Горящие люди
Один из таких избранников внезапно заболел священной болезнью и убежал в леса, где вступил в сношение с духом хозяйки леса, которую называют «питающая юношей». Когда охотники нашли его, он был совсем безумен, ел землю и ранил свое тело острыми предметами. Охотники решили ему помочь и привели его к «тому, кто знает», о котором говорили, что он «горящий». Этот старый шаман в период своего посвящения пошел в места больших сугробов и заснул там «мистическим сном». Пока он спал, в нем пробудилось «магическое тепло», которое растопило снег вокруг. Тогда вместо сугробов там заколосилась трава, вырос сад, в котором пели птицы. Когда он пробудился, ушел назад в деревню и место больших сугробов снова заледенело. Хотя некоторые люди до сих пор ходят туда и приносят дары духу северного сияния…
Когда к старому шаману привели избранного, он стал изгонять из него духов одного за другим, которых того очень много одолело. Духи кричали по-звериному и говорили на неизвестных языках ртом избранного, а иногда произносили всякие проклятия и непристойности. Некоторых из них шаман знал по именам и обращался к ним с разными просьбами и предложениями. Одних он изгонял с помощью заклинаний и рукоприкладства, других задабривал разными обещаниями, а с третьими обсуждал какие-то дела на птичьем языке. Наконец, все духи вышли кроме одного, который оказался хитрый и сердитый весьма. Он отказался оставить тело избранного и шаман не стал принуждать его к этому, ибо этот дух овладел душой избранного и решил остаться там на постоянное жительство. Оказалось, что если шаман изгонит духа, сердце избранного опустеет, и в скором времени жизнь из него вся уйдет. А болезнь, вызванная потерей души, очень трудно излечима.
Тогда по наставлению старого шамана охотники отвели избранного в запретный дом, который находится в священной роще на краю деревни, и заточили его в темной и сырой комнате, наполненной землей, соломой и разными насекомыми. В этом доме нужно было находиться до тех пор, пока не минует испытательный срок и родовые муки души не увенчаются новым плодом познания. Никто не знал, что происходит с человеком в запретном доме, но поговаривали, что там его навещают существа из нижнего мира, а во сне души предков обучают его тайным знаниям. Чтобы умилостивить злого духа, который поселился в душе избранного и всячески старался помешать охотникам заточить его в запретном доме, они преподнесли ему удар ритуальной дубинкой по голове, которым приобщают к миру мертвых.
После этого охотники пошли в деревню и позвали родственников избранного. Родственники избранного огорчились весьма, когда узнали, что он ополоумел, но втайне все как один были рады, потому что таким как он переходила по наследству профессия шамана. Они проявили о нем заботу и принесли ему еду, питье, сосуды для испражнений и другие принадлежности. Затем они совершили девять необходимых предписаний, помолились духам предков и зарезали жертвенного оленя. Это нужно было для того, чтобы все шло своим чередом и ничего важного не было пропущено. Мясо оленя приготовили на званный ужин, а остальное сожгли и пепел развеяли в священной роще, где по повериям шаман оставляет душу на дозревание на ветке ели.
Когда белый день потух и все разбрелись по своим домам, на священную рощу опустилась туманная мгла. Во мгле то и дело раздавались таинственные шорохи и завывания духов. В запретном доме избранный лежал на сырой соломе и ощущал смутное приближение чего-то большого и очень значительного. И вдруг земля начала уходить из-под ног и от души стала отделяться память о прошлом. Все, что было своим, стало чужим, и все, что было близким, стало далеким. Тогда очень быстро перед внутренним взором пронеслись отдаленные события из жизни предков. Одно за другим сменялось время войны, время болезни, время бесчисленных разрушений и кровопролития. И это время было очень опасным и рождало в душе такой страх, от которого тело содрогалось в сильнейшей дрожи.
На запах страха отовсюду слетелись злобные духи и ветер снаружи поднялся небывалой силы, от которой сотрясалась крыша и стены. Казалось, что это сам хозяин нижнего мира пришел в священную рощу, чтобы схватить и растерзать на части свою жертву. Запертая дверь едва выдерживала напор безудержной силы, с которой злобные духи стремились ворваться в запретный дом. Животный страх парализовал тело избранного, а дрожь в его теле превратилась в болезненные судороги. В этот миг порыв ветра прорвался внутрь через все щели и отверстия, в которых смог найти себе проход, и устремился к лежащему телу, чтобы наполнить его духовной силой. Там, где проходила эта сила, судороги покидали истерзанные члены и потревоженные стебли соломы плавно опускались на землю. Постепенно сила наполнила тело избранного магическим теплом и тогда он ощутил в себе дар горящего. Об этом даре много говорится в легендах, но поскольку им владеют только избранные, лучше приберечь слова для тех, кто знает.
