Прощай, мраморный Летний сад...

Охрана доброжелательно "выдавливала" людей к выходу. От ограды Ю.М.Фельтена к ограде Л.И.Шарлеманя. Летний сад закрывался в 22 часа, как обычно.
Короткий ливень промыл и наблагоухал все вокруг. Соприкоснулись своими лучшими, благородными гранями театр, живопись, музыка, литература. Сказочное видение в предвечерних сумерках.
Несколько человек топталось у выхода. Трудно покинуть любимое место перед долгим расставанием. На воротах висело объявление:
"Уважаемые петербуржцы и гости нашего города! С 15 июня 2009 года Летний сад закрыт на реставрацию. Просим извинения. Администрация Русского музея."

В 1704 году Петр Первый приказывает заложить сад на берегу Невы.
Сначала высаживались однолетние цветы "летники". Отсюда название -"Летний".
С годами он превратился в художественный комплекс с уникальной коллекцией итальянской мраморной скульптуры начала 18 века. Ее приобретением занимались доверенные лица Императора: Юрий Иванович Кологривов и Савва Владиславович Рагузинский.
Истина, Благородство, Милосердие, Искренность, Красота, Изобилие, Слава, Правосудие. Аполлон, Диана, Амур и Психея. Спиноза, Сенека, Аристотель.
Александр Македонский, Юлий Цезарь...
Эти мудрецы и ученые, императоры и полководцы, боги и богини, музы, нимфы, аллегории хранили в памяти достойные имена и великие события.   
Особая гордость Петра - Венера, римская копия древнегреческой богини любви.
При Екатерине Второй она оказалась в Таврическом дворце, а с 1880 года - в Эрмитаже.

Летний сад - сердце Петербурга.
На его аллеях пульсировала духовная жизнь, разносившаяся по улицам, проспектам, площадям, набережным, рекам и каналам Великого города.
Сад пережил много трагедий.
Страшное наводнение 10 сентября 1777 года. Подъем воды выше ординара на 320 сантиметров. Уничтожена фонтанная система, многие павильоны, оранжереи, беседки, деревья. Повреждена скульптура.
7 ноября 1824 года. Подъем воды на 420 сантиметров.
23 сентября 1924 года. Подъем воды на 380сантиметров.
Во время войны скульптуру закопали в саду. В 1946-м она была извлечена и  отреставрирована. Редкое по цинизму преступление совершено в 1979 году.
В дождливую ночь с 13 на 14 июля сброшено с пъедесталов и повреждено 29 статуй и бюстов.
Глумление над прекрасным, а тем более, беззащитным происходило во все времена. При императрице Анне Иоанновне, например, в Летнем саду устраивали травлю медведей и охоту на кабанов. Так тешились вельможи.

К началу 2009 года посетителей встречали: пять скульптурных групп,
тридцать восемь статуй, сорок восемь бюстов.

Эвтерпу - музу лирической поэзии - я боготворил всю жизнь. Дочь Зевса и богини памяти Мнемосины. Внучка бога времени Кроноса и богини Реи, матери Зевса, Посейдона, Аида, Деметры. Вместе с восемью родными сестрами она состояла в почетной свите Аполлона.
Эвтерпа являлась людям в разных воплощениях. Настоящее чудо сотворили итальянские скульпторы братья Гропелли. В 1722 году они подарили миру трепетное, прекрасное создание. В Летнем саду она обосновалась на пересечении Школьной и Поперечной аллей. Соседки - Терпсихора, Талия и Нимфа воздуха.
Куда бы ни забрасывала судьба, какие бы испытания ни настигали, я знал, что есть место на земле, где меня ждет Ангел-хранитель. Рядом с ней восстанавливался после катастроф, приходил в себя от несправедливых ударов и унижений, замаливал грехи, каялся в ошибках, отогревал душу. Здесь был мой дом. Второй.
А первый, родительский, на одной улице с садом.
Я появился на свет 20 июня 1936 года.
Мать Берта Михайловна и отец Григорий Лазаревич принесли меня на Пестеля, в дом 8, квартиру 28. Через десять лет, 30 ноября 1946 года, родилась сестренка Лорочка. Наша семья занимала две небольшие смежные комнаты в коммунальной квартире на четвертом этаже.
МАТЬ! ОТЕЦ!
Словами не выразить ни чувств благодарности, ни глубины раскаяния за многие душевные раны, нанесенные ВАМ по недомыслию, в суете, непониманию того, что  совместное проживание на земле проходит мгновенно.
ПРОСТИТЕ...

