Государственный экзамен
Вот и начались долгожданные госы – государственные экзамены. Во дворе института группками стояли студенты филологического факультета. Выглядели они торжественно и важно. Женька подъехал к институту на такси. Домой он вернулся где-то под утро. Ни поспать, ни отдохнуть, толком не успел.
Вчера праздновали день рождения Лилии, Ромкиной сестры, в новом загородном доме.
Их отец хвалился хоромами! Действительно, не дом, а дворец! «Живут же люди!»- грустно думал Женька. Для каждого члена семьи своя комната, рабочий кабинет для отца, столовая, гостиная, а ванная! Эта вообще из области фантастики!»
Женьке каждая копеечка доставалась нелегко: он трудился, вернее, подрабатывал оформителем: то в кафе разрисовывал интерьер, то в магазине - сооружал рекламу, то в детском саду разукрашивал игровую комнату или беседку. При умеренном расходе на эти деньги можно было худо-бедно жить, как живут другие студенты, но Женька вращался с крутой молодежью и должен был соответствовать им.
Была еще одна заноза! Это Лиля, сестра друга. Сногсшибательная красавица, избалованная поклонниками. Ухаживание Женьки ее забавляло, играла с ним, как кошка с мышкой. Шансов у него практически не было, но он, глупец, надеялся! Делал ей дорогие подарки, она только кривила капризные губки и презрительно запихивала сувениры подальше.
У матери Женька принципиально не брал деньги. После смерти отца его мать, молодящаяся женщина, очень скоро вышла замуж за молодого сослуживца покойного мужа, а младший сын не мог простить ей этот скоропалительный неравный брак.
Стипендию Женька отродясь не получал, потому что учиться ему было лень, да и некогда. Этот институт с лекциями, семинарами, курсовыми зачетами был хуже горькой редьки! Этот институт был яблоком раздора между матерью и сыном, хотя они очень трогательно относились друг к другу.
Жила мать с новым мужем в другом городе, но как-то интуитивно чувствовала, когда у любимого Женечки нелады с учебой. Она тут же приезжала и начинала умолять сына не бросать учебу. Затем шла в деканат и технично, только ей ведомыми маневрами, утрясала все дела. И Женьке милостиво предоставлялась возможность досдать или пересдать тот или иной предмет!
Жил Женька с родной бабушкой, которой перевалило за девяносто, которая давно не реагировала на то, что происходило в мире, а тем более - дома. К нему часто приходили девчонки, и провести их надо было через бабушкину комнатушку. На ее немой вопрос у него всегда был готов ответ: «Бабуля, это однокурсницы, мы будем делать уроки». Она понимающе кивала головой.
В Женькиной комнате гремела. Бабушка была глуховата и музыка ей нисколько не мешала.
В ообщем, жилось Женьке неплохо, проблемы возникали только перед семинарами или зачетами. Тогда он шел к Кате, с которой учился в одной группе. Жила она в соседнем доме, правильнее сказать, снимала комнату. Катина хозяйка тетя Ася встречала Женьку очень радушно, полагая, что неспроста ходит сюда это вежливый молодой человек в черном пальто с белым шарфом.
Она сдавала комнатку, даже не комнатку, а клетушку, трем студенткам, тем самым неплохо пополняла свой домашний бюджет. В комнате стояли печка, две кровати и стол. На ночь ставили раскладушку.
Женька появлялся неожиданно.
- Добрый вечер, барышни!- галантно приветствовал он девчонок
Те вскрикивали, вскакивали и быстро снимали белье, которое сушилось над печкой.
- Да не суетитесь вы, я и не смотрю на ваши доспехи, - успокаивал Женька девчат.
Сразу появлялась хлебосольная тетя Ася и начинала предлагать молодежи чай с вареньем и свежеиспеченным печеньем, при этом многозначительно подмигивая Кате.
-Тетя Ася, никакого чая! Женька пришел не чай пить, ему нужны конспекты – сессия на носу! - проясняла ситуацию Катя.
- Катька, быстро давай все конспекты! За ночь постараюсь переписать!
Катя простая иногородняя девушка, на которую бы Женька ни в жизнь не обратил внимания на улице. Одевалась она скромно, короткая стрижка делала ее похожей на мальчишку. Познакомились они случайно, оба опоздали на консультацию по истории и бродили по институту в поисках нужной аудитории.
-Барышня, а барышня! Вы не в курсе, где проходит консультация для группы 13-65?
-Вот еще! Барышня! – фыркнула Катя.- Сама ищу!
-Тогда давайте искать вместе!
Вместе опоздали, как выяснилось, жили по соседству, утром вместе шли в институт, повергая многих девчонок в замешательство.
-Не может быть! Он с ней? Что он в ней нашел?
Это смешило и забавляло Катю.
-Женька, может быть, зайдем в столовую, здесь такие вкусные пирожки! Ты ведь тоже не успел позавтракать!
- А давай!- охотно соглашался Женька, подыгрывая Кате.
