Пообщались

Кто бы мог предположить, что в таком возрасте придется учиться?... А вот же! Повышение квалификации. Пришлось… И не где-нибудь, а в столице, да еще на спецкурсах при министерстве. Прилетел в стольный град. Остановился у своего старого армейского друга. Вечером собрали всех остальных, присутствующих на момент моего прибытия в Москве.  Давненько не виделись. Особо, правда, как в былые времена, разговеться не пришлось. Многих ребят, а вернее уже почтенных мужей основательно сдерживали запреты врачей - никуда не денешься… Но зато в волю покатались на трех машинах по всему городу.  Сколько всего произошло в связи с этим революционным периодом… Город узнать невозможно. Но дело есть дело.
 На следующий день с утра подался к месту прохождения этих самых курсов. Поехал  пораньше, чтобы застать всех, кого нужно, и определиться: что, где, когда и как. Строгие охранники долго проверяли документы, командировочное удостоверение, сверялись с какими-то списками. Потом выдали пропуск и указали, на какой этаж подниматься и в какой кабинет постучаться. Немного побродив, нашел нужную дверь и присел на одно из кресел, прижавшихся к стене возле нее,  отметив про себя схожесть обстановки  с таковой в бесплатной поликлинике. Прибыл явно до начала рабочего дня основной массы сотрудников заведения.  Жду…
Как по звонку в определенное время по коридору засновали люди. Много людей. Перемещаются быстро, не обращая внимания на окружающих. Одеты не то чтобы строго, но не дешево и почти у всех в руках бумаги, папки,  рулоны и прочее… Только одна дама разительно отличается от всех. Одета неброско, передвигается вальяжно,  в руках вместо папки элегантная метелка современного покроя и такое же современное оранжевое пластмассовое ведро.  Должность у нее такая – неторопливая, очевидно. А куда ей спешить?. Метелку и ведро-то, пожалуй, по любому никто не отнимет, даже в преклонном возрасте
… Но самое интересное, что к этой тете все относятся с особым почтением. А вот она вряд ли. Сам слышал легкое такое, почти не сердитое бормотание: «Ходят, ходят… Чего ходят?... Не успеваешь за ними протирать паркет, понимаешь ты..»
Ну, собственно, речь не об этом…Должностное лицо, которого я дожидаюсь, явно задерживается. Начинаю от скуки зевать и даже негромко говорить что-то нехорошее.  Но вот в конце коридора появляется строго одетая женщина и неторопливой походкой продвигается в мою сторону. Подходит к кабинету, в который мне надо попасть, и начинает открывать дверь. На присутствие восседающего на стуле возле ее кабинета гражданина – ноль внимания. Как будто и нет вовсе тут ни кого. Зашла. Жду. Не зовут. Поднимаюсь и настойчиво стучу в дверь. Молчание. Затем – тягучее, такое надменное, чиновничье: «Войдите…». Вхожу.
Кабинет, конечно, – сказка. Оборудован по последнему слову техники. Тут тебе и компьютер, и телевизор, и еще что-то возле него. Два телефона.  Мебель красного дерева явно не отечественного производства. В углу – пальма натуральная и большая, почти под потолок. Можно даже сказать - развесистая, относительно, конечно. Только попугайчиков и не хватает.  На боковой стене, правой от хозяйки кабинета, три серьезные картины. Может быть, и не «третьяковского»  достоинства, но явно и не ширпотреб, как говорится.
Очевидно, я чрезмерно увлекся разглядыванием этого всего дела, потому как в вопросе, заданном мне, звучала явная ирония с оттенком легкой эдакой  раздражительности:
- Вы что сюда на экскурсию прибыли?
-Да нет, повышать интеллектуальный уровень к вам прислали.
-А не поздновато?
-Ну, если с точки зрения цвета растительности на голове, то может, и да, а по духовной и физической составляющей – пока нет. Последний вопрос чиновницы меня почти рассердил, но вступать в конфликт не было никакого желания, и я молча подал ей документы. Дама начала небрежно их разглядывать, а я опять, в силу природной любознательности, продолжил осмотр достопримечательностей этого помещения. И вдруг мой взгляд упал на фотографии, расположенные на небольшом журнальном столике являвшемся естественным сателлитом главного стола руководящего лица. То, что я там увидел, несколько обескуражило. Фотография красивой девушки с вьющимися каштановыми волосами сильно мне кого-то напоминала. И не просто сильно, а очень даже…
-Это, Леня, моя дочь Светлана…
-Тома?..
