Крыса

Говорят, что путный кот в своем дворе цыплят не берет. Но это, если путный… А шалопутный и мышей не ловит,  и цыплят ворует,  и гадит где попало…

Тихий такой был Валерка. Вежливый - до ужаса. Одет опрятненько.  Внимательно выслушает вас, преданно глядя в глаза. Если в гости заявится, спросит, на какой стул можно присесть. Всегда вызовется помочь что-то  отнести или поднести.
Всегда вызовется помочь накрывать на стол. Обязательно таскает блюда и помогает стулья из других комнат в залу сносить.  Ну, прямо не дитя, а херувимчик, ей Богу.
Но вот странность. Как у кого в гостях побывает на дне рождения или просто так, потом обязательно хозяева обнаруживают какую-нибудь пропажу. При этом абсолютно не важно что. Хоть какая-то вещь, а исчезает.
С возрастом это странное свойство несколько видоизменилось. Начали пропадать деньги и золото. Действовал   с умом. Набивался в друзья к девчонкам и пацанам в приличные дома, где можно было чем-то поживиться. Сразу ничего не брал. Шокировал своей воспитанностью, примерным поведением и манерами родителей нового друга или подружки. Присматривался, где что лежит и как незаметно к намеченному предмету подобраться. Но и это еще не все.
Воровал так, что потом хозяева даже не могли определить, когда именно это произошло. То есть, брал то, чего заведомо кинуться не сразу. А потом докажи, что это пропало именно после его посещения, а не раньше. Ловить не ловили, но разговоры об этих «странных» исчезновениях среди ребят и, соответственно «по цепочке», родителей уже пошли. Кто был бит жизнью покруче и в людях разбирался не понаслышке, сразу запрещали детям даже общаться с ним. Родители полояльней просто не пускали его в свои дома. Но, как всегда, находились и, надо сказать, очень многие, которые пропускали мимо ушей все эти разговоры. Потом, естественно, расплачивались. Кто чем. Одни золотыми сережками, другие часами, третьи деньгами, а кто и  дорогостоящей «тряпкой».
Но однажды Валерку, крысеныша, все-таки прихватили прямо по горячим следам. Вера Малахова после окончания восьмилетки поступила в городское медицинское училище. Пригласила всех близких друзей и бывших теперь уже одноклассников к себе домой отпраздновать это событие. У них вообще всегда семья была хлебосольной, но таких тортов и прочих хитроумных печеностей, как пекла ее мама, тетя Ксения,  не было нигде. Понятное дело, что на этот пир собралась большая  компания подростков всех сословий.. А почему бы и нет?.. Где еще такую вкуснятину попробуешь?!..  Особо никто не наряжался. Ну не День рождения же, в конце-то концов, и не Новый год тоже. Пацаны в рубашках да брюках, девчонки в платьицах обычных, в юбочках, в блузочках воскресных, правда. Понанесли букетов Вере, подарки скромненькие, разные, в виде ручек, карандашей, пеналов.  Кто-то книжку подарил.  Это было не принципиально. Главное в таких случаях, знак внимания чтобы был хоть какой-то.  После непродолжительных и немногословных поздравлений приступили к сладкой трапезе. И тут с небольшим опозданием «нарисовался» Валера. В костюме, при галстуке и со здоровенным букетом  ранних бордовых, величиной со средний подсолнух, георгин.
Это мало кого удивило, потому как заявлялся таким образом он уже не один  раз и не в один дом, где героинями застолий были одноклассницы. А учитывая, что на тот момент он временно ходил в хахалях Веркиных, так и сам Бог, как говорится, велел… Посему после нескольких минут тишины, выделенной ему для скромного поздравления, праздник  продолжился с удвоенной силой, с шумом, с гамом,  с музыкой и танцами.
