Шаляпин

                1.

Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 года в Казани. Его отец, мелкий чиновник,  служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное – закончил (да и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец – в судебную палату. Однако ни в одном из этих мест Шаляпин не задержался. К тому же писарское дело ему не нравилось. Призвание свое он нашел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому времени голос уже вернулся, но только не дискант, а баритон).

   Первой вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия  в комической опере «Певец из Палермо». Затем он с удивительной быстротой стал овладевать репертуаром. Помимо хоровых ему стали поручать сольные партии. Когда сезон кончился, Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей трупе Деркача. Объехав города Урала и Поволжья, она отправилась в Среднюю Азию, потом в Баку. Здесь в 1892 году Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную трупу Лассаля, но успел выступить только в нескольких спектаклях. Труппа распалась. Оставшись без денег, Шаляпин добрался до Тифлиса и перебивался здесь некоторое время случайными заработками. Потом устроился писцом в управление Закавказской железной дороги. Вскоре им заинтересовался знаменитый тифлисский учитель пения Усатов (в прошлом известный оперный певец). Почувствовав в молодом Шаляпине огромный талант, он взялся учить его, притом совершенно бесплатно. Он сделал даже больше: добыл для ученика через знакомых маленькую стипендию и безвозмездно кормил его обедами, обучая одновременно за столом хорошим манерам. В дальнейшем Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нем самые теплые воспоминания.

    Учение его шло успешно. Через несколько месяцев Шаляпин уже публично выступал в концертах, организуемых тифлисским Музыкальным кружком, его имя стало известно и он получил приглашение в тифлисский оперный театр. Таким образом, в 1893 году он впервые попал на профессиональную сцену. Репертуар театра был огромен. За один сезон Шаляпину пришлось разучить двенадцать  партий из различных опер. Справиться с этим он смог лишь благодаря своему исключительному таланту. Публика оценила его сразу и по достоинству. Особенно великолепен был Шаляпин в роли Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев». В 1894 году, собрав достаточно денег, Шаляпин поехал искать счастья в Москву. Попасть в Большой театр, как он предполагал сначала, ему не удалось, но его взяли в оперную труппу Петросьяна, которую набирали для петербургского театра «Аркадия» в Новой деревне. Шаляпин поехал в столицу. Через два месяца театр Петросьяна прогорел. Шаляпин не хотел уезжать из Петербурга и вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра. Дела его шли неплохо, и столичные театралы вскоре стали отмечать талант Шаляпина. В начале 1895 г. им заинтересовалась дирекция Мариинского театра. После прослушивания, в феврале был заключен контракт на три года -  Шаляпин оказался на императорской сцене.

                2.

Первый год он выступал на вторых ролях. Только под конец сезона, в апреле 1896 года, заменяя заболевшего баса, Шаляпин обратил на себя внимание исполнением партии Мельника в «Русалке». Огромный успех у публики и благоприятные отзывы прессы сразу сделали Шаляпина известным. Летом он получил приглашение поехать в Нижний Новгород, чтобы выступать во время Нижегородской выставки в частной оперной труппе известного русского миллионера и мецената Саввы Мамонтова. В эту пору Мамонтов приступил к воплощению своей давней мечты: он хотел создать чисто русский оперный театр. Не считаясь ни с какими затратами, он выписал из столицы лучших певцов и музыкантов, заказал художникам роскошные декорации и костюмы. Все предприятие было организовано с исключительным размахом, так что затмило даже постановки императорских театров. Правда с коммерческой точки зрения первый сезон не оправдал себя – спектакли шли в полупустом зале, убытки Мамонтова простирались до 30 тысяч. Но это его не охладило. Осенью он послал Шаляпину предложение бросить казенную сцену и перейти в его оперу, которая начинала тогда свои выступления в Москве. Условия были более чем приличные: Шаляпину предлагался круглогодичный оклад в 600 рублей в месяц (втрое больше, чем получал он в Мариинке). Кроме того Мамонтов выплатил дирекции неустойку в 3600 рублей.

   Шаляпин согласился без колебаний. Судьба его вновь резко переменилась, и, надо сказать, этот крутой поворот имел для него  огромное значение. Именно в частной опере Мамонтова его феноменальный оперный и драматический талант развернулся во всю свою мощь.  По воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» «Все это одело мою душу в одежды праздничные, - писал Шаляпин, - и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия». Действительно, Мамонтову удалось собрать вокруг себя много талантливых и горячо сочувствующих его начинанию людей. Дирижером в частной опере был Рахманинов, художниками - Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов, режиссером вместе с самим Мамонтовым - Лентовский, среди артистов видим, кроме Шаляпина, – Рожанского, Цветкову, Ростовцеву, Забелу. Целью создания Частной оперы была пропаганда творений «Могучей кучки» (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова), произведения которых были тогда не в чести на казенных сценах. Они и составили основу  репертуара оперы Мамонтова.

   Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 года. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование. Через несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил громкий успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских театралов. Но подлинная огромная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана Грозного. Опера эта прежде почти не ставилась, предшественников в исполнении своей роли Шаляпин не имел. Он работал над ней с редким воодушевлением и позже говорил, что это была первая вещь, в которой он по-настоящему нашел себя. Не смотря на многие шероховатости спектакля в целом, великолепная игра Шаляпина обеспечила ему восторженный успех.    

    Сезон 1897/1898 годов был отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии Досифая в «Хованщине» Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко» Римского-Корсакова.  В следующем сезоне его популярность была подкреплена блестящим исполнением роли Олоферна  в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте и Сальери». Подлинно шекспировских высот достиг Шаляпин в роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Музыкальный критик Энгель писал вскоре после премьеры: «Начиная с грима и кончая  каждой позой, каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое. Перед нами был царь величавый, чадолюбивый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели благодаря совершенному преступлению, словом, тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально воссоздан Мусоргским». Можно сказать, что с появлением в его репертуаре партии Годунова Шаляпин был единодушно признан первым оперным певцом России. Дирекция императорских театров, недавно так легко расставшаяся с ним, теперь не жалела средств для того чтобы вновь заполучить Шаляпина на свою сцену. Осенью 1899 года Шаляпин подписал трехлетний контракт с Большим театром, который обязался заплатить ему в первый год 9000 рублей, во второй – 10000, а в третий – 11000. Пребывание в Частной труппе можно считать одним из ключевых эпизодов в биографии Шаляпина, важном для него не только в творческом, но и в личном плане (летом 1898 года он женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги).

                3.

Первое же появление Шаляпина на сцене Большого было встречено бесконечными громовыми аплодисментами. Оно превратилось в сплошной триумф, какого, по словам современников, давно не видели стены этого театра. Критики писали о том, что явление Шаляпина огромно по своему значению, поскольку символизирует собой завершение длительного и сложного процесса  создания русской национальной оперы. И это в самом деле было так. Очарованная успехом Шаляпина дирекция стала один за другим вводить в репертуар те произведения, в которых Шаляпин добивался наибольшего успеха.  В 1901 году Большой театр поставил «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта и Сальери» – все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой. Теперь, после того как в них блеснул Шаляпин, они уже казались признанной классикой, ни в чем не уступавшей европейским оперным шедеврам.

    В те же годы начала расти европейская слава Шаляпина. В 1900 году  он получил приглашение от Миланского театра La Scala исполнить партию Мефистофеля в одноименной опере Бойото, причем дирекция согласилась выплатить ему за десять выступлений огромную сумму - 15000 франков. К этим первым  в его жизни зарубежным гастролям Шаляпин подготовлялся с большой тщательностью: занимался итальянским языком, много размышлял над образом и костюмом Мефистофеля. Его выступление 16 марта 1901 года произвело на взыскательных миланских театралов тоже впечатление, что и на московскую публику – уже первая его ария вызвала бурю аплодисментов. Затем, с каждой картиной восторг публики все возрастал и вылился под конец представления в безудержный шквал оваций. Признание итальянской публики стоило многого – на следующий день Шаляпин проснулся мировой знаменитостью. После этого он почти каждый год отправлялся в зарубежные гастроли, выступал в Монте-Карло и Ницце.

    И в дальнейшем, по мере того как росла его слава, Шаляпин все больше времени отдавал гастролям, которые в коммерческом отношении были гораздо выгоднее, чем выступления по контракту. В 1907 году, дирекции императорских театров стоило больших усилий заключить с ним договор. В конце концов он согласился спеть за сезон 27 спектаклей в Петербурге и Москве за вознаграждение в 50 тысяч рублей. Остальное время он предполагал посвятить выступлениям за границей. В мае того же года Дягилев в первый раз организовал в Париже выступление русских артистов под названием «Русские сезоны за границей». Цикл концертов впервые по-настоящему познакомил парижан с русской музыкальной культурой. Французская пресса восторженно писала тогда о музыке России и ее представителях. Особый успех выпал на долю Шаляпина. В 1908 году Дягилев не ограничился концертами, а привез в Париж целый оперный спектакль – «Бориса Годунова» с Шаляпиным в заглавной партии.

   В те же годы Шаляпин впервые выступает в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе. В Милане он участвует в опере «Борис Годунов» на итальянском языке. Вообще, благодаря Шаляпину русские оперы и, в особенности произведения Мусоргского, быстро вошли в репертуар зарубежных театров и стали достоянием  мирового оперного искусства. Но и сам Шаляпин не оставался в стороне от европейских веяний. С конца 1900-х годов едва ли можно говорить о нем как об исключительно русском оперном певце – он принадлежал уже мировой культуре. Большая часть его выступлений теперь проходит за рубежом. Специально для Шаляпина французский композитор Массне пишет в 1910 году  оперу «Дон Кихот». Произведение это было более чем посредственное, но Шаляпин, вдохновленный Сервантесом, сумел внести в свою роль огромный внутренний трагизм. И в дальнейшем Дон Кихот оставался одной из лучших его ролей. С большим успехом исполнял он партию Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» и короля Филиппа в «Дон Карлосе».

