Русалия

Солнечный луч пробрался сквозь сени в закрытые глаза Святозара, тем самым заставив его пробудиться ото сна. Прислушиваясь к шелесту березовой рощи, что находилась недалеко от двора, юноша думал: «Ну, вот и наступил последний день, перед тем как я войду в возраст, последний день отрочества». Открыв глаза, молодец сладко потянулся и, зевая во весь рот, начал спускаться с сеновала, где он провел эту ночь.
По двору бегали рябушки, что-то ища на земле и деловито кудахча. Серый спал у своей буды: «Видать хорошо ночью отработал свой хлеб, не пуская татей на подворье», - подумал Святозар. Улыбнувшись светившему с неба Дажьбогу, молодец подошел к колодцу, что бы набрать воды и охладить свою буйную головушку после долгого сна.
Достав ледяную водицу из колодязя, юноша мимолетом увидел свое отражение в воде, и, удивляясь про себя, подумал: «Ну и чего девки во мне находят? Простой белобрысый отрок с глазами небесного неба, ну вылитый варяг», - пожав плечами Святозар с уханьем вылил воду из ведра себе на голову.
Отряхиваясь после такого своеобразного душа, юноша услышал, как скрипнула дверь в горнице, и из дому вышла молодая женщина. Улыбаясь, паренек подбежал к ней с воплем:
- Здрав будь, матушка моя.
Женщина в ответ тоже улыбнулась:
- И ты будь здрав, сын. Как себя чувствуешь? Готов завтра войти в возраст? – и с мимолетной тоской в глазах продолжила, - Ведь ты завтра сможешь примерить отцов меч.
Святозар подхватил мать за талию и закружил на руках с радостными криками:
- Не горюй матушка, я хоть и примерю отцов меч, но не покину хозяйство, а оружие мне надо будет для обороны нашего подворья от хазар ненавистных. А то пока докличемся княжьей дружины, так и без портков останемся.
Опустив мать на землю, Святозар низко ей поклонился и сказал:
- Чем, матушка, тебе помочь по хозяйству? Али в лес сходить дровишек натягать, али по дому прибрать?
Женщина, заметив в его глазах озорные искорки, нежно дав ему подзатыльник, сказала:
- Ну, добрый молодец, ты вчера дров натягал на всю зимушку-мать, а по дому я и сама справлюсь, не мужская это работа - у печки стоять. Так что не отлынивай, а сходи-ка ты лучше в лес-буравушку и подстрели какую-то животинку, на твои завтрашние именины.
Юноша притворно вздохнул, и, всем своим видом показывая, как не люба ему ноша охоты, поплелся в дом за тугим дубовым луком, что отец ему подарил на десятую весну.
Взяв лук с колчаном и ухватив в суму краюху хлебушка, Святозар поклонился матери, прося ее благословенья и наставления в путь-дорожку. 
Пройдя сквозь селище и здороваясь со снующими односельчанами, молодец вышел за ограждение села, и потопал проторенной тропкой в осиновый лес.

***
Долго ли, коротко ли, бродил Святозар по лесу, но так и не подстрелил ни одну лесную животинку. Понурив свою буйну головушку сел молодец на пенек и, достав краюху хлеба, решил отобедать – может, и повезет потом. Отломав кусочек горбушки, отрок положил ее возле кустика с малиной и тихо прошептал:

Прими мое угощенье лесная хозяюшка,
Не побрезгуй, отведи от меня напасти лесные,
И дай мне выйти на тропку звериную,
Что бы подстрелить себе на ужин
Животинку хромую.

