Закон жизни

    Жил на свете один ученый. Был он ботаником, а точнее - селекционером. И вот, однажды, вошла ему в голову мысль - вывести новый сорт роз. Таких роз, у которых шипов не бывает. Коллеги отговаривали его от этой затеи, но он на своем стоял:
   - Ух! - заводился ученый. - Все свои деньги на проект положу, но розу - выведу!
   - Ну, а зачем тебе это? - вопрошали коллеги.
   - Ну, как это зачем! - ученый смотрел на оппонентов, округлив глаза. - Дети вот, например, будут розы рвать в парке с клумбы. И не уколются. Женшчыны, опять же. - подмигивал он своим спорщиком и сладострастно усмехался.
  ...Поспорили с ним, поспорили, да и оставили в покое. Делай - как знаешь, мол, своя голова. Ну, стал ученый исследовать это дело, денег ему дали богатые "буратины" на осуществление прожекта. И вот, долгожданный день настал. Ученый пригласил всех в свою лабораторию или как там это у ботаников называется.
   - Прошу! - изрек он, указывая на цветочный горшок.
     Коллеги, а это были маститые ученые - старички в ермолках и старушки в очках, глянули и - ох! Одна старушка даже в обморок рухнула. Перед взорами ученых умов возникла роза... без шипов. Да какая красивая! Стебель прямой, лепестки гладкие... И совсем шипов нету, ну, ты подумай!
   - О как! - приплясывал ботаник. - Теперь - прямая дорога к Нобелю.
     К Нобелю - не к Нобелю, а пришли к ботанику те самые "буратины", которые денег ему на его прожект давали. Сказали - отдавать должок пора. Ну, ученый не особо упирался. Но денег не дал, а дал семян новой розы.
   - Вот, - говорит. - Вы теперь с этим себе безбедную жизнь обеспечите не то что тут - на загробную даже хватит.
     Ладно - взяли богатеи семена, дали садовникам своим, распределили. И что тут началось! Все кинулись покупать розы, дарить, выращивать! Деньги потекли рекою к ботанику, к продавцам и "буратинам", которые этим промыслом заправляли.
  ...Так прошло некоторое время.
     В городе, где жил ботаник, стали странные вещи происходить. И страшные. Откуда-то, наверное, из чернющих недр канализационных глубин, из затхлых, темных подвалов - выползли в город крысы. Это были не такие крысы, которых вы в клеточке держите и которые морковку грызут. Это вам не Жужики и не Кузики, которых вы на ручки берете и хвостик им гладите. Это были жуткие монстры. Серые и черные, визгучие, вонючие, ушастые, с облезлыми хвостами и жутко злые. Нападали крысы на людей - на детей малых, стариков и просто взрослых. И стали разносить по городу жуткие болезни...
     Вызывали крысоловов, все деньги на них свели - не помогло. И тут люди заметили, что больше всего крыс привлекают сады и парки. Почему? Долго кумекали люди, ученые даже консилиум собрали - собрание такое, где много умных голов разные вопросы решают. Думали-думали и ничего не придумали.
     А тут - еще беда. Началось в городе еще одно бедствие - дети городские перестали слушаться старших. Мам, пап, дедушек и бабушек. Просто сладу с ними не было никакого. Думали, что это крысы их заразили чем-то. Так шло время, бедственно и безрадостно.
     Однажды наш ботаник, сорт роз который придумал, проходил по  парку. Шел он как раз мимо клумбы одной. И видит - крысы! Огромные, страшные, зубастые. Ученый было испугался, но потом любопытство победило. Всмотрелся - что же крысы делают. А они - цветы едят. Да как! Не едят - жрут просто! Тут видит он еще картину - ребенок идет с мамой. И орет на весь парк
   - Купи мороженого-о-о! Купи-и-и-и, говорят тебе! - мама бедная чуть не плачет, а он орет и кулаками машет на нее.
     Подошел ботаник наш к ним и говорит мальчику - крикун этот мальчиком был:
   - И не стыдно тебе так вести себя?! Я вот не был таким. А ну, цыц! Не то крысам отдам!
   - Что вы! - сказала бедная его мама. - Он и их не боится. Никого не боится вообще. Никто ему не авторитет... - и тяжко вздохнула.
   - А с чего это он? Да и все дети? - спросил ученый. - Как вы считаете?
   - Уж не знаю, что тут может быть. - отвечала мама. - Только вот началось это, как мы розы новые посадили в горшок дома. Стал сын эти розы брать, нюхать... И будто бы подменили его. Сами видите...
     А надо вам сказать, что ученого в городе этом знали в лицо не очень. Был он человек непубличный, хоть на Нобеля и замахивался и все такое. Сиднем сидел он в лаборатории своей и на люди не показывался особенно. Потому и не узнала его та женщина.