-Да, Тома… А вернее, Тамара Николаевна.
 Ноги, конечно, у меня не подкосились. Вряд ли я и растерялся. Но…  Присесть без приглашения в кресло, стоящее, слава богу, неподалеку, пришлось. В голову сразу вихрем влетели воспоминания. И почему-то именно те, которые ну никак не отнесешь к серии «общедоступных».
Потом, как в кино, в голове всплыла последняя наша встреча перед расставанием, после окончания университета. Нет. Она ни в коем случае не была плохой. Она не была даже грустной. Это чувство даже трудно объяснить. Вот как будто что-то недоделано или недовыполнено, или недосказано, что ли?...  С этим и расстались.  Потом была пара писем и все… 
Потом мне вдруг стало страшно неудобно по причине того, что я ее не узнал. А как тут узнаешь?! Худенькая, нескладненькая, где-то даже угловатенькая, скромная, тихая девушка-студентка превратилась в такую матрону, что караул!..  Почему-то сказка о «гадком утенке»  вспомнилась сразу….
Тамара вывела меня из этого состояния размышления спокойным вопросом:
-А ты как?..  Женат?.. Дети?..
-Сыновья у меня. Жены нет. Бывает и так.
-Бывает.
Я почему-то не стал спрашивать у нее о личном. Возникло неловкое молчание. Разговор приватного характера явно не клеился, и  Тома грамотно перевела его в деловое русло:
-Ну так зачем тебе понадобились курсы?
-Да вот, видишь, работа такая нынче, а корочек соответствующих нет. Чтобы не было лишних вопросов и притязаний разных, надо получить гранд соответствующий.
-Понятно… А где остановился?
-У Мишки. Да ты его помнишь. Армейские мои кореша. Они в общагу студенческую  приходили к нам на первых порах частенько.
-О!… Очень хорошо помню. Покуролесили вы тогда славно.
-Что было - то было.
Решение моего вопроса много времени не заняло. Но я прекрасно понимал, что просто так убираться восвояси нельзя. Догадывался я и о том, что она знала о моем прибытии заранее и что теперь она явно чего-то ждала, хотя внешне соблюдала полное и абсолютное спокойствие.  Самоуверенность и безразличие якобы даже аж веяли прямо от нее…
В сложившейся ситуации что-то  предпринимать, конечно же, нужно было мне,  хотя бы на том простом основании,  что я мужчина, черт побери, в конце-то концов!!!   Но надо было же это сделать так, чтобы и «лицо не потерять», как говорят японцы. Заставив мозги интенсивно, а точнее молниеносно поработать, нашелся-таки:
- Я понимаю, конечно, Тамара Николаевна, что ты, то есть, Вы,  человек занятой и здесь поговорить не удастся. Как насчет, того чтобы встретиться где-нибудь на нейтральной территории и пообщаться по душам, так сказать?.. Выдержав, очевидно, полагающуюся в таких случаях паузу (Бог его знает, как у них теперь в столицах-то?), задала встречный вопрос:
 -Почему на нейтральной? Можем, ко мне домой поехать или на дачу, на худой конец…
-А потому, Томочка, – уже более уверенно и даже нагло ответил я,  -  что в таком случае встреча будет носить стесненно-формальный характер. А мой возраст и социальный статус уже запрещают это делать. О душе подумать надо, дорогая, о душе… Задушевность, понимаешь ты, должна быть при общении, и желательно без посторонних, так сказать. Особенно в нашем случае. Может, я покаяться хочу наедине?... Или что-то сокровенное тебе открыть?...
Выдвигая такое предложение, я, конечно же, имел в виду вечер в каком-нибудь приличном ресторане или кафе, но предложение однокашницы оказалось совершенно неожиданным:
-Ну хорошо. Давай в субботу съездим на нашу турбазу. Там можно и домик на день взять и на озере в лодке поплавать. Ты еще грести не разучился? Помнишь Пироговское?
-Еще бы!