Когда-то очень давно, в честь бракосочетания, погибший муж летчик-испытатель подарил Ксении Михайловне дорогие золотые сережки с какими-то серьезными камушками. Она их никогда после гибели супруга больше и не носила. Берегла как реликвию. Лежали эти сережки в серванте,  в отдельной коробочке. Когда Валерка посещал этот дом, якобы испытывая особые теплые  чувства к  девочке, Вера одевала при нем эти сережки и рассказала грустную историю об отце. Когда она была еще маленькой, папа  разбился  во время испытания нового самолета. Понятное дело, что она это делала только в отсутствии матери дома, так как  подобное действо было строжайше запрещено. 
Так вот, именно в этот торжественный  день  мама и захотела сделать сюрприз дочери и в честь знаменательного события передать данные украшения по наследству, так сказать.
 Пошла за сережками, а их нет. А буквально еще час назад были. Перед самым приходом гостей она их доставала и даже одевала в последний раз, перед тем как подарить дочери. Даже прощения у супруга покойного попросила и разрешения спросила это сделать.
Женщиной мама Веры была  умной. Особенности поведения Валерки понаслышке, естественно, знала.  Сразу поняла, в чем дело. Не поднимая шума, тихо объяснила все нынешнему своему спутнику жизни, отчиму Веркиному. Тот был мужиком,  как принято сейчас говорить, «крутым», разобрался с незадачливым домушником по-умному.
 С улыбкой попросил Валеру, как самого крепкого парня, помочь что-то достать из кладовки. Там уже ждала Ксения Михайловна. Для начала предложили отдать по- хорошему, без унизительных процедур. Тот с выкаченными глазами начал божиться и клясться. Отчим, ничтоже сумяшеся, произвел полный и доскональный обыск.
Обнаружили они эти сережки аккуратно прикрепленными к резинке трусов. Чтобы не портить дочери праздник и настроение, разобрались по-тихому. Хотел отчим по башке настучать воришке, но хозяйка дома не дала. И правильно сделала. Потому как он мог одним ударом дух из хлопчика вышибить. Здоровый мужик. Пацаны его «шкафом» величали за глаза. Сама же пощечину  такую мерзавцу «отвесила», что к стенке отлетел.
Тщательно протерев реликвию медицинским спиртом и уложив обратно в коробочку под продолжительные аплодисменты гостей Ксения Михайловна, успокоившаяся и остывшая от гнева, торжественно вручила дочери дорогой подарок. 
Валерка, сославшись на зубную боль и держась за щеку,  удалился из дома. Это особого огорчения не принесло никому, даже виновнице торжества.
Однако все просто так для Валерки на этот раз не обошлось. История  вышла наружу. После этого к нему наглухо прилипла кличка «крыса».
Как только информация просочилась в  ряды сверстников, его несколько раз подряд отлупили и довольно хорошо.  За прошлое. Крал-то у многих. Только то, что не ловили. А когда влетел - для пацанвы вина была доказана. Свидетели и вещественные доказательства не нужны. Братва же - не суд.  Вот особо злопамятные и отыгрались. А  придраться-то к чему угодно можно.
После этого случая его поведение резко изменилось. Он вообще перестал ходить к кому-либо в гости. Да его уже никто и на порог не пускал, даже родственники.
Прошел год. Вел себя ниже травы, тише воды. Все решили, что перерос, осознал и стал нормальным парнем. Отношение к нему  изменилось в лучшую сторону, детские «проделки» как-то позабылись…
Открылась суть этой метаморфозы совершенно случайно. Когда уже заканчивали десятый класс.
Кто-то из родителей забыл нужные бумаги и в разгар рабочего дня приехал за ними домой. Кинулся открывать дверь, а там ключ торчит с внутренней стороны. Начал звонить, стучать. Никакой реакции. Дома мог быть только кто-то из детей. Сразу, естественно, нехорошее подозрение. Позвонил соседям пенсионерам.  Путано попытался  объяснить ситуацию. Те, долго не рассуждая, и очень решительно  с помощью телефона подняли по тревоге всех, кого можно:  милицию, «Скорую» и даже пожарных в придачу, на всякий случай. Мало ли что там произошло. В квартире обнаружили «крысу», в бессознательном состоянии.  В сознание его привели очень быстро, традиционным способом. Следователь расколол «в три прыжка», мгновенно. К тому времени еще заматереть не успел.  А действовал он так.