Шевеления травушки-муравушки у малинового куста известило Святозара, что его угощение принято, и берегиня устелит ему тропку правильную, да охоту удалую.
Отобедав, Святозар напился у пробегающего ручейка, да и пошел по его руслу, надеясь, что берегиня выведет его на тропку заветную...
...Весело щебетали птички на деревьях, вдали дал стрекача заяц - отрок даже лук не успел вскинуть.
Вдруг тропка повернула в сторону от ручейка, и повела юношу вглубь лесной чащи. Пожав плечами, Святозар повиновался тропе и потопал сквозь чащу. Ветки хлестали его по лицу, корни сами лезли ему под ноги, но парень шагал дальше, согреваемый верой в берегиню.
Выйдя, наконец, из бурелома, юноша оказался на лесном лугу. Посреди полянки стояло небольшое капище. Возле того капища сидел на земле старичок - весь в белом и в соломенной шляпе. Он пускал дым из рта, который тянул с какой-то непонятной штуковины.
Подойдя поближе, Святозар низко поклонился и молвил:
- Здрав будь, старче. Какими путями тебя занесло в этот бурелом? Али леший тебя заплутал?
Старик ехидно улыбнулся и, покашливая, в ответ дал такую речь:
- И ты будь здрав, добрый молодец. Нет не леший меня заплутал, живу я тут, возле Ярилового капища, – и, тихонько покашливая, продолжил, - Тебя дожидаюсь, удалец.
Святозар как стоял, так и обмер. Не ослышался ли он? «Меня дожидается этот старичок», - мысль эта охолодила его спину.
А старец, как бы ни видя состояния молодца, продолжил:
- Завтра ты вступишь в возраст, так что хочу я тебе рассказать, как быть дальше. Ты только не блуди, а выслушай совета, и будет у тебя в жизни полная котомка.
Через пару дней к Вам в селище приедет княжья дружина, и будет звать тебя к себе, а ты и не противься, матушка твоя не пропадет. Ты, отслужив службу княжью, вернешься в дом богатырем, и все будет хорошо в доме твоем, и жену найдешь себе в дальних странах. Невольница она будет, краса неземная. И не хмурь свое чело, - продолжил старик.
Слушая старца, Святозар заприметил, что и птица не поет, и жучки не жужжат. Боязно стало молодцу, да только старик давил на его давний душевный мозоль. Хотел отрок битв ратных, хотел почувствовать сталь булатную в своих руках, да не защищаясь от хазар, а сам гоняя их по полю бранному.
Старец как бы читая его мысли, речь вел не спеша, описывая все привилеи службы дружинной, и что недаром его берегиня лесная привела сюда, ведь судьба человека давно начертана в древних книгах и отступать от нее - значит пропасть в рутине жизненной. Засосет обыденность, как в трясину затягивает неосторожного путника.
Послушал Святозар старца, да низко уклонился ему со словами:
- Спасибо тебе за совет, старче, да вот я матушке своей обещал, что не буду ее покидать, а слово мое молодецкое крепкое. Так что буду я жить поживать, да и хлебушек пожинать.
Кряхча, волхв, привстал, да и ответил, словно проклиная:
- Ну, раз ты так решил, значит, будь по твоему, только от тоски ты в дома затужишь и все равно поступишь, как было тебе предречено в книге Велесовой.
Вокруг потемнело, поднялся ветер, ломая лес, да вспыхнула вдали зарница, словно подтверждая слова волхва. Отрок с перепугу пал ниц и, когда уже открыл глаза, увидел, что капище стоит заброшенное, и нету больше тут ни одной живой души, только птицы поют, да жучки жужжат.
***
Подстрелив долгожданную дичь, Святозар возвращался домой, вспоминая разговор с волхвом, и так было неспокойно на его душе, что он бежал в село, словно за ним гнались вся нечисть лесная.
Выскочив из лесу, юноша заприметил, что в селище тихо воют псы, и какое-то марево висит над его домом, что стоял на другом конце селища. Припустив со всех ног, Святозар влетел в избу, дико крича:
- Матушка-а-а-а!!!
В горнице было пусто и тихо. Лишь кот Васька умывался на окошке. И словно из ниоткуда донесся голос:
- Книгу Велесову не обманешь. Так и быть посему.
На завтра наступали русалии дни. А матушка, не веря в приметы, пошла к водоему, чтобы постирать там портки сыну праздничные. Утянул ее в бездну хозяин вод, приглянулась она ему.

***

Опоясавшись отцовым мечом, весь седой, молодец сидел на пригорке, глядя на приближающуюся пыль, которую несла с собой княжью дружину, чтобы выполнить завет книги Велеса.

24 мая 2010 года


Рецензии