Выезд студентов после практики на Пироговское водохранилище - это что-то, ребята! Тогда было все, кроме денег. Сейчас наоборот. Деньги есть, а все остальное под  большим, эдаким, вопросом.  А тогда и гонки на лодках, и заплывы на дальность, и прыжки с дерева, и песнопение под гитару у костра до зари. Естественно, что ночные походы в близлежащие деревни за «продуктами питания», так сказать, были и неотъемлемой и обязательной частью программы. А когда и в какие времена, простите, русским людям чего-то хватало?..
Раз, другой, так целый палаточный городок выстраивался вдоль берега. А ежели палаток не хватало, так шалаши строили. И самое интересное, что в шалашах этих было намного удобнее и комфортнее, чем в заводских образцах полевого жилья.. Строили-то на совесть, с выдумкой, с творческим подходом, так сказать. Воистину, своеобразный  «рай в шалаше» в них присутствовал.  Всего и не вспомнишь, пожалуй.
Мои, «повышающие интеллект» курсы начинали функционировать только с понедельника. Сегодня четверг. Дел особых нет, а какие и были - уже все доведены до ума. Все мелкие вопросы  решатся автоматически, по ходу дела,  за пятницу.
-Ну что ж, турбаза - так турбаза. А у тебя для старого друга найдется какая-нибудь полевая форма? А то ведь я не рассчитывал на подобного рода мероприятия  в  этой командировке.
-Найдем что-нибудь. От бывшего мужа осталось, по-моему,  что-то ..
-А настоящий что?...
-А настоящего не держим…
-А почто так?...
-А ты почто так?...
-Понятно…
Данная информация, полученная совершенно случайно, а может, и не случайно, меняла, конечно же, всю ситуацию в  корне, если можно так выразиться. Видать, у меня в глазах что-то появилось такое горяще-блестящее, потому что Тамара, сняв очки и пристально посмотрев в эти же глаза засверкавшие мои,  так тихо, загадочно и слегка угрожающе сказала:  «Ты только ничего там себе  в голову не бери лишнего, ладно?...».
-Да что ты, Тома?..  Как можно?..  Да  Боже упаси…
В десять утра  темно-вишневый «Рено» подъехал к корпусу № 1 дома № 10 на Новопеределкинской улице. Я уже ждал, сидя на лавочке у подъезда. Курил и разглядывал новый промышленный комплекс, выстроенный компанией «Пепси Кола» в этом районе. Красивый комплекс, надо сказать.
Открыв дверцу автомобиля, с удивлением отметил, что Тамара опять стала другой. Что делает с женщиной одежда и правильно подобранный макияж! Уму непостижимо! А за рулем этой, не побоюсь сказать красивой и элегантной машины, так и вообще… Да…  Единственное на что меня в этот момент хватило, так это спросить:
- В машине курить можно?..
-Кури… Бросать не думаешь?...
-Двадцать лет уже думаю…
 Тома улыбнулась: - Что сила воли слабовата?...
-Ты, Томочка, я смотрю, опять за свое?...  Ох и любишь же ты зацепить, так сказать, за самое ой-ой… Что значит силы воли нет? Да я больше двадцати лет на Северах. Там без силы воли не выживают. Нельзя такими словами мужчин  ранить. Это же обидно,  в конце-то концов… 
Высказался я, очевидно, довольно своеобразно, потому как она рассмеялась. Но что главное - рассмеялась по-тогдашнему, по-незабвенному студенческому:
-Да ладно тебе… Припрет – бросишь.
-Ну вот как припрет, так и брошу.
Удачная завязка разговора сняла ненавидимую мной неопределенность в отношениях. Стало понятно, что претензий никаких и прочего негатива - тоже. Встретились старые друзья. Как сейчас приято и модно говорить – «без галстуков». Кривляться - не надо, строить из себя что-то там - не надо, хитрить темнить тоже - не надо.