Когда избранный вышел из запретного дома, на нем выросла новая кожа, а в глазницах появились новые глаза на месте прежних. Сила повернула его глаза так, чтобы они смотрели внутрь, и таким образом избранный обрел видение духов. Он осмотрел новыми глазами священную рощу и увидел, что она сияет всеми цветами радуги. Тогда он поднял свои руки и ощутил, что от них исходит животворящий свет, который разливается от него во все стороны. Где не ступала его нога, все вокруг начинало сверкать и искриться. Куда бы ни бросил он взгляд, все оживало и начинало играть внутренним огнем. Избранный вышел на дорогу, ведущую в сторону деревни, и зашагал по ней, отбрасывая языки магического тепла. Его помыслами теперь управлял Великий Дух, который заменил его прежнюю личность. Долго ли шел он, коротко ли, как проснулся в его душе злой дух и стал его пугать и запутывать. Так разыгрался хитрый бес, что все никак не мог угомониться.
Тем временем избранный остановился на перепутье, где дорога расходилась в разные стороны. Одна ее часть уводила к деревне, а другая поворачивала в лес. Великий Дух призывал его направиться в деревню к людям, но злой дух выбрал другой путь, уводящий в направлении лесной чащи. С помощью хитрости и притворства он завел избранного в самую гущу леса, где по ночам деревья обретают голоса и начинают неторопливую беседу о своей жизни. И чем дальше заходил он в лес, тем темнее и непроходимее становилась чаща. Его ноги обвивала высокая трава, стелящаяся по земле, а его лицо обволакивала паутина, свисающая с ветвей деревьев. На этом пути не было четких ориентиров, но со всех сторон появлялись предупредительные знаки, которые указывали ему направление движения.
Так блуждал он в полузабытьи, пока в поисках водного источника не забрел в топи, и не стал погружаться в самую пучину болота. Почувствовав угрозу утопания, избранный опомнился и стал хвататься за болотную траву и попавшиеся под руку растения. В этот момент внутри него началось такое смятение, что злой дух не смог удержаться на насиженном месте и оставил его душу в покое. Избранный явственно ощутил, как в нем образовалась ничем не заполненная пустота, которая постепенно стала заполняться забытыми чувствами, как пустой сосуд, опущенный в источник, заполняется водой. Это придало ему сил и он, совершив большое усилие, выкарабкался из болота на твердую почву. Передохнув после перенесенных потрясений, он начал вспоминать путь своих блужданий и начал искать выход из леса. По прошествии времени, избранный набрел на тропу, с которой начинался его путь, и по нему вышел из леса в деревню.
Когда избранный пришел в деревню, люди его не узнавали и сторонились, потому что считали мертвым. Про него ходили слухи, что он был съеден лесным чудовищем и вернулся во внешний мир вместе с его испражнениями. По наблюдениям окружающих, пока он находился в чреве чудовища, он частично разложился и пропитался его желудочным соком. Знающие люди говорили, что он не сможет жить в мире людей и ему надлежит вернуться в мир духов, пока в деревне не начался непредвиденный падеж скота. Люди боялись говорить об этом вслух, хотя любили распускать сплетни о подобных происшествиях. – Если бы он мог членораздельно говорить, – рассуждали они, – то мог бы рассказать любопытные истории из жизни духов, но, как видно, духи совсем лишили его памяти и теперь ему нужно заново учиться есть, ходить и разговаривать, прежде чем он сможет поведать им истории о загробной жизни. А на это могут уйти месяцы и годы.
На собрании сельской общины вспомнили старинный обычай, который говорил о том, что побывавшему в запретном доме следует поселиться на краю села между деревней и лесом, и копать землю до тех пор, пока у него не прояснится голова. Тогда избранного поспешили отдать на попечение родственникам, чтобы они научили его, как живут люди, и остановили в случае, если он снова попытается сбежать в лес. Родственники дали ему лопату, чтобы он мог копать ей землю, а заодно принесли семена съедобных растений, чтобы он засеивал их в вырытые ямы и его труд не пропал даром. Избранный жил на краю деревни столько времени, сколько требуется скоту для выведения потомства, и за это время обучился вскапывать грядки и выращивать съедобные растения. Жители деревни стали приходить к нему за плодами и отмечали, что они обладают особым вкусом, что, по их мнению, было связано с вмешательством духов. А избранный вскоре переехал жить в деревню и, подобно остальным деревенским жителям, обзавелся собственным хозяйством и незатейливым ремеслом.
Свидетельство о публикации №210060301463