C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Дорога длиною в жизнь

 


     Прохаживаясь между рядами на рынке, я встретила свою коллегу по работе, которую не видела  уже много лет.
-Люда, ты? Вот здорово! Даже не верится, что мы встретились здесь! Сколько же мы не виделись?- восклицала я.
-С тех пор, как ты уехала сюда, в Израиль: 15 лет.
-Люда, ты совсем не изменилась: такая же молодая, как будто не было этих лет. А мы ведь ровесники. Поделись  секретом твоей молодости.
-А секрета никакого нет. Я увлеклась танцами. Хожу два раза в неделю в клуб. Там у меня появилось много знакомых. Общаюсь, танцую. Мы часто в клубе устраиваем вечера. Кстати, скоро будем отмечать 8 марта. Могу и тебе с мужем достать пригласительные  билеты на наш вечер.
-О, мы с удовольствием пойдем,-обрадовалась я. -Мы вообще нигде не бываем.
-Вот и прекрасно! Познакомлю вас со своими друзьями.
 Люда выполнила свое обещание и принесла нам приглашения на вечер. Я очень волновалась, ведь давно уже нигде не была и это был мой первый выход в свет за долгое время..
 Когда мы пришли в клуб, там уже было много народу. В основном женщины, мужчин -меньше. Все сидели за столиками на четверых. Я поискала глазами  свою знакомую. Люда, увидев нас, махала нам рукой. За столом с ней сидел импозантный пожилой мужчина лет 75.    Густые седые волосы были аккуратно уложены. Костюм на мужчине был несколько старомоден, вероятно, служил ему много лет. Мужчина приподнялся и,подав нам руку, представился:-Ким.
-Ким-мой партнер по танцам,- сказала Люда, предупредив мое любопытство.
Я посмотрела вокруг. На каждом столе стояли небольшие букеты цветов, бутылка шампанского, напитки и легкая закуска.
 Вечер начала ведущая с поздравления женщин, но сразу передала инициативу мужчинам. И тут вышел Ким. Его поздравление перемежалось стихами. Стихи читал мужчина очень проникновенно, голос его просто завораживал.
-Ким, вы просто мастер слова,-искренне похвалила его я.-Мужчина смутился, а Люда сказала: -У Кима много еще достоинств. Его просто нужно узнать поближе. Ким, расскажите, как вас в детстве за чтение стихов наградили штанами.
Ким снова смутился, покраснел и ответил:-В следующий раз. После торжественной части были показательные выступления танцевальных пар. Женщины в вечерних платьях и их партнеры  были изумительно красивы, но я, не отрываясь, смотрела на Людмилу и Кима. Они танцевали легко и изящно. Я смотрела и любовалась. А потом Ким снова читал стихи. Вечер прошел незаметно.
Домой мы пошли вчетвером.  Возле одного из четырехэтажных домов  Ким замедлил шаг.
     -Здесь я живу. Давайте поднимемся ко мне и продолжим наше знакомство за чашкой чая,-предложил наш новый приятель.
       Было еще относителььно рано и мы согласились. Ким жил в государственной двухкомнатной квартире.
      -Этот дом амидаровский. Здесь живут в основном пенсионеры. Мы с женой получили эту квартиру. Ее уже 5 лет нет и я живу теперь один,-пояснил нам Ким.
Обстановка в квартире была очень скромная, везде было прибрано, но чувствовалось отсутствие женской руки. Я обратила внимание на книжные полки. Здесь были книги о войне, детективы и сборники стихов Б.Ахматовой, Б. Пастернака, В. Высоцкого, Б. Акуджавы, А. Дементьева - поэтов, любимых хозяином квартиры. Видно было, что Ким увлекался поэзией. Заметив мой интерес к поэтическим сборникам, мужчина сказал: -Я с детства увлекаюсь поэзией. Сам не пишу, но читать стихи люблю. Я рассказывал Людмиле, как в школьные годы за чтение стихов меня наградили штанами. Это сейчас смешно об этом рассказывать, а тогда мы жили очень бедно и такой подарок был очень кстати.
     - Ким, а откуда у вас такое необычное имя?-спросила я. Мужчина усмехнулся и ответил:- Отец у меня был идейным и всем своим детям дал подобные имена. Он был коммунистом, председателем сельсовета в небольшом местечке на  Украине. Нас, детей у него было четверо: три сына и дочь. Старший родился в 1922 году. Ему дали имя Маэльс-первые буквы имен вождей:Маркс,  Энгельс, Ленин, Сталин. В 1924-м родился Владлен. Назвали в честь Владимира Ленина. Затем, в 1929 -м родился я-Ким(Коммунистический интернационал молодежи ) и, наконец,Сталина-самая младшая. Ким достал альбом и стал показывать нам семейные фотогафии, а я подумала: так ему 80 лет, а выглядет моложаво и выправка у него военная. Показывая фотографии, Ким продолжал рассказывать: - Я уже говорил, что мы были очень бедны. Люди удивлялись: глава семьи на такой высокой должности, а семья еле перебивается. Но отец считал, что он не имеет права пользоваться своим служебным положением. Позже, уже в 30-е годы, его перевели на работу в город. Отец возглавил мукомольный завод, но и тогда в нашей жизни почти ничего не изменилось. В городе в то время были трудности с мукой. Люди, чтоб получить килограмм муки в руки, занимали очередь в магазин с вечера. Отец никогда не говорил матери, когда должны завезти в магазин муку, и мама, как и все, стояла всю ночь и ждала завоза, но отца она ни разу не упрекнула. Знала, что муж ее таков и ничто его уже не изменит. Отца мы видели редко: все время на работе, а нами больше занималась мама, ей помогал Маэльс. Старший брат был авторитетом для нас.