Вычислял, где живет очередная жертва. Естественно, выбирал тех, кто живет неподалеку от школы.  Потом отслеживал, где намеченный объект держит ключ от дома, или квартиры, и незаметно его похищал. Придумав очень серьезную и убедительную причину, а то и втихую, сбегал с уроков  и по-быстрому навещал жилье. Но главное, что успевал вернуться в школу и подкинуть ключ назад, в карман пацану или девчонке. В остальном методика оставалась прежней. Брал немного и именно то, пропажа чего обнаружится не скоро.
 На этот раз опять спасли чисто человеческие чувства. А может, и не только они. Родители, надо сказать, у него были далеко не бедными людьми. Поплакали родственники перед ментами и пострадавшими. Заявлений против него больше никаких ни от кого не было.  На чем-то сошлись и договорились. Тем дело и закончилось. Не сел он согласно соответствующей статье. Хотя при ином раскладе   на «малолетку» мог «загреметь» - запросто. Других, менее защищенных пацанов, за куда меньшие дела заталкивали в уголовную среду.
После этого сразу перевели его в другую школу. Закончил он ее чуть не с отличием и уехал поступать в институт. Поступил. Жил в общаге. Здесь  сама система проживания – полигон для подобного рода отморозков. Нашел свою нишу, «золотое дно»…
Ловко используя присущий ему набор «качеств», сразу выдвинулся в серьезные общественные деятели. Всегда при галстучке, выглажен, вычищен, надраян весь. Крысиная сущность, обогащенная определенным опытом последствий, обрела отточенную форму.  Свои вылазки сделал такими аккуратными, что просто невозможно было даже заподозрить, не то, что поймать. Сам процесс воровства не интересен. Интересно, как он себя вел после этого. Первым, как один из представителей общественности, приходил разбираться с чрезвычайным происшествием.  Не гнушался ничем. Последние деньги на пропитание у девочки-сироты мог выдернуть без зазрения совести. Больше того. Тут же мог  прийти и с сочувствием, прямо глядя в ее полные слез, горя и растерянности глаза, успокаивать… Во образец!  Сколько и у кого воровал, не известно.  Тот период его подвигов как-то выпал из поля зрения большинства знакомых. Просочились только фрагменты, так сказать…Дело было в другом городе. 
Основные события, приведшие его к соответствующему «вознаграждению» за «благие дела», произошли позже, когда он, уже достаточно заматеревший, работал на производстве. Прилагал «крыса»  свои творческие усилия в отделе проектирования на одном из приличных заводов. В отделе человек двадцать. Две трети – женщины.  Производил на всех  неизгладимое впечатление. Все тот же костюмчик. Безупречно белая рубашечка и подобранный со вкусом галстук. В тон галстуку, естественно, платочек. Вежлив до умопомрачения и такой же безотказный в работе. Умел создавать себе положительный имидж и авторитет. Артист был еще тот. Та самая живущая в нем «крыса» начала проявляться через определенный период времени.
Так уж вышло, возможно, и случайно, что ему по работе приходилось частенько бывать в разных отделах конторы. Везде был вхож и принимаем с милыми улыбками.  Отделов много. Народу еще больше, а значит, и кошельков. Первой пострадала Марина из планово-технического.   Исчезла половина  аванса. После получения денег женщины, отпросившись у начальников под различными предлогами на пятнадцать минут,  рванули в магазин. Ну как же иначе.  Как же все-таки изобретательно и выборочно работал гаденыш!  Пострадавшая, когда обнаружила перед уходом с работы пропажу, даже засомневалась. Она просто не могла определить где «посеяла» деньги. То ли вытащили в магазине, то ли где-то оставила в спешке. Ну  такая вот распыленная дамочка была. Но все же подругам рассказала, и история стала достоянием всех. Выводов не последовало. Скорее всего, потому, что все знали Марину. Подобного рода ситуации у нее уже были в жизни, а вот пропажи денег в отделе не было никогда.