     Задумался наш ученый. Долго думал он - не мог отойти от увиденного.
     Как-то шел он по улице. Был вечер, погода стояла замечательная, но город был пуст - объявили комендантский час, потому что крысы стаями нападали на людей в вечернее время и шлялись по городу банды озверевших подростков, которые грабили всех встречных и поперечных - обворовывали, глумились, ругались и прочее непотребство совершали.
     Ну вот, значит, идет ученый и видит - стоит какой-то старик у дороги. Странный такой. Борода белая, плащ синий, а на голове - шапочка, вроде тюбетейки. Стоит и глядит прямо на ботаника нашего. Глаза у старика добрые, задумчивые. И зеленые, как море.
   - Старче, ты меня? - ботаника вдруг как током ударила от взгляда этого. Странный вопрос он задал, потому что мысли в голове вдруг запутались...
   - Ну, может, и тебя. - улыбнулся старик, ответив не менее странно. Был он, явно, пришелец - никогда не видел его ученый в городе.
   - Дедушка, - сказал он. - Ты бы сейчас не гулял тут. Крысы у нас страшные развелись. И дети очень распустились - обижают всех, безобразничают. Юноши не учатся больше, а грабят да глумятся над людьми.
   - Я все это знаю. - ответил старик и улыбнулся. - Я даже знаю, кто в этом повинен.
     Ученый обомлел, испарина выступила на лбу. Такого он не ожидал. Виноват?! В этом кто-то виновен?! Но кто?! Кто этот негодяй, который сотворил такое с его городом?!
   - И кто же это? - спросил ученый в нетерпении. Почему-то вдруг, непонятно - почему, ему стало страшно.
     Старик посмотрел на него внимательно.
   - Ты и правда хочешь знать?
   - Конечно! - закричал от нетерпения ботаник.
   - Этот человек - ТЫ! - ответил старик.
     Ученый от услышанного потерял дар речи.
   - К-к-как это? - наконец вымолвил он.
     Старик положил ему руку на плечо и тихо сказал:
   - Ты нарушил Закон Природы, Закон нашей Жизни. Ты возомнил себя богом. Ты посчитал, что то, что ты делаешь, принесет людям благо и деньги. Ты ошибся. Ты вырастил розу без шипов, чтобы никто не кололся. Конечно, все бы покупали эти розы - удобно и безопасно. Но - только на первый взгляд. Ты читал какие-нибудь умные книги? Нет, не те, которые по цветам и растениям, а другие - про Жизнь и Смерть.
     Ученый стоял, как водой ледяной облитый. Рассудок не мог вместить услышанного.
   - Ну, читал когда-то что-то... - пробормотал он.
   - Знаешь, что в этих книгах сказано? - спросил старик и сам же ответил. - Что путь к добру, любви и всему благому лежит через страдания. Этот путь всегда труден и, порою, опасен. Почему, ты думаешь, город крысы наводнили? Их привлек запах роз. Твоих роз. Крысы почуяли их, пришли, обнюхали и - не укололись. Они перестали бояться. Перестали бояться света, улиц, людей.
   - А... А дети?! - воскликнул ученый.
   - Еще проще. - отвечал таинственный мудрец. - Ребенок ведь всегда хочет что-то потрогать, пощупать - спички, розетку потыкать, розу. Он взял розу - и не укололся. И подумал, что все ему можно делать и ничего за это не будет. И родители ему теперь - никто. Никого не боятся дети теперь. Так-то вот. - закончил старик эту страшную речь.
     Ученый молчал. Да и сказать-то было ему нечего. Осознание тяжкой вины наполнило его сердце. Но, все же, он решил как-то оправдаться:
   - Я хотел, чтобы людям было удобно... - глупо было так говорить. Ученый знал, что глупо. Но сказал-таки - иногда люди говорят глупости, чтобы хоть что-то сказать в свое оправдание.
   - Ты хотел славы. - отрезал старик. - Сам ведь сказал - "к Нобелю дорога"
   - Откуда ты это знаешь? - ботаник удивленно посмотрел на него.
   - Я знаю все.
     Так прошла минута, показавшаяся ботанику вечностью.
   - У-и-и-и! Аш-ш-ш-! Хр-р-р! У-и-и-и! - дикий визг, шипение и рычание послышалось поблизости.
     Ученый обернулся - в полутора метрах от него стояла огромная, черная крыса. Шерсть у нее стояла дыбом. Хвост извивался, глаза хищно горели, в вечерних сумерках очень резко выделялись страшные, желтые, острые зубы.