Раньше я не придавал значения времени. Не было ощущения уникальности каждой минуты. "Хлебал" часы, дни, месяцы, годы из бездонной, как мне казалось, бочки жизни. Разбазаривал время, кутил им, не сопротивлялся, когда его  беспардонно растаскивали. Происходящее рассматривал как черновик, репетицию.
 
В 2003 году Летний сад передан в оперативное управление Русскому музею.
Империя последнего включала Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, сад с тем же именем, другие объекты.
В 2005-м утвержден эскизный проект реконструкции сада. Вскоре появилась рабочая документация и выделены средства - 2,3 миллиарда рублей. Определен Генеральный подрядчик.
Планировалось провести археологические раскопки, реставрацию оград,
возведение восьми фонтанов, изготовление гаванца у Летнего дворца, лечение деревьев, монтаж нового инженерного оборудования, прокладку коммуникаций.
Неожиданно добавилась еще одна серьезная работа. 12 января 2008 года раскололась пополам Порфировая ваза у Карпиевого пруда. Из-за недосмотра обслуживающего персонала в нее попала дождевая вода и ночью замерзла.
Эта ваза - подарок шведского короля Карла Четырнадцатого Российскому императору Николаю Первому - простояла без повреждений сто семьдесят лет.

Настоящий шок вызвало решение специальной комиссии:
"Надо незамедлительно убрать скульптуру из Летнего сада, провести ее реставрацию и оставить на последующее хранение в музейных помещениях.
А в саду установить копии."
Причины: многолетнее нахождение на воздухе, увеличение агрессивности окружающей среды, последствия наводнений, старение мрамора, результаты действия вандалов.

6 июня 2009 года на аллеях прошел музыкально-поэтический вечер, посвященный двести десятой годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
15-ого сад закрыли на ремонт. И за 1077 дней один из самых любимых,  почитаемых символов Великого Города был уничтожен, стерт с лица земли.

В первый месяц - пустынные аллеи, одинокие скульптуры, утки и чайки в пруду.
Без людей заявили о себе в полный голос деревья. Их было тысяча восемьсот.  По возрасту: до ста лет - тысяча сто, от ста до ста пятидесяти - четыреста, свыше ста пятидесяти - триста. Дуб черешчатый - памятник живой природы Всероссийского значения - дерево Петровского времени.
После установки заборов вдоль оград и Лебяжьей канавки начали пилить, рубить, ломать, не только больные и усохшие. У оставленных жить безжалостно обрезалась крона.
Сад превратился в огромную строительную площадку. Механическое и сварочное оборудование, штабеля досок и металлопроката, поддоны с кирпичом, бабины электропровода, рулоны различных материалов, горы щебня и песка, подвешанный на высоких треногах кабель, многотонные самосвалы, бытовки для рабочих, свалки отходов и мусора. Земля изрыта глубокими траншеями. Она вытоптана, изгажена, осквернена. Не осталось следов от высокой родословной. Над истерзанным, униженным, разворованным  Летним садом  рвущий душу предсмертный вопль боли, отчаяния, ужаса:
-Люди, не убивайте меня!