Следующее  исчезновение произошло месяца через два. В другом отделе, но у более серьезной женщины Алевтины Владимировны. И сумма была относительно крупной. Начались разбирательства. Дама подала заявление в милицию. Трясли в основном сослуживцев по отделу и тех, кто часто посещает данный отдел. Но и на этот раз с рук сошло. Воришка с этой самой  женщиной  был в особо близких отношениях и одним из первых оказался в рядах утешителей. После этого он свою деятельность на время свернул.
Но, очевидно,  крысиная болезнь  с родни наркомании. На третий раз он-таки попался. Случилось это летом. Один из его сотрудников собирался с семьей в отпуск. Какой мужчина не делает заначку для карманных расходов?..  Мало ли где придется с друзьями посидеть, или что еще…
Так вот, Серега и держал такую заначку в тумбочке рабочего стола. За несколько дней до отлета он для чего-то их доставал, а потом положил обратно  Вышел на перекур. Стол, понятное дело, не закрывал. В отделе все свои.
В принципе, «крыса» и в этот раз сделал расчет верным. Ну раз человек уже проверил деньги, то во второй раз, по крайней мере сегодня, уже их смотреть не полезет. Но вышло как раз все наоборот. Сереге что-то не понравилось, и он буквально после перекура опять полез в заначку. Денег нет. В отделе помимо него было еще пять человек.
На беду Крысы этот парень обладал идеальной фотографической памятью. Он не стал поднимать шума, а спокойно провел анализ. Бабулька, сидевшая за столом позади него, даже в сильных очках только на близком расстоянии могла работать с печатным текстом. Сидевшая справа Лиза вне подозрений по очень серьезным причинам.  Двое сослуживцев сидели на двух передних столах и никак не могли видеть его операции с купюрами. Да и были они нормальными, проверенными старыми кадрами. Остался только один – Валера. Сидел он за столом по диагонали позади и мог прекрасно все видеть. Сомнений не было. 
С  подобного рода субъектами Сережке по жизни встречаться приходилось и разбираться тоже.
Вызвав Валерку в коридор, он тихо и относительно вежливо предложил по-хорошему и без шума вернуть деньги. Но «крыса» и есть «крыса». Даже этот парень, видавший по жизни всякое, был поражен наглостью и хладнокровностью, с которой лихоимец  возмущался по поводу неправедности обвинений в свой адрес.
 Уж что-что, но к разряду людей сдержанных Сережку отнести было нельзя никак. А вот кулаками своими, в силу определенных причин, владел он очень даже неплохо.
 На своеобразный шум в коридор высыпала половина конторы. Разгореться страстям не дали. Серегу оттащили. Слава Богу, что у него хватило ума не бить по роже. Дело дошло до милиции. Вещественных доказательств не оказалось. То и не удивительно. Предусмотрел и это поганец.
Серега в коллективе по разным причинам был человеком уважаемым и специалистом был классным. Поэтому народ, естественно, был на его стороне и ему поверил. По этой же причине  свидетелей мордобоя не было тоже. Телесных повреждений не оказалось. На том все разбирательства с органами правопорядка и закончились. Но в конторе продолжились.
Обоих вызвал к себе директор. Еще бы! Скандалище-то какой! Что там был за разговор, неизвестно, но ни тот ни другой на этой тему больше с сотрудниками общаться не пожелали. Надо сказать, что шеф был мужиком «крутым» и очень даже.
