О формальных формальностях и вежливости

С работы домой путь неблизкий.

Сначала метро.
Вот молодой парень демонстративно не уступает место старушке. Сидит, развалясь; увлечённо жмёт на кнопки мобильного, иногда победно восклицает...
Почему мне так не хочется, чтобы таким был мой сын? Почему мне стыдно за хама?
Ведь он ничего не нарушает!
Ведь нигде не написано, что старушкам надо уступать. Они ведь даже не "пассажиры с детьми и инвалиды".
Раз я не способен указать "формальные нарушения формальных правил" - я должен терпеть.

Очередь на маршрутку.
Люди стоят плотно, один за другим. Мужчина курит прямо в очереди. Его соседям некуда деваться от дыма. Они морщатся, задыхаются, но... - где написано, что нельзя курить в очереди на маршрутку? Что надо отойти в сторону?
Нет такого закона!
Почему же мне так не хочется, чтобы таким курильщиком был мой брат? Почему мне стыдно за хама?
Но раз я не способен указать "формальные нарушения формальных правил" - я должен терпеть.

Маршрутка трогается. Поехали!
Наконец-то можно прикрыть глаза и подремать, подумать?...
Нет! Маршрутки давно превратились в передвижные переговорные пункты. Ну, кто первым достанет мобильник?
Ага! Этот товарищ, видно, думает, что находится в офисе - во весь голос распекает какого-то Петровича. А у дамочки тема поважнее - почём Дуська колготки взяла.
Как же громко... Как же долго...
Почему мне так не хочется, чтобы мои родственники были такими? Почему мне стыдно за хамов?
Ведь нигде не написано, что в маршрутке нельзя говорить по мобильнику!
А раз я не способен указать "формальные нарушения формальных правил" - я должен терпеть.

Впрочем, зачем терпеть??!!
А вот достану из портфеля какое-нибудь трескуче-бюракратическое письмо от СанЭпидТудытьКонтроля, да начну декламировать с выражением, перекрывая хорошо поставленным голосом всех этих горе-говорунов...
В конце концов, где написано, что в маршрутке нельзя читать вслух?!

Нет, не начну.
Не хочу, чтобы мне было стыдно за самого себя.
Сила невежливого в вежливости оппонента.

Ладно...
Вот я и дома.
Включаю компьютер и иду на литературный сайт. Иду к культурным людям (ведь литература - это частичка культуры, верно?).
И что же вижу?

Хай. Распри. Скандалы.

Вот так так!
Те самые люди, что владеют словом, что своим талантом воздействуют на читателей, что формируют общественную мораль позволяют себе... начхательство на этикет? хамство?
"Мы не нарушаем Правила" - говорят они.
И - обычно - формально правы.

Но...

Что ж удивляться тому, что кругом твориться?
Что ж удивляться, что НЕвежливость становится нормой?
Что ж удивляться, что слово ЧЕСТЬ выходит из употребления? Ведь ЧЕСТЬ - это всегда СВЕРХ формального.
Что ж удивляться, что нашу страну считают "обезьяной с ядерной дубинкой"?

Мы своими руками создаём ЭТО.

Но почему же так грустно?...


Рецензии
Да, все это бесконечно грустно. Хочется что-то сделать, чтобы остановить, но...

Валентина Бакмастер   03.04.2022 16:22     Заявить о нарушении
Вот идёт человек. Он ни плох, ни хорош.
Он не должен тебе за здорово живёшь.
Просто делает мир не таким, как ты хочешь...
Остановишь его? Или мимо пройдёшь?
*
Как понимаю, универсального ответа на этот вопрос нет.

Павел Лобатовкин   03.04.2022 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.