Катя училась старательно, Женька частенько пользоваться ее тетрадями, на контрольных садился рядом с ней, аккуратно, слово в слово дублировал ее работу. Это продолжалось до тех пор пока Катя не получила по литературе тройку, а Женька сиял от полученной четверки.
-Ну, все! Сиди на своем месте! Списывать не дам!
-Ты это серьезно?!- не верил Женька своим ушам.
Для Женьки, этого повесы, Катя была чем-то вроде палочки- выручалочки, этакой отдушиной. Ей он доверял все свои секреты. Знала она обо всех его пассиях и его безответной любви к Лиле.
Катя не раз видела Лилю, разодетую в пух и прах в окружении поклонников, которые провожали красавицу домой после занятий.
Так уж повелось, что Катя звонила Женьке по утрам, чтобы сообщить ему об изменениях в расписании занятий, консультаций или экзаменов.
Однажды Женька исчез, его не было на занятиях три дня.
-Что с Женькой? – поинтересовалась староста группа
- Я в няньки не нанималась! Ты староста, возьми, позвони или сходи, проведай!
-Кать, не обижайся! Просто, ты живешь рядом!
- Поручи это кому- нибудь другому.
Шел первый час ночи, Катя не ложилась, надо было закончить курсовую. Девчонки давно спали и видели десятый сон. В дверь тихонько постучали.
-Кто?- удивилась Катя.
-Катя, это я Женька! Открой, пожалуйста.
Вид у Женьки был ужасный, опухшее, небритое лицо. Таким его Катя никогда не видела.
- Фу! Перегар на гектар! - Она зажала пальцами нос. - Что случилось? На занятия не ходишь, пропускаешь….
- Отстань! – перебил ее Женька. – Знаешь, Лилька встречается с парнем из мединститута.
Из кармана пиджака он достал начатую бутылку водки.
- С ума сошел!- прошептала Катя.
-Закусить есть чем?
-Вареная картошка в мундире и хлеб.
-Пойдет! Давай!
Сидел, изливал душу. Катя нервно поглядывала на часы.
-Уже поздно, Женька! Иди! На занятия завтра пойдешь? Вернее уже сегодня!
-Что там делать? Я думал, ты меня поймешь, посочувствуешь!
-Ты мое мнение знаешь! Будь мужчиной, хватит раскисать!
……………………………………………………………………………..
На преддипломную практику Катя уехала в свой родной поселок, а Женька в компании веселых девчонок попал в небольшой областной городок. После практики они совсем не общались. Надобность в Катькиной помощи отпала сама собой - практика зачтена, к госам допущен! Все путем!
В его жизни обозначилась светлая полоса: они встречались с Лилей. Женька был на седьмом небе от счастья!
Как-то вечером в центре города Катя встретила Женьку с Лилей.
«Какая красивая пара»,- подумала Катя.
-Кать, привет! Ты откуда?
-В библиотеке была.
-Готовишься?- с улыбкой спросил Женька.- Ну, а мы на концерт идем.
- Про экзамены не забывай!
-Зануда, ты Катька, неисправимая! Все сдам, не беспокойся!
Женькино счастье продлилось недолго - у Лили появился новый завидный жених.
……………………………………………………………………………………….
И вот долгожданные госы.
-Кто- нибудь уже зашел? Какие билеты вытащили? - поинтересовался Женька.
Наконец стали выходить те, кто ответили первыми. Среди них была сияющая и радостная Катя.
-Слушай, Кать, а наша неподкупная Вера Петровна тоже в комиссии?- спросил Женька.
-Что-то не видела ее. Говорят, у нее мать серьезно больна. А вот и она! Легка на помине!
Через двор института размашистой походкой шла Вера Петровна, которая славилась прямолинейностью строгостью и неподкупностью.
Лицо у Женьки посерело. «Все! Конец! Не сдам! Разве ей сдашь?! Надо что-то придумать!»- рассуждал Женька.
Вера Петровна вошла в аудиторию, где шли экзамены. Поздоровавшись с коллегами, села за стол. Председатель государственной комиссии понимающе кивнул: «Зачем приехали? Мы бы и без Вас управились! Поезжайте домой! Вы там сейчас нужнее!»
-Дома дочь! Она проследит за мамой! Если что, позвонит.
Дверь аудитории отворилась и вошла секретарь.
-Вера Петровна, только что звонили из первой городской больницы. Вашу маму доставили туда! Состояние тяжелое, просили Вас срочно приехать
-Ничего не понимаю. Я уезжала, она спала, и причин для беспокойства не было. И почему дочь не позвонила?- Вера Петровна в недоумении быстро вышла.
Около аудитории плотным кольцом стояли студенты. Женька отодвинул плечом очередь и влетел в аудиторию. Как во сне взял билет. Сел готовиться. Сколько ни старался, не мог понять сути вопроса. «Ничего, буду нести ахинею! Лишь бы говорить что-то! Язык у меня подвешенный! Выкарабкаюсь!»