     Когда началась война, он вместе с отцом ушел на фронт. Владлену тогда было только 17 лет, но и он уже обивал пороги военкомата, но, конечно, по малолетству его не брали. Нас эвакуировали в Новосибирск. Я там продолжил учебу в школе, а брат пошел работать. Жить на продуктовые карточки было очень тяжело, все время хотелось кушать, особенно жалко было Сталинку. Она плакала и просила есть.Мама отрезала со своего пайка и давала ей. Я не мог спокойно смотреть на слезы сестренки и стал подумывать о работе. В Новосибирске жил мамин брат Володя. Он работал в сапожной мастерской и согласился взять меня туда  с условием, что я буду учиться в вечерней школе.
     Слушая рассказ Кима, мы рассматривали фотографии из его семейного альбома. Невысокий коренастый мужчина лет 35-40. Серьезный, умный взгляд,вероятно, отец. Сыновья статью не в него, наверное, в мать. Она высокая, статная. Большие открытые глаза, брови вразлет. А вот симпатичная миловидная девушка. Очень миниатюрная,  Наверное, ростом пошла в отца. А вот Ким в форме курсанта военного училища. Совсем мальчишка.
     -Это уже после войны. Я поступил в автомобильно-техническое военное училище. Меня всегда тянуло к технике. В последний год учебы женился. И Ким выудил из альбома фотографию: он в форме курсанта с симпатичной блондинкой. После окончания училища Кима направили на Дальний Восток, в Уссурийск. Туда он уже отправился с молодой женой.
     Лиза-так звали его жену-была из интеллигентной семьи. Родители были педагогами и дочь пошла по их стопам: стала учителем математики.  В начале 50-х Кима направили командиром транспортного взвода в Китай, в Порт-Артур. Там он прослужил три года и семья снова венулась в Уссурийск, в свою часть, а Лиза-в школу, где начинала свою педагогическую деятельность. Через несколько лет работы в школе она настолько выросла в своей профессии, что быстро продвигалась в педагогической карьере:ее назначили завучем, а еще спустя несколько лет Лиза стала директором школы.       Здесь выросли его дети: сын Лешка и дочка Верочка. Они оба закончили институты. Алексей стал инженером-механиком, Вера, как мама, педагогом. Ким показал нам фотографии уже взрослых своих детей. Затем он вытащил из альбома свое фото.
     -Вот таким я ушел в отставку, т.е. на пенсию. На фотографии мы увидели пожилого, седого, но довольно симпатичного полковника.- Да, на пенсию я ушел полковником.
     -Вы давно в стране?-продолжала расспрашиивать я Кима. 
     -С 1994 года. Приехали всей семьей. Дети сразу выучили язык и нашли работу. Нам с Лизой было труднее. Я где только не работал, даже улицу подметал, Лиза тоже убирала чужие квартиры, но ей язык давался легче и она, выучив иврит, подтвердила свой диплом и занялась репетиторством. Вообщем, жили как все репатрианты.
     Через несколько лет Алексей уехал в Канаду и открыл свое дело. Начал с небольшшой автомастерской, а потом расширил ее, превратив в автосалон. Женился. У него два мальчика. Вера осталаась жить в Израиле. Она закончила курсы управления производством.   Сейчас она возглавляет работу хостеля. У нее трое детей: две дочери и сын.
     - У меня уже и правнук растет в Канаде,- с гордостью сказал Ким.-Вот только Лизонька не дождалась его. Ким показывал нам фотографии внуков и правнука, сопровождая рассказами о каждом.
     Мы  увлеклись, и не заметили, что время перешло далеко за полночь и наступал новый день. Проводив Людмилу, мы смужем не спеша шли по тихим безлюдным улицам города и каждый молча думал о чем-то своем, но эти думы были связаны с новым знакомым-удивительным человеком с необычным именем Ким.


Рецензии
Нина, какой славный рассказ. Я его читала и мне с каждой строчкой становилось всё спокойней и уютней, было такое чувство что я тоже соприкоснулась с чем-то приятным и достойным. Спасибо.Думаю все это прочувствуют...

Наталья Обухова 2   11.06.2010 15:38     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наташа, что оценили рассказ, спасибо за хороший отзыв. Обнимаю.

Нина Петлярская   13.06.2010 10:55   Заявить о нарушении