Понятное дело, что рейтинг Валерки  резко упал. Но на работу ходил как ни в чем ни бывало. Не пойман – не вор. Однако, похоже, настал час  расплачиваться крысе за деяния свои...  Есть время бросать  камни, а потом наступает время их собирать…
Все началось с малого. По прошествии какого-то периода времени, когда, казалось,  все и все забыли, на какой-то вечеринке отдела бывшая хорошая знакомая (вторая его жертва),   выпив немного лишнего, посчиталась с ним по-своему. За все сразу. И за деньги, и за обман. Не исключено, что и за женское поруганное самолюбие.  В разгар гулянки завела с ним разговор, а потом плеснула в репу стакан вина. Этого женщине показалось, очевидно, мало. Пока он протирал глаза, она вдогонку влепила ему две звонкие пощечины, а потом еще надела на голову миску с растаявшим холодцом.
Валера, было, рванулся  в гневе  чем-то там ответить, но по странному стечению обстоятельств рядом с конфликтующими сторонами оказался вдруг все тот же Серега. Что-то во взгляде этого парня заставило «крысу» ретироваться, покинуть банкет и убраться восвояси. На следующий день он заявился на работу как ни  в чем не бывало. Сотрудники тоже сделали вид, что абсолютно ничего не произошло, но по своеобразно хищно-ведьмовскому взгляду  Алевтины Владимировны было видно, что женщина испытывает чувство глубочайшего удовлетворения.
Видать-таки, нашкодил «Крыса» по жизни немало. Гораздо больше того, что бвло ведомо окружающим. Потому как «сбор камней», начавшийся с вышеописанного события, был очень даже неблаговидным.
Буквально через пару недель произошел пожар. Загорелись сараи, расположенные возле жилого пятиэтажного дома. По странному стечению обстоятельств, больше всех пострадала именно  собственность Валерки. Он готовил к отправке контейнер. Все отправляемое имущество было сконцентрировано именно в этом сарае. Абсолютно новый, еще не распакованный, в ящике, мотоцикл с коляской «ИЖ». «Нулевый» двухкамерный холодильник «Бирюса», финская стенка и еще много других новых дорогостоящих предметов быта. Несмотря на то, что в заключении, сделанном  пожарными, однозначной причиной возгорания была указана плохая  электропроводка, опять вмешалась милиция. 
Толи он сам им нашептал, толи кто-то подсказал, но следователи узрели в этом деле преднамеренный поджог. Таскали и пацанов, и соседей, и даже сослуживцев. Кстати,  даму, «одарившую» его на вечеринке, обрабатывал следователь в первую очередь. Смех да и только… Но все это были только – «цветочки».  Самая неприятная история произошла с ним чуть позже. И здесь уже  обвинять  было некого.
Дело было зимой. Ко времени описываемых событий многие войсковые части, базировавшиеся в этих краях, ликвидировались в связи с реформой армии. Той же участи были удостоены и многие государственные предприятия, не выдержавшие капиталистических перемен.
Крыса частенько любил покопаться на заброшенных складах. Барахла разного там было оставлено много. Все что-то там искал, крутил, резал и перетаскивал в свои сараи. Что он возле них  делал в этот раз - неизвестно. Был там один. Что-то отогревал бензиновой лампой. Почему и как взорвалась канистра с бензином, непонятно…. Стоял к ней спиной. Одет  был в ватную  фуфайку. На голове шерстяная шапка. Поэтому верхняя часть почти не пострадала. А вот брючки были из искусственного материала, на таком же искусственном сентипоне. Помочь потушить огонь было некому. Больше всего пострадала часть тела от колен и до пояса. Выжить, конечно, выжил, но последствия, как для мужика, были серьезными.
Жена его, по натуре баба очень стервозная и склочная,  узрела и в этом происшествии диверсию. Крайних все пыталась найти. Долго доставала соответствующие органы своими заявлениями и посещениями. Да все без толку. А что их искать?.. В зеркало погляди и увидишь…


Рецензии