Исход скульптуры  начался 24 июля 2009 года. Невозможно было выдержать пронзительный укор в ИХ глазах. У нас, людей, души окаменели!
Произошло чрезвычайное событие огромной исторической и культурной важности.
Но не замер город в траурном обрамлении.
Не прозвучали залпы орудий с Петропавловской крепости.
Не были зажжены огни на Ростральных колоннах.
Не остановились предприятия и транспорт, подавая сигналы бедствия.
Но главная печаль - ИМ не дали проститься с городом, с которым вместе начинали обустраиваться на этой земле много лет назад.
Люди не заполнили площади, проспекты, улицы, набережные, где следовал
бы кортеж, достойный самых высоких почестей. И не были поражены увиденным дети, внуки, правнуки, по-высокому! принявшие бы в свои сердца чувство любви к Родине и ее святыням. А свершилось все "по понятиям".
ИХ, как обычный груз, вывезли и упрятали арестантами за толстые стены
Инженерного замка. Без права на возвращение. Чудовищное, неслыханное оскорбление! Это позор времени и нам, в нем живущим.

Cкульптуры "Рок" и "Немезида" навсегда оставили свой родной дом первыми.
А дальше траурные процессии последовали одна за другой. За катафалками  по аллеям шли реставраторы, искусствоведы, работники сада.
31 июля, в пятницу, с 17 до 19 часов  мыли Эвтерпу. Это был 46-ой день после закрытия сада. Я стоял на противоположном берегу Лебяжьей канавки в оцепенении. А спустя неделю ОНА сошла с пьедестала и через 300 лет! покинула Летний сад. Как ЕЕ снимали, заворачивали в саван, увозили не видел.
ВСЕВЫШНИЙ сжалился надо мной.
23 сентября в радиопередаче, посвященной выполненным работам в первые сто дней, были произнесены слова, потрясшие горькой правдой:
"Без скульптуры Летний сад стал никакой, просто кусок земли."

А в Инженерном замке не согреет солнце, не окропит дождь. Здесь не слышно шелеста листвы. Сюда не залетят птицы. Нельзя будет порадоваться приходу весны. Все осталось в прошлом. Из окон  виден Летний сад. Вот он, совсем рядом, через Мойку. Деревья: дубы, липы, клены, вязы, обнявшись корнями, как верные и стойкие часовые, берегут эту землю. 12 гектаров.
Но даже в наше время, когда многое продается и покупается, невозможно!!! назвать ее цену. Если в истории человечества не было бы Летнего сада, как обеднело бы Мировое культурное наследие!
Оставшаяся с Петровских времен скульптура достойно представляла первоначальную коллекцию. Ее переселение - катастрофическая утрата.
Мраморный, тенистый, уютный, по-домашнему принимавший каждого посетителя  Летний сад ушел от нас навсегда...




Часть первая - "Прощай, мраморный Летний сад...".
Часть вторая - "Варвара Петербургская".





 


Рецензии
Пронзительный гимн Летнему саду! К сожалению, всё со временем меняется, и не всегда к лучшему...
Сколько всего повидал Летний сад...
Мама до войны училась в политико-просветительном институте им. Н. К. Крупской, сейчас это институт культуры. Рядом Летний сад и Марсово поле. Летний сад у меня до сих пор ассоциируется с её юностью.
В начале июня 41-го студенты их группы разъехались на музейную практику, строили планы на каникулы после практики, а уже в июле ребята уходили на фронт.
"Сегодня с утра их должны были дообмундировывать в Летнем саду или на Марсовом поле" - из письма маминой подруги от 15 июля 1941 года.
А всего-то пару месяцев назад они фотографировались у "Амура и Психеи"...

Наталья Апухтина   22.04.2019 22:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, НАТАЛЬЯ!
Какие пронзительные строчки из письма подруги ВАШЕЙ МАМЫ!
У меня горло перехватило :"А всего - то пару месяцев назад они фотографировались у "Амура и Психеи"...
Кто жил в то время, поймет. Здесь такая глубина!
ВЫ столько в этих словах всего уместили! В одно мгновенье изменилась судьба миллионов!
Спасибо большое!

Ефим Марихбейн   23.04.2019 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.