Не охладить вам мою душу

       
Эта книга «Мой день придёт» рассказывает о непоколебимой жизнеутверждающей позиции её автора – члена Союза писателей России Мариамны Синайской, о её взглядах на окружающий мир, о личной судьбе и роли русского народа в истории.
У Мариамны богатый народный язык изложения, образы не абстрактные, а реальные. Используя свой опыт стихосложения, поэтесса чувствует ритм стиха и его музыку вдвойне профессионально как оперная певица и композитор. Поэтому достойно и продуманно от её имени даётся чёткое назначение современной поэзии – литературного воздействия на умы людей:

Народ наш поэтами славен!
Поэзия – сила страны!

Творческим письмом можно «объять необъятное», поэту подвластно всё! Назначение поэта не рифмовать строчки, а закладывать в содержание глубокий смысл, создавать художественную картину познания мира:

Поэт укажет всем дорогу,
Когда пройдёт дорогу сам!
Он, как пророк, мудрец великий,
Стихами будет направлять!!!

Нравственной силой воздействия на общество обладает  стих. Поэт силой слова влияет на жизнь, критикует ложь и притворство, славит честность и правду.

Что является причиной появления поэтов во все времена?
Наверное, чтобы акцентней и доходчивей прозвучала «прозаическая» мысль, ведь поэт, как хирург без скальпеля – «кинжалом поэзии» (по В. Брюсову) внедряет энергию слов напрямую к сердцу и душе.
Душа поэта не стоит на месте, она, как метеор, ищет простора, чтобы запечатлеть увиденное и осмысленное в поэтических образах:
Стихи Мариамны – это многотемный откровенный разговор с читателями, автор по доброте души делится раздумьями о жизни, чтобы не забыть и растворить свои страдания и радости  в строчках, которые звучат, как мелодичные афоризмы:

Молись за Родину святую,
Где процветает человек!

У Мариамны есть чему поучиться другим поэтам, так как она широко использует выразительные средства русского слога.
Часто в её стихах присутствует былинный песенный распев:

Не вернуть счастья прежнего
Никогда, никогда.
Сок берёзовый сладостный
Залил землю, как кровь.
Не вернуть песню радости –
              Оборвалась любовь…

Усиление контрастности через повторение определений и  наложения красочности:

На улице темным-темно
От чёрных глаз, волос, бровей.

Языческие мотивы. Вера в счастливую судьбу через сон. Ведическое присутствие человека в «оживлённой» природе и сравнивание образами. Заклятье и заговор от неудачной любви, колдовство:

Пронзи, Амур, ты сердце
Любимого, пронзи!
Стрелой своей прекрасной,
Чтоб жить мне век в любви!


Водная стихия обладает отрезвляющей силой, в стихах Мариамны обожествляются море, река, водопад, дождь. Все эти образы, как символы магического очищения души и тела, служат народным заговором от порчи, сглаза:

Смой, вода, мою усталость,
Смой невзгоды трудных дней.
Дай душе покой и радость,
Силы новые мне влей.

Цикличность художественного оборота мысли, возвращение к ней через иное воспроизведение заменой отдельных строф, как бусинок ожерелья, потому что эти образы в содержании стиха не составляют ещё единого целого, а лишь вариантность, ищется оптимальное.

Стихи чередуются по темам: гражданские, философские, лирические. О жизни, о повседневности, о людских привычках, о хитрости, мудрости, преступлении, об измене, зависти, упрямстве, о счастье, ненависти, злости, надежде. Обо всём, что так рядом, что порой трудно провести грань, чтобы заранее отделить доброе от плохого, но Мариамна не унывает и призывает друзей последовать её советам:

Заблестят глаза – будет жизнь и радость,
Свет любви затмит в них тоску и жалость.
Не переживай, что жизнь течёт, как реки,
Не переживай, что мы здесь не на веки.

Вера в счастье у поэтессы так велика, что сердце не признаёт уз и границ и находит оптимистические душевные образы.

Мариамна, используя средства поэтики, воспевая неведомое, мистическое, стремится приблизиться к Богу не ради любопытства, а чтобы душой понять и разгадать среду его обитания:

За неведомою тьмой
Дом Господний не простой!

Не видать его глазами!
Не дотронуться руками!

Обращаясь к Иисусу Христу, поэтесса просит у него покровительства и защиты от жизненных невзгод, возможно, говорить мысленно с Богом нужно как можно чаще, чтобы успокоиться, скинуть с плеч бремя бед:

Иисус Христос, Ты с высоты великой
Люби меня, прощай и помогай!
Дай счастье мне любить и быть любимой!
И никогда меня не покидай!

