В окрестностях Одесской киностудии

Я держу в руках номер журнала «Радуга», в котором опубликован роман кинорежиссера Одесской киностудии Николая Седнева. Называется роман «В окрестностях Милены», и я как никто хорошо знаю, что вначале он был киносценарием. Николай давал мне его для прочтения как профессиональному киноредактору. Мой эдикт был: одобряю.

Сценарий показался мне динамичным, с хорошо выписанными характерами, довольно необычным по антуражу и, главное, - с настоящим киношным хеппи-эндом. Была еще одна отличительная особенность у написанного Николаем сценария - в нем не только отчетливо просматривалась натура, связанная с Одесской киностудией, но драматургические портреты многих персонажей были откровенно списаны с наших общих коллег - одесских кинематографистов. Впрочем, даже фамилии их были не очень изменены…

Сценарий «В окрестностях Милены» фильмом не стал. Пока. Или окончательно? Невостребованность наших режиссеров вкупе с их замыслами стали на Одесской киностудии печальной приметой ее «прихватизации». Не нужен талантливый современный сценарный материал, не интересен его автор, нежелателен он и как кинорежиссер.

Но творить творческой личности не запретишь, даже отстранив ее от любимой работы. И пример Николая Седнева весьма показателен.

Он долго шел к кино, перепробовав множество профессий. В конце восьмидесятых блеснул дипломным фильмом – короткометражкой, заявив о себе как о подающем надежды начинающем кинорежиссере. А потом случилась перестройка. И за все время Николаю удалось поставить только два полнометражных художественных фильма «Проснуться в Шанхае» (1991) и «Вышивальщица в сумерках» (2001). Оба, кстати, по собственным сценариям. Больше ему повезло как актеру. Только у знаменитой Киры Муратовой он снялся в фильмах «Письмо в Америку», «Второстепенные люди» (главная мужская роль), «Насторойщик» и других.

Сейчас, когда безнадежное ожидание лучшей жизни и милостивого обращения внимания государственных мужей к проблемам отечественного кинематографа начинает ломать многих наших товарищей по кино, когда перспектива навсегда остаться без любимой работы стала как никогда реально ощутимой, в Николае Седневе проснулся… художник. Нет, нет, не в переносном, а в самом прямом смысле. Он взял кисть и стал писать маслом. Стиль, в котором он работает, официально называется примитивизмом. Николай пишет примитивные сюжеты и портреты не из желания побравировать – так у него получается. Он ведь не учился живописи никогда. Профессиональные же художники, увидев его картины, восхищаются: «Какая талантливая имитация примитива!»

А одноименный роман, появившийся из сценария «В окрестностях Милены», поражает наоборот зрелостью и мастерством прозаического письма. Так и хочется сказать: родился новый украинский прозаик Николай Седнев.

Однако вот что говорит о своем произведении сам автор:

«В окрестностях Милены» - это фильм. Без пленки, без актеров, без сметы, без денег.

Кинолента на бумаге.

Ставил же Лев Кулешов «фильмы без пленки», когда кинопленка была в жутком послереволюционном дефиците (после красной революции).

Чем бесконечно стенать и возмущаться (это, конечно, тоже нужно, хотя толку, что мертвому припарки), что госмужи независимого государства умудрились развалить целый вид искусства – кино, нужно же и что-то делать. Ну, нет у нас кина (после оранжевой революции). Печально. Но не сидеть же по этому поводу, сложа руки. Я призываю к тому же и других кинематографистов – можно снимать кино мысленно, затем записывать то, что ты увидел у себя в голове на воображаемом экранчике, - получится роман. Бумагу у нас еще не отобрали.

Если это покажется интересным кому-то из редакторов, издателей, – возможно, опубликуют. Если покажется интересным кому-то из читателей, – возможно, будут читать. В советское время это называлось «почин». Режиссер Седнев выступил с почином… Н-да.

Выгоняют нас госмужи из кина путем его разбомбления, ну что ж, спрячемся от них в других видах искусства, до которых у них пока руки не дошли.

Если у нас, украинских кинематографистов, отберут и бумагу, - что ж, будем осваивать ремесло акына… Підемо кобзарями по Вкраїні милій. Это уже было в истории, так что ничего страшного».

Вот так. Видно, кинематографическую душу никакими запретами на профессию не искоренишь.