Для начала кого-то вспомнили и что-то вспомнили. Вкратце рассказал о своих похождениях в районе семидесятой широты. Потом долго ехали молча. Я любовался сентябрьской природой Подмосковья. А любоваться в эту пору есть  чем. Смешанный лес. Листва деревьев уже подернута золотом. Ели в своем неизменном темно-зеленом, отдающем синевой наряде. Много шишек. Урожайный год. Часто встречаются кусты черной рябины. Потом целая роща молодых березок. На фоне холодновато-лазурного неба с белоснежными облаками это все великолепие вообще смотрится изумительно. Но, что очень важно, успокаивающе действует на душевную составляющую. Хотя… как для кого…
Созерцая все это, «смалил», как паровоз одну за другой. Ну слабость у меня вот такая есть - курить в процессе перемещения на легковых автомобилях, положив ногу на ногу да еще держа в свободной руке бутылку с чем-нибудь. Предположительно, с пивом, скажем так… Полагаю, что это не такой уже и бзик.  Благо, погода позволяла ехать с открытыми окнами. 
Потом проехали места, где мы  проходили одну из многочисленных практик после первого курса.  Память окаянная понесла куда-то…  Опять завели разговор и, увлекшись оным, почти незаметно прибыли на место.
 Место добротное, надо сказать. Встретила, как и положено, - охрана. Тамару Николаевну здесь знали и, похоже, очень даже уважали. Оставив машину на стоянке возле ворот, прошли к лесной обители. Домики маленькие, удобные, раскрашенные, как в детском садике. Только Чебурашки и Вини Пуха на стенах и не хватает. Дорожка вдоль коттеджиков этих деревянных грунтовая, посыпана песочком беленьким. Волейбольная площадка неподалеку.. Ну в общем, как любил говаривать наш однокурсник «Малый»: «Созданы все условия для нормальной жизни». 
Бросив сумки, пошли к озеру. Лодочная станция богатая. Тут тебе и катамараны, и шлюпки, и лодки прогулочные, и водные велосипеды.  Все, что хочешь, – на выбор.
-Тамара, а народ здесь купается вообще?..
-Но не сейчас же. Купальный сезон уже закончился для нормальных людей.
-А для ненормальных?
-Ну эти и зимой в прорубях купаются… А ты что решил освежиться в сентябрьской водичке?
-Да вряд ли. Уже не рискну. Лет бы пять назад, так запросто и, скорее всего, обязательно бы.
За этим разговором подошли к будке дежурного, взяли весла и пошли выбирать себе плавающее средство  для прогулки. По качеству все лодки были одинаковыми абсолютно. Ну я и направился отцеплять самую крайнюю. И проще, и выходить в водоем удобнее. Но женщины же так не могут. Как так?! Без выбора?! О чем вы говорите?!
В итоге самой лучшей оказалась та, которая сочеталась по цвету с туристическим нарядом Тамары. Отметив  это, я  не смог сдержать улыбку, на что женщина немедленно отреагировала:
-Ты что это, охальник, опять ухмыляешься?.. А?..
-Да вот, глядя на тебя, жизни радуюсь, Томочка, честное слово!..
-Да она, по-моему, тебя и так не очень-то огорчает…
И вот здесь разговор прервался по абсолютно не зависящим от нас причинам. Сразу скажу, что, не взирая на отказ,  пришлось все-таки немного поплавать. Благо, что сентябрь выдался на удивление теплым. Да и температура воды по сравнению с нашими северными водоемами была относительно нормальной. А получилась ситуация абсолютно анекдотическая.
Практически одновременно с нами пожелала побороздить гладь озера на лодке компания из четырех человек. Три женщины и мужчина. Ребята были уже явно после застолья. Женщины все дородные и шебутные. А одна так даже очень-таки,  в смысле дородности. 
Они вышли «в  море» первыми. Я пока с веслами возился да Тамару поудобнее на бак лодки усаживал, чтобы беседовать по ходу плавания можно было. Посему несколько задержался с выходом.  И вдруг в процессе  этого самого диалога нашего  вижу, что эти ребята начали там какую-то пересадку. Автоматически задержал на них внимание.  Жизненный опыт и выработанное годами волчье чутье подсказали, что беда рядом где-то ходит, потому уже взгляд не отвожу.  Тамара тоже поняла, что я неспроста за этой компашкой наблюдаю и, прекратив разговор, повернула голову в ту сторону. А сцена следующая…
 Две дамы, пытаясь поменяться местами, должны аккуратно разминуться в узкой лодке. При этом громко что-то обсуждают и смеются. Естественно, аккуратно не получилось. Лодка начала расшатываться, женщины тоже. Мужик, очевидно, сообразил, что «дело пахнет керосином», и приподнялся, чтобы их поддержать. Но его действие возымело совершенно обратный эффект. Лодку резко качнуло, и под пронзительный визг трех женщин в терцию одна из них уходит за правый борт. Облегченная лодка, по известным законам физики, делает естественный резкий качок в противоположную сторону, и  вторая дама вылетает за левый борт.
