003Как перестать быть учеником

Глава (лекция) третья.
Алхимическая.
Или о том, что все учителя – обманщики.


Парадоксальное название, не правда ли? Но мысль, которую я сформулирую, элементарна и доступна любому одному из миллиона, который хоть раз пытался самостоятельно идти дорогой каких-либо открытий в науках или ремёслах. И потому мне придётся сделать пространное отступление. Просто ради того, чтобы АПОня (см. предыдущую лекцию), к коему и относится эта глава, смог понять способ операторского мышления и сумел подняться на уровень ПОПа, то есть помощника оператора преданного.
Период науки, называемый ныне алхимическим или средневековым, во времена нынешние и тутошние представляется чуть ли не дремучим, точно пещерные времена. Ах, как мы, современники, высоко возносимся в своих мечтах и мыслях, по сравнению с недалёкими нашими предками! Разве могли они, как мы сегодня, мечтать о навороченном внедорожнике или домике на побережье Флориды за бесценок (после экологической катастрофы, в очередной раз устроенной гигантом химии «Бритиш Петролеум»)?!.. А как комфортно текут наши мысли на уютном итальянском унитазе! Не то, что в средневековом лесу, в лопухах, с комарами и мошкарой, облепившими попу…
И чем вообще занимались наши предки-алхимики? Искали секрет философского камня, чтобы добывать золото из свинца. Даже Леонардо да Винчи, который подарил миру открытие трёхмерной перспективы и очерёдности планов на двухмерном холсте, и давший возможность создания современной живописи, светописи (фотографии и кино) и электронописи (ТВ и видео) также был человеком средневековья. Таким же алхимиком, как и тысячи ему подобных. Примитивы! То ли дело сегодня: чтобы получить много золота, достаточно найти не камень, а человеческое чиновничье сердце, смягчив его хорошим количеством дензнаков, которые он тебе разрешит украсть. В общем, предки были простаками. Даже непонятно, как от таких глупцов со временем появились такие продвинутые и талантливые особи, как современное человечество.
Но самое забавное, что практически все основные профессии, составляющие костяк цивилизации, оформились в своём утилитарном виде именно благодаря средневековью. Так же, как из алхимиков вышли химики, физики, математики и инженеры, из инквизиторов со временем вышли психологи, биологи и медики. И только олигархи, эти вечные дети лейтенанта Шмидта, являются наследниками уличной шантрапы, никаких ремёсел, кроме карманничества, не знающей. Так что в широком смысле, любой современный специалист, зарабатывающий знанием, трудом и умением, от пролетария до академика, - суть ученик алхимика. Просто через семьсот лет.
Отбросим рассуждения метафизиков о практической невозможности донесения до учеников истинности учения на примере двенадцати апостолов. Представим, что учителя истинно верят в свои знания, которые передают в заповедях и учениях. И ученики, слепо верящие учителям, узнают, как когда-то, что Земля стоит на трёх китах, а небесная твердь усеяна бриллиантами созвездий. Даже наш современный образный язык выражает всего лишь древние учения и лекции наших пращуров своим потомкам. Видимо, пройдя в своём развитии период не просто отвержения неверных данных, но и злой иронии по поводу низверженных авторитетов. Но ирония со временем угасает, уже не соотносясь с реальными персонажами, и превращается в образный язык и поэзию, замешанную на ностальгии по прошлым векам и тысячелетиям. Так вот, чтобы не остаться в вечных учениках, необходимо суметь перерасти своих учителей. Не размерами пивного живота, конечно, или количеством накопленных дензнаков, а именно тем, что определяет соотношение зависимости «учитель-ученик». Когда ученик может либо дополнить знания учителя, либо опровергнуть их ради истины, - он сам становится учителем. Элементарный вывод, но как мало способных на подобные поступки субъектов встречается в истории и в жизни! Скажи мне, что ты создал сам, и я скажу, где тебя похоронят (шутка).
Операторское ремесло – одно из редких, которое не вписалось в линейку оцивилизовывания одних народов другими, или угнетённых классов угнетающими. Представьте себе саму возможность видеосъёмки во времена массовых европейских, североамериканских или филиппинских казней и погромов, и легко поймёте, что такой профессии очень быстро не стало бы вместе с её носителями. Понадобилась некая усталость правящих классов после двух мировых боен и разделения пирога в виде планеты Земля, чтобы придумать развлечения для плебса в виде телевидения и управление сознанием масс в виде интернета.
АПОня, всё же изъявивший желание стать ПОПом, балансирует на тонкой грани человека, имеющего возможность получить серьёзную профессию вроде тракториста, акушера, повара или ассенизатора, и лезущего в несерьёзную профессию, реальных плодов не дающую. Но порождающую головную боль и муки творчества. Это когда голова болит, а спиртное уже не помогает. И потому, если АПОня, изучив законы композиции, приёмы и способы монтажной съёмки, да отработав до рефлексии работу с камерой, всё же решился стать ПОПом, то тренировать своё свободное творческое мышление он просто обязан пока что на водке.
Тем самым, оставляя средства на творческий коньяк для оператора.


Рецензии