А роман «В окрестностях Милены» зажил своей жизнью на страницах популярного журнала «Радуга». История любви, испытания славой и молодой глупостью, рассказ о талантливой юной актрисе и введшем ее в кинематограф молодом режиссере, повествование о преградах, которые сумело преодлолеть их чувство. И такой колоритный и узнаваемый портрет Одесской киностудии, что невольно сжимается сердце: а вдруг не все потеряно – и поплывет еще наш кораблик в фильмах с фамилиями одесских режиссеров в титрах?

Хорошо, что «В окрестностях Милены» - это не только роман, но и киносценарий. Когда Николай Седнев начнет снимать по-настоящему, ему останется только открыть уже давно написанные сценарные страницы.


Рецензии
Интересно было прочесть. Вообще люблю всё о кино. У меня к Вам маленькая просьба. Пробежитесь по сказке. Книга- Страна потерянных слёз. И скажите она вообще кинематографична ? Спасибо. Всего-всегда.

Сергей Горельцев   03.06.2010 22:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей, Спасибо Вам за внимание.Обязательно постараюсь прочитать сказку. Вы ее автор? И где, в какой стране Вы живете? Это я к тому, что если материал кинематографичен, например, в России ему вполне реально можно дать вторую кинематографическую жизнь.

Елена Марценюк   04.06.2010 12:00   Заявить о нарушении
Автор я и мой брат. Григорий Горельцев. Я живу в Германии, он в России.

Сергей Горельцев   04.06.2010 15:10   Заявить о нарушении
То, что Вы не написали Ваше мнение наверное и есть Ваш ответ на мой вопрос.

Сергей Горельцев   04.06.2010 15:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Прочитала Вашу сказку. При всей увлекательности задумки именно кинематографичности, на мой взгляд, ей и не хватает. Такой материал редакторы кино называют "залитературенным". Это не негативная характеристика, а констатация того, что произведение ближе к литературе, чем к кино.
Для кинематографа важна динамичность, событийность, драматургичность (т.е. конфликтность) каждого эпизода литературной основы. Есть такое определение сюжета кинематографического произведения: сюжет - это цепь препятствий на пути героя. А у Вас в сказке больше слов, рассуждений, ремарок, которые тормозят действие. Читать это можно и интересно, а на экране велеречивая статика немедленно создаст скуку и убьет сюжетное действие.
В настоящем кино вообще считается высшим пилотажем, если диалоги и монологи сведены к минимуму, а то и вообще отсутствуют. Посмотрите для примера фильмы голландского режиссера Йоса Стеллинга. Вот он в совершестве владеет искусством рассказать о многом при максимуме действия и минимуме слов.
И еще. Читайте хорошие сценарии. Могу порекомендовать наших старых мэтров: Евгения Габриловича, Александра Миндадзе, Эдуарда Володарского. Это хорошая сценарная литературная школа без новомодного киношного минимализма, зато основанная на истинных законах искусства кинематографа.
Всего Вам самого доброго,
Елена.

Елена Марценюк   06.06.2010 00:07   Заявить о нарушении
И еще. Если есть возможность, почитайте что-нибудь о кинодраматургии.
В свое время я училась во ВГИКЕ по монографиям Вадима Юнаковского. И невероятно много дали мне в понимании тонкостей драматургии кинопроизведения,его эпизода и сцены записи лекций о кино кинорежиссера Михаила Ромма. Они изданы. Поинтересуйтесь - не пожалеете.

Елена Марценюк   06.06.2010 00:18   Заявить о нарушении
Спасибо. Странно только, что некоторые рецензенты наоборот сетовали, что действия слишком много, а описаний мало. А без диалогов и кино не будет, разве что немое только.

Сергей Горельцев   07.06.2010 02:06   Заявить о нарушении
Мне кажется Ваши рецензенты, Серёжа, имели в виду растяженность сюжета, его фактическую длину, которая дает простор определенному числу событий. Вот их действительно много, серии на три-четыре. А я говорила о драматургической статике. Попробуйте любую вашу сцену дать на действии, без говорильни - и кино остановится. На экране будут "говорящие головы".Читать слова-слова-слова интересно, а слушать утомительно...

Елена Марценюк   07.06.2010 17:40   Заявить о нарушении