И действительно, он говорил и говорил, боялся, что его остановят.
- Переходите к сути, молодой человек! Давайте по существу!- нервничал преподаватель.
-Сейчас, сейчас! – Женька старался выиграть время
-Переходите ко второму вопросу,- устало сказал преподаватель, вопросительно взглянув не комиссию. Один из членов комиссии махнул рукой.
-Пусть переходит и быстрей уходит. Ничего путного мы от него не услышим.
В это время в аудиторию вошла Вара Петровна. Она была крайне взволнована.
-Представляете, ложный вызов! Я поехала в больницу, вместо того, чтобы позвонить домой. В приемном покое мне сказали, что такая не поступала. - Слезы душили молодую женщину. Ей предложили стакан минералки. - Затем позвонила домой. Дочь сказала, что мама до сих пор спит, температура спала.- Вера Петровна никак не могла успокоиться.
-Полагаю, что это сделали студенты, которые боятся, что Вы и на экзаменах будете такая же принципиальная!- произнес декан.
- Но как узнать, чьих это рук дело?- рассуждал зав кафедры.
-Вот мерзавцы! – обронил молодой преподаватель.
Женька тараторил и одновременно слушал разговор комиссии. Он чувствовал, что лицо стало красным, оно предательски горело. Горло перехватило.
-Разрешите водички!- он залпом осушил стакан с минералкой. Он боялся взглянуть на Веру Петровну. Та сидела поникшая, обида жгла ей душу.
- Так, дальше, пожалуйста!- произнес преподаватель. Женька на секунду растерялся: « Все равно они ничего не слушали! Начну заново!» И уверенно «включил повтор».
- А я, по-моему, я уже это слышал! – сказал один из членов комиссии
«Внимательный какой!»- со злостью подумал Женька.
-Перехожу к третьему вопросу! – осмелел Женька.
- Переходи, переходи! – Преподаватель жестом подозвал молодого коллегу. – Послушай его, пожалуйста! Все равно путного ничего не скажет. Выйду, покурю!
«Куда это он подался? От молодого всего можно ожидать!» – испугался Женька. Правда третий вопрос был хорошо знаком – Катька отвечала эту тему на семинаре.
-Ну, как тут наш герой? Не утомил часом? – спросил вернувшийся преподаватель.
- Совсем неплохо! – ответило несколько голосов.
-Уважаемая комиссия, как оценим ответ этого …-преподаватель хотел ввернуть эдакое словцо, но присутствие важных особ на экзамене остановило его- этого студента?
- С третьим вопросом он справился довольно хорошо! – заметил декан.
- Может, дополнительные вопросы? - осмелел Женька, почувствовав поддержку декана и маячащуюся четверку.
- Ага, первый и второй вопрос по билету! – тихо прошептал преподаватель.- Иди, и скажи «Спасибо!»
После экзамена группа бурно обсуждали инцидент. Все осуждали Женьку и готовы были высказать ему порицание, только его не было.
Закончились государственные экзамены. Получив направления, все разъехались. Отрабатывать предстояло три года. У вчерашних студентов началась новая жизнь.
По- разному сложились судьбы, но в школе мало кто задержался. Кто-то работал в библиотеке, кто-то в Доме творчества, кто-то в турбюро, а кто-то магазине,
………………………………………………………………………………………….
Прошло лет 10-12. Как-то в московском поезде в вагон - ресторане, куда Катя привела покормить своих мальчишек, к их столику подошел молодой мужчина.
-Простите, если не ошибаюсь, Вы – Катя?
В его лице было что-то очень знакомое.
- Мы учились вместе. В институте. Только я в другой группе, да потом и совсем бросил..
Ромка! Вспомнили? Я еще с Женькой дружил.
Сыновья с любопытством смотрели на незнакомого дядю.
-Ваши орлы? Похожи! А Вы, Катя, совсем не изменились, только пополнели.
-Как же, как же. Помню. Конечно, помню. Вы – брат Лили. Ну, как они живут? Надеюсь, у них все хорошо? Сколько лет прошло!
Несколько минут он молчал. Катя непонимающе смотрела на него. Пауза затянулась.
Ее сорванцы расправлялись с картофельным пюре и курицей.
-Нет больше Женьки! - сказал он охрипшим голосом. - Смалодушничал. Не справился с собой. Лилька скакала от одного к другому, искала принца. Не знаю, поняла она или нет, что только Женька любил ее по- настоящему. И ему жизнь сломала, и сама так и не устроилась. Простите, Катя!- Он зашагал по качающемуся вагон - ресторану.
За окном вагона проносились деревья, кустарники, домики ….
-Мама, мы уже поели, пойдем. - Но Катя ничего не слышала……..
Свидетельство о публикации №210060400951
Сергей Горельцев 06.06.2010 23:22 Заявить о нарушении
Людмила Никольская-Клименко 07.06.2010 22:38 Заявить о нарушении