                4.

С началом в 1914 году I мировой войны, гастроли Шаляпина прекратились. Вплоть до 1920 года он безвыездно прожил в России. Но и в эти годы его артистическая деятельность была очень интенсивной. В 1916 году он окончательно ушел с казенной сцены, выступал в антрепризе Аксарина и частной опере Зимина. Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу раненых. Февральскую и Октябрьские революции Шаляпин встретил  благожелательно. В апреле 1918 года он вернулся в Мариинский театр, который перестал быть императорским. В это время театр переживал тяжелый кризис. Многие артисты, притом наиболее талантливые, эмигрировали из страны. Былая театральная публика ушла в небытие. Большую часть постановок пришлось снять с репертуара, остальные давались при полупустом зале. Чтобы привлечь нового зрителя приходилось большую часть билетов распространять бесплатно. Тем не менее Шаляпин работал с большим воодушевлением. Имя его было популярно, и спектакли с его участием обычно собирали гораздо больше зрителей. В ноябре 1918 года постановлением Совнаркома ему было присуждено звание народного артиста. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав директории театра и фактически стал его художественным руководителем. Так же как и Станиславскому, ему пришлось выдержать жесткие нападки пролеткультовцев, относивших оперу к махровым пережиткам прошлого. Они требовали распустить труппы Мариинского, Александринского и Михайловского театров, а здания и весь театральный реквизит передать самодеятельным рабочим кружкам и их объединениям. До таких крайностей, впрочем, не дошло. Шаляпин ездил в Москву и встречался с Лениным. В результате переговоров было решено образовать ассоциацию академических театров и сохранить за ними все принадлежащее им имущество. Вскоре появился соответствующий декрет, подписанный Лениным и Луначарским.

   С 1920 года возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. После многолетнего отсутствия его концерты в Европе и Америке имели триумфальный успех. Огромные гонорары, выплачиваемые за каждое выступление, конечно, не шли ни в какое сравнение с теми, что он получал в голодном Петрограде. Это обстоятельство, по-видимому, стало одной из причин его нежелания возвращаться в Россию. В апреле 1922 года Шаляпин на короткое время приехал в Петроград и в последний раз выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он вновь отправился на гастроли, из которых в Россию  не вернулся.

     Шаляпин осел во Франции (в Париже у него была огромная квартира, занимавшая весь этаж дома, возле Биарицца – большое имение). Однако он проводил здесь мало времени. Последние шестнадцать лет его жизни прошли в непрерывных гастролях по всем частям света. Причем он находил абсолютное признание на всех континентах и во всех странах (будь то Япония, Новая Зеландия, Чили или Норвегия), куда бы его не забрасывала судьба. Только в СССР он не заезжал никогда. В 1927 году советское правительство лишило его звания народного артиста. Как раз в это время князь Церетели образовал в Париже Русскую оперу из русских актеров-эмигрантов. Шаляпин тоже принял в ней участие. Состав труппы был очень сильным и долгое время Русская опера имела репутацию одного из лучших оперных театров Европы. В 1932 г. Шаляпин снялся в звуковом фильме «Дон Кихот», который обошел затем экраны кинотеатров многих стран и стал заметным явлением в киноискусстве. Вообще мировая слава Шаляпина не только не уменьшалась, но наоборот с годами становилась все больше.  Несмотря на высокую цену билетов, его выступления всегда проходили при полном зале. Число даваемых им каждый год концертов было огромно.  Между тем, начиная с 1936 года здоровье Шаляпина стало быстро разрушаться. Летом 1937 года врачи определили у него болезнь сердца и эфизему легких. За несколько месяцев из крепкого мужчины он превратился в старика.  В начале 1938 года появились признаки злокачественного малокровия, а в апреле Шаляпин скончался от лейкемии.


Рецензии
С интересом прочитала биографию этого потрясающего певца. Когда-то меня поразило мелькнувшее где-то замечание о том, что каждый раз после исполнения партии Мефистофеля, Шаляпин постился и просил у Бога прощения... Это был интересный человек. Мне кажется, что нет ничего удивительного или страшного в том, что свой талант он расплескал по всему миру, а не привязал его к послереволюционной, полной опасностей Росссии...
Хорошего Вам , длинного дня, Константин. С теплом. Ирина.

Рина Титова   11.03.2011 09:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, за Ваш визит, приятные пожелания и отзыв! Я думаю, ни у кого нынче язык не повернется осуждать Шаляпина за его выбор. Талант не может быть "нашим" или "ихнем". Гении, вроде Шекспира, Моцарта, Достоевского принадлежат всему человечеству. Но это только "одна сторона проблемы". "Взращивается" гений всегда на какой-то национальной почве. Особенности характера этой нации он и открывает потом миру. Лично я испытываю чувство гордости от того, что Шаляпин был русским.

Константин Рыжов   11.03.2011 09:44   Заявить о нарушении