идет, в основном, борьба с инакомыслием и подготовка к войне. Основным принципом современного цивилизованного государственного устройства является парламентаризм со всеми его свободами. Ему присущи многопартийность, свобода научного и художественного творчества, свобода совести и средств массовой информации.
Что представляла собой советская система? Смесь двух принципов – татаро-монгольского и европейского. Сталин – «Чингисхан с телефоном» и в то же время – политик, создавший конституцию, в которой были прописана все права человека. Кто-то даже сравнил ее с американской конституцией. У нас существовали законодательный орган – Советы, исполнительный орган – Правительство, «независимый» суд, «свободная» пресса. Мы даже на выборы ходили. Но без выбора. На двух стульях сидела советская власть и, в конце концов, «сползла», очутилась «под столом». На Востоке свободен один, писал Гегель. Вот и у нас был свободен один. Один вождь, одна партия.
Из писателей на советскую власть работали одни лизоблюды, бесплодные борзописцы, подобные Маркову, Кочетову. Настоящие писатели были антисоветчиками, их держали или в лагере, или под домашним арестом, или изгоняли из страны: Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Варлам Шаламов, Михаил Булгаков, Юрий Домбровский, Олег Волков, Анатолий Жигулин, Владимир Войнович, Александр Зиновьев, Владимир Максимов, Василий Аксенов, Виктор Астафьев, Виктор Некрасов, Александр Солженицын, Василий Гроссман, Георгий Владимов, Евгения Гинзбург и др. Александр Твардовский, которого власть травила как «подкулачника», был просто великим русским поэтом. Шолохов – двуликий Янус: автор «Тихого Дона» и автор просоветской «Поднятой целины». Талантливый писатель Фадеев понял, куда его завели – застрелился. Немало русских писателей, включая Бунина, Набокова,Шмелева, настоящих патриотов и противников нашего режима, творили за границей. Мандельштам из лагеря не вернулся, Шаламов отсидел 20 лет, Волков – 27, Жигулин – 10, Солженицын – 8, Гинзбург – 10… Силен русский народ! Его давили чужаки и наши – а он еще пишет, сочиняет музыку, создает науку.
Наука. Генетику и кибернетику пропустим. А что стало с философией? Говорят, лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить пить. Но это лошадь. А философов заставили принудительно «пить» марксизм. Такова советская власть, таким «искусством» обладали вожди. Лишь немногим из «любомудров» удалось сохранить свое «Я» в неприкосновенности. Столько они насочиняли за 70 лет! Куда теперь все это вывезти? В XX веке Россия ничего не прибавила в философии, если не считать работы тех мыслителей, включая Бердяева, которых отправили на философском пароходе за рубеж. Конечно, культура после Советов осталась. Но это культура жизни в зоне – в Большой зоне и в ГУЛАГе. Это культура жизни в условиях несвободы. 2 июня 2010 г.
Свидетельство о публикации №210060200659