     Ботаник испугался. Он хотел топнуть ногою, чтобы прогнать мерзкую тварь.
   - Не надо. - тихо и по-доброму как-то остановил его таинственный старик. - Смотри.
     Он что-то достал из под полы плаща. Это была роза. Ботаник всмотрелся - действительно, роза. Только - НАСТОЯЩАЯ. С шипами.
     Старик без страха шагнул к крысе и бросил ей цветок.
   - На, милая - ешь! - ласково сказал он.
     Мерзкое существо буквально впилось зубами в стебель и... Улицу оглушил дикий визг и хрипение. Из пасти твари потекла кровавая пена, крыса стала кататься по тротуару и через минуту... издохла. Возле нее лежала недоеденная роза.
   - Пойдем отсюда. - сказал старец ботанику. - Сейчас придут остальные - нам не стоит тут находится.
     И они пошли по улицам. Ученый молчал, не в силах придти в себя от увиденного. Вся жизнь пронеслась перед его глазами в эти минуты. Да, когда-то, будучи еще студентом, он совсем не думал о славе, деньгах и преподношениях. Он хотел служить науке и помыслы его были чисты и светлы. И он с горечью осознал, что это было лучшее время в его жизни.
   - А-а-а-а! Хочу машинку! Хочу мороженого! Купи, кому говорят! - раздалось рядом с ним.
     Ботаник и старик посмотрели туда, где кричали - это был тот самый капризный мальчик, которого ученый видел в парке. Он был с мамой и опять терзал ее.
   - Эй, малыш! - ласково крикнул старик. - Поди сюда!
   - Тебе чего надо и кто ты тут такой?! - огрызнулся мальчишка.
   - Я тебе что-то дам. - так же ласково сказал старичок.
     Малыш подошел. Старик протянул ему еще одну розу. Ребенок схватил ее, сжал стебель руками. И вдруг - как закричит! Из глаз мальчика, темных от ярости и злости, вдруг потекли слезы. И - о чудо! Глаза мальчика стали голубыми а взгляд - чистым и светлым.
   - Мааа-ма! Мамочка! Больно! - захныкал малыш и прижался к маме.
   - Уведите его. - обратился старик к женщине - матери мальчугана.
   - О, Господи! - только и вымолвила она. Казалось, до нее дошел смысл того, что происходило. Мама и мальчик быстро ушли.
   - Ты видел? - спросил старик ботаника, молча наблюдавшего эту сцену. - Ты понял?
   - Я понял. - только и ответил ученый. - А остальные?
     Он имел ввиду уже повзрослевших детей - юношей и девиц, которые бандитствовали в городе.
     Старик засмеялся.
   - О них не волнуйся! Они тоже уколются. Ну, а теперь - прощай! Идти мне надо. А ты - исправляй ошибку. Еще не поздно.
   - Как? - спросил ученый недоуменно.
   - Вот, держи. - протянул старик какой-то сверток. - Это - семена НАСТОЯЩИХ роз.  Не бойся - всем хватит. Посади их. Прощай!
   - Подожди! - воскликнул ученый.
     И вдруг видит - старика уже нет. Как будто и не было его рядом с ним.
     Ученый быстро зашагал по улице. Вдруг к нему подбежала женщина - мать капризного мальчика. Без сына.
   - Смотрите! - закричала она ученому. - ОНИ уходят!!! Уходят!
   - Кто? - не понял ботаник. Потом перевел взгляд туда, куда показывала женщина. И обомлел от ужаса и удивления.
     На тротуарах было несколько люков, ведущих в канализацию. И вот, видят они - будто серо-черная река течет в эти люки. Течет, не переставая. Это были крысы. Они, осатанело визжа, бежали в свои зловонные и темные жилища.
   - Что это? - спросила женщина. - Почему это?
   - Ничего. - ответив тот, улыбнувшись. - Они просто... укололись.
     Ночью ученый сжег оставшиеся семена новых роз. Потом, через своих знакомых, устроил так, чтобы в парках потравили его "создания" и посадили вновь настоящие розы. Прошло время и город стал таким, каким был когда-то. Дети стали слушаться старших, подростки прекратили безобразничать, а крысы появлялись только по ночам, шастая по мусорным бакам.
     Все бы хорошо, но... Богатые "буратинки", давшие денег на проект ученого, продали семена, бывшие у них, в другие города. Ученый, раскаявшийся в содеянном, перечитал еще раз все умные книги о Жизни и Смерти, закрыл свою лабораторию и уехал - бороться с бедою, которую сам же и выпустил наружу. Где-то ему везло, где-то - приходилось трудно. Но это уже - совсем другая история...

04.06.2010.
    


Рецензии