 Благо, отплыли метров на двадцать всего. Мужик не растерялся и прыгнул за одной, той, что погрузнее.  Вторая,  естественно, остается без  помощи. Что-то там кричит в воде, но держится на плаву. Быстро бегу к краю мостика,  сбрасывая на ходу кроссовки, снимая  рубашку и брюки. По дороге кричу Томе, чтобы «неслась» к спасателям. На краю мостика, на столбе, висит дежурный рыжий спасательный круг. Привязан веревкой намертво. Все, как у нас. Не знаю, откуда дурь взялась, но эту веревку я оборвал слету, или с гвоздем вместе вырвал, уже не помню сейчас.  Бросил спасательное средство как можно дальше, потом нырнул следом и, толкая его перед собой, относительно быстро доплыл  до одинокой дамы. Она оказалась на удивление сообразительной и спокойной. Обычно, все бывает далеко не так. Говорить ничего особо не пришлось. Выпавшая крепко вцепилась в пробковую плоть круга обеими руками так, что и вдесятером бы не вырвали, наверное. Но самое поразительное состояло в том, что, почувствовав себя в относительной безопасности, она заигрывающее посмотрела на меня слегка прикрытыми глазками и сказала: «спасибо», да так, как будто я ей руку подал при посадке в карету. Да… Женщина есть женщина. Даже в такой экстремальной ситуации  «начало всех начал» - впереди всего!
Убедившись, что дама какое-то время явно не утонет,  погреб к паре, пытающейся преодолеть трехметровое расстояние до опущенного в воду весла. Здесь все было намного сложнее.  Эта женщина спокойствие не соблюдала. Больше того, она захватила руку спасителя своего намертво! Тот пытался грести как-то одной и, хотя уже явно выбился из сил,  продвижения вперед не наблюдалось вообще! Подоспел я вовремя, очевидно. Помог сначала освободить руку мужику, а потом мы уже вдвоем, с горем пополам, кое-как  справились. Дотолкали-таки тетку до лодки и помогли уцепиться за борт. На большее уже сил не было ни у меня, ни у него.
Надо добавить, что все это время третья дама, находившаяся в «посудине», вместо того, чтобы подгрести поближе, махала руками и  усиленно подсказывала нам, что делать. Мужик пытался ей что-то ответить в процессе спасательных работ, но хлебнул воды, закашлялся и  бросил это занятие. Правда, потом, когда вся это эпопея завершилась, он ей высказал, что думает по поводу случившегося. Высказываний этого человека я повторять не буду. Не для слабонервных это…Но из бурной речи его я понял, что именно эта дама явилась инициатором  перемещений по лодке. Естественно, как это всегда и бывает в жизни, от инициативы  пострадали все, кроме инициатора.
Пока мы все это вытворяли на воде,  подскочила моторка с двумя крепкими парнями в ярких спасательных жилетах. Хлопцы лихо втащили к себе в моторку обеих женщин, несмотря на их солидные габариты, и вконец ослабшего  мужика. Я не без труда, если честно,  забрался в лодку незадачливых путешественников, и таким эскортом мы двинулись к лодочной станции. Пока плыли к берегу,  вот эта третья, что в лодке осталась, все пыталась выяснить у меня, откуда мол такой герой в их краях появился? Однако вот, что-то, не взирая на весьма положительные внешние качества этой женщины, общения явно не получилось.
Ну, как бы там ни было, а все целыми и невредимыми вышли на берег под одобрительные крики и хлопанье толпы встречающих.  Оказывается, их там человек тридцать было. Что-то ребята праздновали по какому-то серьезному случаю и вполне по-взрослому, так сказать.  А эта группа решила освежиться на воде. Освежились по полной программе, надо заметить…
И вот только тут, при выгрузке из лодки,  до меня дошло, что я единственный из всех спасателей, спасенных,  встречающих и прочих одет в исподнее. Пусть и вполне приличное и чистое, но явно не предназначенное для того, чтобы заплывы в нем делать и, тем паче, перед людьми посторонними красоваться. А дошло это до меня потому, что Тамара с какой-то особенной такой полуулыбкой загадочной начала меня рассматривать  с головы до пят.  Да пристально так… Стыдно признаться, но по-моему, я даже, где-то в глубине души, конечно, застеснялся малость. Потом, наглядевшись и растирая полотенцем, тихо,  на ушко,  сказала фразу, которую  я и умирая наверное  вспомню:
-Да, Ленечка… А ты, оказывается,  вполне еще съедобная шоколадка.
