Завитушки

       Наконец-то закончили изучение букваря. Учительница сказала, что теперь можно и в школьную библиотеку записаться. Прихожу в библиотеку после занятий, а там - очередь. Заполнила библиотекарь на меня формуляр, а потом говорит, чтобы подпись поставил. Оказывается, пока болел прошедшую неделю ангиной, всем было дано задание научиться расписываться.


  К моему стыду тут выяснилось, что не умею расписываться, не приходилось до этого свою подпись где - либо ставить.
   - Я же не председатель колхоза и не секретарь сельсовета, - говорю библиотекарю, -  а всего - навсего, первоклашка…
   - Вот беги к отцу и научись расписываться, - сказала  она,-  тогда и книгу получишь. Подпись ставить, Леня, это тебе не в снежки играть...

  Стало ясно, что спорить бесполезно... Со слезами на глазах  выскочил на морозную улицу, они тут же в льдинки превращались. Прибежал к дому, а ворота заперты изнутри. Долго не мог через забор перелезть. Папа тут плач услышал, отворил. Стою на пороге зареванный, замерзший. Не раздеваюсь.
    Отец с перепугу понять ничего не может.
 - Да говори толком - что случилось? - уже в который раз пытается понять мое бормотание.
- Ты, случаем, не двойку схватил?

 - Что с тобой, внучек? - Это подошла ко мне бабушка Аня из горницы. Стала успокаивать, сама по голове гладит. Она первой и поняла суть проблемы, с полуслова бабушка меня всегда понимала. Стоит мне, бывало, только подумать перед сном про блины или лепешки – а рано утром они уже на столе лежат горяченькие…
 - Эк, что сморозили! Пацаненка гнать по морозу из - за такой глупости! У нас раньше все неграмотные крестик вместо подписи ставили, - завозмущалась он.


   Полчаса шло обучение. Папа придумал несколько вариантов подписи, но один больше всего мне понравился:там были две красивые завитушки, а первую букву фамилии он совместил с первой буквой имени моего. Стал я повторять на бумаге тот вариант вслед за ним. Своей подписью целый тетрадный лист исчеркал. Всем она понравилась.

      Ломоть хлеба сунул в карман и понесся снова в библиотеку. Как на крыльях летел по улице.
   "Только бы успеть, - думаю, - а то закроется библиотека".

   Успел - таки. Первая моя книга называлась: «Русские народные сказки» - новенькая, пахнущая типографией, в блестящей обложке с красивыми иллюстрациями. Вернулся домой, а там, как назло, света нет, авария случилась на колхозном дизеле. Стал лампу керосиновую искать. Нашел  в кладовке, а керосина в ней нет.


     Бабушка к тому времени принесла со двора березовых дров и печку стала растапливать.  Присел у той печки - буржуйки со своей книжкой, печка дохнула теплом. При свете бликов огня стал читать. Бабушка все подкидывает да подкидывает поленья, чтобы было посветлее. Сама рядом подсела, кулачок под голову положила и слушает меня. Пламя в печке ярко разгорелось, поленья горят, потрескивают. Красноватые отблески пламени по потолку волнами пробегают. Жарко рядом с печью сидеть. Свитер скинул, в майке читаю.


    Братик Толя на полатях затаился, не шелохнется. Просит меня погромче читать. Папа на рогоже примостился рядом - шлею чинит. Тоже слушает, изредка комментирует. Кот Васька мышей ловить перестал, примостился на комоде. Даже сверчок за печкой и тот затих. Только слышно, как страницы шелестят да изредка ветер ставнями за окном хлопает.


    Так и прочитал около печной дверцы свою первую книжку за тот вечер. Сколько радости! Сколько волнений испытал за героев тех сказок!

    Наутро иду в школу. Встретился по дороге Миша, в руках точно такая же книга. Тоже за вечер прочитал ее он. Правда, при свете керосиновой лампы.

    Кстати, про подпись. До сих пор она у меня не изменилась с того дня. Две завитушки. Вычурная первая буква фамилии…

 Фото Владимира Лубе


Рецензии
Моя первая учительница Новицкая, только до нового года я у неё проучился, потом переезд. Ох и тяжело мне Азбука давалась, до сих пор помню те мучения - надо бежать на улицу, а мама заставляла буквы читать!
А потом заболел чтением и я...
Спасибо, мне тоже помнятся блики печного огня, здорово это! Теперь и в сёлах газовые котлы тепло гонят, а на огонь разве что в костре посмотреть...

Сергей Гобец   09.02.2011 15:10     Заявить о нарушении
И моя первая учительница Новицкая Евгения Трофимовна.

Беспамятных Леонид   09.02.2011 16:07   Заявить о нарушении
Значит у нас была одна первая учительница!

Сергей Гобец   09.02.2011 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.