Смерть – вынужденный уход из жизни. Но думать и бояться смерти бессмысленно, нельзя отменить физическую смерть. Стихи – живут вечно, им не подвластна смерть, опасна не смерть а забвение имени!

Ну, что о смерти говорить?
И так все знают, что умрём.
Не лучше ль жизнь свою продлить
Своей любовью и умом?

С удовольствием читаешь каждое стихотворение, как пьеску или роман. Настолько живо и ясно описан сюжет, который заинтриговывает с первой строчки. Поэтесса склонна изображать занимательные задорные мистические и любовные сценки, происходящие во сне и наяву. О реальности событий можно только догадываться. Так как тайна творчества имеет право на жизнь…
Мариамну не смущают чеканные высказывания, она даёт на все вопросы ответы без утайки; главное жить с мечтой, можно посмеяться от души над причудами и капризами её героинь:

Лежит красавица одна...
Трусов не видно – только нитка,
А на груди тату видна,
И вместо лифчика накидка.

Штриховые заметки об окружающей природе талантливо используются Мариамной. Достаточно несколько строк и этюд пейзажа с антитезой сравнения уже изображает характер персонажа

Себя за осень ты не прячь.
Ты сам осенний был весной,
А для меня, как сон больной,
И нету сил, хоть плачь – не плачь!

Переход от осени к зиме рождает у многих поэтов отклик на эти чудесные превращения. Зима восхищает своей белоснежностью, словно жизнь природы, замирая, начинается с чистого листа. В этом явлении есть что-то загадочное:

Мороз своим дыханием всю воду в лёд сковал,
И будто деву милую, он рощу обнимал...

Красота и величье природы восхищает нас с детства и Мариамна обладает даром художника, чтобы запечатлеть в строчках своё открытие мира:

Берёзы, русские берёзы!
Твои серёжки, будто слёзы,
Повисли грустно под дождём 
И плачут тихо летним днём.

При описание природы в стихах выхватываются и подчёркиваются важные приметы:

Птиц незнакомых неистовый хор
Встретил меня на рассвете.
Солнце, встающее в радуге гор,
Просека в утреннем свете.

Бережно собирая в лесной букет строчки, поэтесса по-женски воспевает свою удачу:

О, ландыш – скромненький цветочек!
На тонкой ножке белый звон.
Но как тревожит запах нежный,
Благоуханьем напоён.

Мариамна волевая натура, её не сломить неудачами и временными трудностями, наперекор всему отстаивает свои принципы.
Оберегом для души служит внутренней настрой, сила воли и, конечно, нравственность, которая укрепляет личность человека, а у Мариамны ещё плюс жизнерадостность –  замечательная черта её характера:

И я, до нитки мокрая, с улыбкой
Бегу домой по луже ледяной.
Душа поёт, как праздничная скрипка!
И чувствую себя я молодой!

К человеку приходит счастье через доброту, такой и предстаёт перед читателем Мариамна:

Уж так я создана, наверно,
Тянусь к теплу, тянусь к добру!

Неунывающая бунтующая Мариамна не теряет веры. Она порой озорная, ошпарит частушками, как кипятком:

Говорят, в январе холодно на улице,
Говорят, в январе люди не целуются…

Главная черта её героического стойкого характера – быть независимой от превратностей и случайностей. Читаешь её стихи, словно слышишь, как борется за счастье, стучит её нежное отчаянное сердце, озвучивая каждое слово даже через крик души, которое вдруг полоснут «ножом» обстоятельства.

Особое место у Мариамны занимает любовная лирика.
Переживая ликующее чувство встречи с избранным, поэтесса оживает, как цветок от солнечных лучей.
Но как тяжёло порой переживать разлуку, непонимание и неприятия чувств, и спотыкаясь вновь нужно искать свой путь:

Любви, наверно, нет на свете!?
Лишь чувству дашь большой полёт,
И тут же безразличье встретишь.
И вновь дорога позовёт!

Любовь чарует и не отпускает от себя, чувства сильнее разума, но только на время, жизнь продолжается, неся новые впечатления:

Как мне прожить без поцелуев,
Без страстных солнечных ночей?!
Ну кто ещё меня так любит?
И кто обнимет горячей?

Есть ли любовь на свете? Этот риторический вопрос задают, когда разочарование навязчиво заполняет все думы и ответ драматичен:

Нет любви на белом свете!
Только избранным дана!

Не сразу проходит сердечная боль, летит «голубем» весточка к любимому плачем Ярославны, плачем растерзанной изменой души:

Не спеши познать другую!
Подожди меня, мой свет!
Знал бы ты, как я тоскую,
Что тебя со мною нет!