-Это ты о чем, Тамарочка?...
-Да все о том же дорогой… Где на севере так загорел-то?
-Июль жаркий был. Рыбалка на берегу Лимана. Редко, но бывает.
Потом выяснилось, что эти все люди  ее сотрудники. Один из отделов праздновал полным составом по случаю рождения наследника у всеми  уважаемого товарища. Повод для праздника действительно очень серьезный и отказать людям в уважении, вроде бы, как и нельзя.
Посидели немного для приличия, конечно же. Выпили тоже - конечно же. Немного, правда, но Томе за руль уже садиться как бы и нельзя. Этот фактор, как ни странно,  почему-то поднял мой, слегка скисший моральный настрой. И с чего бы это?..
Несколькими звонками  по телефону Тамара очень быстро порешала все вопросы,  и отъезд  был перенесен на утро следующего дня, то бишь, воскресенья.  После этого она очень даже умело, в уважительном тоне что-то объяснила хозяевам застолья и мы, потихоньку удалившись,  наконец-то вышли «в море».
Долго любоваться красотами озера с воды не пришлось. Время дневное потеряли. Начало смеркаться, и серьезно посвежело. Запланированная поездка в сосновый бор на противоположном берегу тоже была отменена, по этим же причинам… Пока прибыли на  базу, пока сдали лодку -  почти стемнело. Тем не менее, решили, что ужинать будем на улице.  Расположились на берегу, почти у кромки воды. Что-то там нарезали, что-то  открыли. В таких условиях на природе  - все хорошо.
 На темно-синем небе отчетливо прорисовалась вся звездная карта мира. Блики от  разгорающегося костра начали метаться по стволам рядом стоящих сосен. Дрова попались сухие, и вскоре пламя осветило всю площадку, на которой мы расположились. Искры, отрываясь от главного факела, пытались достичь крон сосен, но, подобно фейерверку, гасли, не достигнув желаемой высоты. Почему-то все это время в процессе приготовления полевого стола и разжигания костра  мы оба молчали. Каждый, того не замечая, думал о своем и вспоминал о своем.
Потом, избавившись от этого наваждения и вальяжно расположившись на раскладных стульях, больше напоминающих кресла, начали разговор за жизнь. Ранее существовавший запрет на застолье со спиртным был отменен в связи с вынужденной задержкой до утра и ненадобностью быть за рулем.  Я открыл бутылку незнакомого, но явно хорошего испанского вина, оказавшегося совершенно случайно в сумке Тамары  Ну, бывает так… Положишь по инерции что-то где-то, да и забудешь.
 Тишина… Только поленья в костре потрескивают да изредка  просачиваются сквозь темноту и  стволы деревьев  неясные звуки со стороны празднующей по соседству компании. Рай на Земле, да и только.
 И было бы у нас в этом раю, как я полагаю, все в лучших традициях «из жизни отдыхающих», если бы  Тамарочка вдруг не вспомнила, что я когда-то неплохо играл на гитаре и пел(будь оно неладно). Я, конечно, подозревал, чем все это закончится, но почему-то вот до конца ситуацию не прочувствовал.  Ну скажи, что рука болит, что горло не в порядке, что, в конце-то концов, нет творческого настроя. Да что угодно же можно придумать ради благого дела.
Она быстро сходила  к той самой компании и попросила у ребят на время инструмент. Ну, а потом я запел… И запел, как всегда, так что ветки зашатались… А   потом все способные еще передвигаться  представители этой соседствующей компании оказались у нашего костра и окружили  кольцом блажащего хриплым баритоном мужика.
В результате в свой домик мы попали только к четырем часам ночи… А в девять уже надо было выезжать. Вот тебе и пообщались…. И смех и грех, честное слово…


Рецензии