Рядом с любимым не страшны ни стужа, ни слякоть, погода воспринимается совсем иначе:

Тоску наводит мрак унылый.
Стекают капли по стеклу.
Но мне светло – со мною милый!
И я к устам его прильну!

Желание любви – один из главных стимулов и критериев в жизни, любовь, как свет звезды, манит к себе, чтобы преодолеть разлуку. У Мариамны искренние ненадуманные строчки о чувстве:

Глоток любви, глоток тепла...
Речей оборванная нитка...
Я всё отдала б за тебя –
Глоток из лучшего напитка!!!

Можно ли отнять у человека желание любить или запретить думать о любви? Можно любовь превратить в ненависть, но запретить любить невозможно, даже если любовь становится мучением:

О, Боже, как же нелегко
Любить, когда тебя не любят!

Что даёт человеку светлое чувство, искренно отвечает поэтесса:

Нет лучше чувства на Земле,
Ничто с любовью не сравнится.
В моей трепещущей судьбе
Пускай опять она случится.

В книге ярко представлена гражданская лирика.
Любовь к Родине рождается на родной земле, сильнее это чувствуешь через невосполнимую потерю отвергнутого временем социального мира.


Поэтесса с болью пишет о разорённом горбачёвской перестройкой русском многовековом быте, об опустошенности  крестьянских подворий, покосившихся избушках, одиноких старушках, доживающих свой век:

Покинул Бог деревню нашу –
Деревню русскую мою.
Давно не сеют и не пашут
В родном затерянном краю.

Велика тоска за разорение, плач по растерзанной русской земле:

Друзья мои, что делать мне?
Душа болит за нашу Землю!
Она в безнравственном огне!
Я слышу стон её и внемлю…

Покосилось окошко в избушке.
Не открыть, не закрыть – вот беда.
И седая старушка подушкой
Закрывает его навсегда…

Затрагивая болезненную тему о дискриминации русских в родной стране, поэтесса назло обывателям гордится своими  кровными связями, верит в силу духа великого славянского народа:

Не правда! Наш народ бесценный!
Он бескорыстный и прямой!
О, Боже, дай ему спасенье!
Святой водой его умой!


Басни – вечно молодой жанр. Персонажи басен Мариамны легко узнаваемы, так как пороки людей, как сорняки, не вывести из быта. Воробей будет притеснять талант соловья, осёл лезет в начальство, а козёл хоть с рогами, но умней не будет.

Рассказы, или скорее новеллы, сказочного, иронического мистического, фантастического, приключенческого, бытового, любовного, эротического жанров с остросюжетным трагическим содержанием, раскрывающим  поступки героев, главные из которых являются женщины.
Некоторые герои из-за своей избыточной доверчивости и неопытности попадают в ловушку негодяям и маньякам, испытывая насилие над душой и телом.
А другие, более волевые и настойчивые, проявляя материнскую заботу и сочувствие, помогают в несчастии окружающим.
Положительные герои действуют на свой страх и риск, в одиночку борются с трудностями, проявляя свой характер.
Автор не навязывает свою точку зрения и представляет самому читателю дать оценку происходящих событий.
В этих коротких зарисовках наглядно проявляется стиль авторского письма и способность писательницы к вымыслу, фантазии, а также правдоподобно и интересно описывать поучительные жизненные случаи.
Малые формы прозы не окончательное слово Мариамны, ей по силе обратиться к повести и роману, чтобы раскрыть полнее свой талант.

Прочитав эту книгу до конца, читатель с удовольствием познакомится с многогранным творчеством нашей современницы, захочет наяву встретиться с Мариамной, вызвать её на диалог, так как её стихи и рассказы ждут публичного обсуждения.
И лучшим признанием этой книги будет то, что у Мариамны появится ещё больше друзей и поклонников её мастерства: поэта, певицы, композитора.


Рецензии
Искренность, точность и красота стихов поражают. С уважением к автору

Федор Головин   05.07.2010 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Федор. Сообщу Екатерине. Федор, готовив новую книгу. Может быть у вас есть по 1941 году исторические очерки, особенно по местам боев в Белоруссии?

С уважением, Владимир

Колыма   06.07.2010 13:06   Заявить о нарушении
По Беларуси - ликтофонная запись рассказа трижева "Лётай", почти без изменений, в "Памяти войны" на моей страничке.

Федор Головин   07.07.2010 07:59   Заявить о нарушении
Ни где не встречу рассказа по обороне Бутово. Рубеж обороны был по речке. Там был ранен отец, погиб еще один земляк. Группа немцев была отбита.

Федор Головин   07.07.2010 08:07   Заявить о нарушении